На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

69 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    ... А вдруг ЮП понравится моя компактная книжечка "Ну, что тебе сказать про СэШэА? "Литература — это ...
  • Владимир Акулов
    Споры на форуме - Пока мы были бедные и молодые ... Муж меня любил... Мне не изменял... Когда муж заработал ...Сама виновата! Не...
  • Владимир Акулов
    Споры на форуме - Мы прожили с мужем в счастливом браке 20 лет... У нас 2-е детей... Но недавно муж меня броси...Сама виновата! Не...

Важные занятия: что интересно детям сегодня — опрос психолога

Психолог Катерина Мурашова опросила детей от 5 до 17 лет о важных занятиях в их жизни. Результаты оказались во многом оказались неожиданными и даже шокирующими.

Давно у нас с вами, уважаемые читатели, не было никаких опросов и исследований. Обычно у меня обострение исследовательского прошлого случается по весне, но в эту весну что-то, кажется, не сложилось.

Ну что ж, вот осень. С начала сентября я ловила и опрашивала детей и подростков и сегодня представлю на ваш суд достаточно, на мой взгляд, интересные результаты. Как всегда,родителям и людям, работающим с детьми, есть о чем подумать.

В моем нынешнем исследовании участвовали 78 детей и подростков. 45 девочек и 33 мальчика. Возраст от 5 до 17 лет. Почему я решилась на такой большой разброс (обычно я беру более узкую возрастную группу), будет ясно ниже.

Что я спрашивала? Я просила детей назвать три самых важных и интересных для них занятия.

Методика была такая: я просила ребят выписать на листочке все важные и интересные  занятия, которые он(а) вспомнит, а потом их поперемещать и проранжировать по убыванию важности и значимости. В собственно исследование я брала только пункты один, два и три.

Всем детям я внятно объяснила, что речь идет не о людях.

Нельзя было ответить, что самым важным для меня в жизни являются мама, папа и старшая сестра. Но можно ответить, что самые важные занятия для меня — это вечерние разговоры с мамой, поездки на рыбалку с папой и совместные компьютерные игры с сестрой.

Огромный разброс опрашиваемых по годам был взят мною для того, чтобы хотя бы приблизительно посмотреть эволюцию «важного» в онтогенезе — как меняется с возрастом. Мне самой именно это было особенно интересно.

Сразу хочу сказать: очень многие дети (намного больше половины) испытывали существенные трудности в выделении «важного» из своей жизни в принципе. Было несколько (около десятка) детей, которые в результате вообще отказывались отвечать, то есть, в сущности, сообщали мне: да нет у меня ничего такого, особенно в потребном вам количестве. И от этого неприятного открытия все они очень расстраивались и, разумеется, мною в исследование не включались.

В норме, если все шло хорошо, мы тратили на обсуждение и собственно составление и ранжирование списков около пятнадцати минут. Маленьким я помогала, после 11 лет — неплохо справлялись сами. За это же время я собирала про ребят дополнительные сведения.

И образовалась тут у нас еще одна цифра, которая к нашему исследованию, на первый взгляд, никакого отношения не имеет (или имеет? Если хорошенько подумать…), но меня она, честно скажу, поразила (даже не знаю, по-хорошему или по-плохому). Помимо прочего, я спрашивала детей, какие кружки они посещают (ожидая, что они окажутся в значимых занятиях). И вот знаете, уважаемые читатели, сколько кружков в среднем посещает опрошенная мною общность детей из муниципальной детской поликлиники на окраине Петербурга?

Три с половиной кружка на человека (3,47)! 

И это надо учитывать, что тут у нас есть совсем маленькие дети, которые кружков не посещают, есть дети из семей, где это не принято, есть готовящиеся к экзаменам или просто все уже бросившие подростки. Три с половиной кружка в среднем на каждого. Вы представляете себе, сколько это на максимуме?

Вот давайте с этого и начнем. Для кого-то из родителей, озабоченных дополнительным образованием детей, это будет неприятным сюрпризом, но в значимые «тройки» кружки и секции у нас попали всего пять раз (из 78 детей) и ни разу — на первой позиции. Что это было? Секция чирлидинга, балет, клуб скалолазания, волейбольный кружок при школе и психологический клуб для подростков при районном доме творчества. Не знаю, сюда или отдельным пунктом, но был еще один репетитор по истории и обществознанию и занятия с ним, причем на первой позиции (наверное, это было подростку внове или уж действительно очень оригинальный человек оказался — я бы на месте родителя даже и присмотрелась к этим занятиям повнимательнее).

Но никакого английского языка, никакого большого тенниса и студии при Эрмитаже. Впрочем, я этого и не ожидала.

Идем дальше.

Что же у нас наиболее часто встречается из занятий? Что занимает по важности первое место?

У самых маленьких, конечно, играть. Так оно и должно быть. После семи лет в тройку почти не попадают уточнения «играть с мамой», «играть с папой», «играть с бабушкой» — либо родители перестают играть, либо детям это уже совсем не интересно. «Играть с братом, с сестрой» — встречаются, даже и на первых позициях, но не особо часто. Играть в планшет, играть в телефон — разумеется, прямо с пяти лет, на первые позиции выходит с восьми, некоторое время конкурирует со «смотреть мультики». Гулять, играть с друзьями — очень часто, с 6 до 10 лет — второе место (после мультиков и планшета). Читать, смотреть книжки — 6 упоминаний, вторая-третья позиция. Есть прямо на первых позициях и много оригинального (то есть дети еще разные, не унифицированные). Например:

      помогать в кухне бабушке готовить;

      шить куклам одежду;

      дрессировать кота;

      делать опыты;

      убираться в комнате, пылесосить (родитель подтверждает: да, действительно);

      придумывать сказки, истории;

      купаться и громко петь в ванной;

      сидеть в кустах и смотреть оттуда;

      качаться на качелях;

      разбирать все на части, смотреть, как все устроено;

      висеть вниз головой и воображать себя летучей мышью.

То есть все, в общем, мило и в значительной степени ожидаемо. Для меня — мало детей говорят из самого значимого: гулять. И если все-таки говорят, то: гулять на площадке. Большого мира природы для них как будто и не существует или он где-то на далекой обочине. Мне грустно.

А вот дальше — ужас! Дети постарше и подростки. Что, какое любимое занятие статистически бьет все остальное по упоминаниям в первых трех, самых важных пунктах? Не читайте ниже. Отложите гаджет и подумайте сами. Что приходит в голову?

Компьютерные игры, общение в телефоне, прогулки с друзьями, просмотр YouTube и прочих социальных сетей… Так? Я тоже так думала, и оно все, конечно же, есть: и компьютерные игры, и просмотр видео, и социальные сети — на ожидаемых первых позициях. Хотите порадоваться? Есть даже «учиться в школе». Признают — важное и кому-то даже интересно. Но — статистически первое? Не буду больше вас мучить. Самое первое место из «интересного, важного, желаемого» у детей средней и старшей школы занимает — спать!

Каково? Как говорят современные подростки, «я сама в шоке».

Причем я каждый раз уточняла. Это не «лежать на диване и тупить в телефончик» (второе по значимости), это совершенно отдельный пункт. Именно спать. Спать сколько хочу, и чтобы никто тебя не трогал.

Неожиданно для меня часто в «тройке», причем у всех возрастов, встречается «рисовать», также очень много раз в главной «тройке» — слушать музыку. Есть в значимом количестве — танцевать (не в кружке танцев, просто так). Встречается (у средних по возрасту) — снимать видео про свою жизнь. Очень часто у всех возрастов — играть с домашним животным. Читать книги — встретилось пару-тройку раз, но не протаскивается никакой статистикой. Смотреть фильмы — сравнительно часто на третьей позиции, ни разу на первой.

Итак, после статистической обработки, в главной тройке «усредненного» мною опрошенного ребенка (старше 11 лет):

1.    Спать

2.    Тупить в телефон

3.    Общаться с друзьями

Второй и третий пункт никакого удивления не вызывают, а вот первый… Родители и педагоги, думайте, кто может.

Из оригинального у старших:

      собирать модели;

      думать о смысле жизни;

      играть в преферанс;

      смеяться;

      выращивать розы на подоконнике и воображать себя Гердой;

      писать письма несуществующим людям;

      разговаривать с бабушкиными подругами.

Вот такое вот получилось осеннее исследование. Мне кажется, тут есть о чем подумать.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх