Психолог Катерина Мурашова опросила детей от 5 до 17 лет о важных занятиях в их жизни. Результаты оказались во многом оказались неожиданными и даже шокирующими.
Давно у нас с вами, уважаемые читатели, не было никаких опросов и исследований. Обычно у меня обострение исследовательского прошлого случается по весне, но в эту весну что-то, кажется, не сложилось. Ну что ж, вот осень. С начала сентября я ловила и опрашивала детей и подростков и сегодня представлю на ваш суд достаточно, на мой взгляд, интересные результаты. Как всегда,родителям и людям, работающим с детьми, есть о чем подумать.
В моем нынешнем исследовании участвовали 78 детей и подростков. 45 девочек и 33 мальчика. Возраст от 5 до 17 лет. Почему я решилась на такой большой разброс (обычно я беру более узкую возрастную группу), будет ясно ниже.
Что я спрашивала? Я просила детей назвать три самых важных и интересных для них занятия.
Методика была такая: я просила ребят выписать на листочке все важные и интересные занятия, которые он(а) вспомнит, а потом их поперемещать и проранжировать по убыванию важности и значимости. В собственно исследование я брала только пункты один, два и три.
Всем детям я внятно объяснила, что речь идет не о людях.
Нельзя было ответить, что самым важным для меня в жизни являются мама, папа и старшая сестра. Но можно ответить, что самые важные занятия для меня — это вечерние разговоры с мамой, поездки на рыбалку с папой и совместные компьютерные игры с сестрой.
Огромный разброс опрашиваемых по годам был взят мною для того, чтобы хотя бы приблизительно посмотреть эволюцию «важного» в онтогенезе — как меняется с возрастом. Мне самой именно это было особенно интересно.
Сразу хочу сказать: очень многие дети (намного больше половины) испытывали существенные трудности в выделении «важного» из своей жизни в принципе. Было несколько (около десятка) детей, которые в результате вообще отказывались отвечать, то есть, в сущности, сообщали мне: да нет у меня ничего такого, особенно в потребном вам количестве. И от этого неприятного открытия все они очень расстраивались и, разумеется, мною в исследование не включались.
В норме, если все шло хорошо, мы тратили на обсуждение и собственно составление и ранжирование списков около пятнадцати минут. Маленьким я помогала, после 11 лет — неплохо справлялись сами. За это же время я собирала про ребят дополнительные сведения.
И образовалась тут у нас еще одна цифра, которая к нашему исследованию, на первый взгляд, никакого отношения не имеет (или имеет? Если хорошенько подумать…), но меня она, честно скажу, поразила (даже не знаю, по-хорошему или по-плохому). Помимо прочего, я спрашивала детей, какие кружки они посещают (ожидая, что они окажутся в значимых занятиях). И вот знаете, уважаемые читатели, сколько кружков в среднем посещает опрошенная мною общность детей из муниципальной детской поликлиники на окраине Петербурга?
Три с половиной кружка на человека (3,47)!
И это надо учитывать, что тут у нас есть совсем маленькие дети, которые кружков не посещают, есть дети из семей, где это не принято, есть готовящиеся к экзаменам или просто все уже бросившие подростки. Три с половиной кружка в среднем на каждого. Вы представляете себе, сколько это на максимуме?
Вот давайте с этого и начнем. Для кого-то из родителей, озабоченных дополнительным образованием детей, это будет неприятным сюрпризом, но в значимые «тройки» кружки и секции у нас попали всего пять раз (из 78 детей) и ни разу — на первой позиции. Что это было? Секция чирлидинга, балет, клуб скалолазания, волейбольный кружок при школе и психологический клуб для подростков при районном доме творчества. Не знаю, сюда или отдельным пунктом, но был еще один репетитор по истории и обществознанию и занятия с ним, причем на первой позиции (наверное, это было подростку внове или уж действительно очень оригинальный человек оказался — я бы на месте родителя даже и присмотрелась к этим занятиям повнимательнее).
Но никакого английского языка, никакого большого тенниса и студии при Эрмитаже. Впрочем, я этого и не ожидала.
Идем дальше.
Что же у нас наиболее часто встречается из занятий? Что занимает по важности первое место?
У самых маленьких, конечно, играть. Так оно и должно быть. После семи лет в тройку почти не попадают уточнения «играть с мамой», «играть с папой», «играть с бабушкой» — либо родители перестают играть, либо детям это уже совсем не интересно. «Играть с братом, с сестрой» — встречаются, даже и на первых позициях, но не особо часто. Играть в планшет, играть в телефон — разумеется, прямо с пяти лет, на первые позиции выходит с восьми, некоторое время конкурирует со «смотреть мультики». Гулять, играть с друзьями — очень часто, с 6 до 10 лет — второе место (после мультиков и планшета). Читать, смотреть книжки — 6 упоминаний, вторая-третья позиция. Есть прямо на первых позициях и много оригинального (то есть дети еще разные, не унифицированные). Например:
● помогать в кухне бабушке готовить;
● шить куклам одежду;
● дрессировать кота;
● делать опыты;
● убираться в комнате, пылесосить (родитель подтверждает: да, действительно);
● придумывать сказки, истории;
● купаться и громко петь в ванной;
● сидеть в кустах и смотреть оттуда;
● качаться на качелях;
● разбирать все на части, смотреть, как все устроено;
● висеть вниз головой и воображать себя летучей мышью.
То есть все, в общем, мило и в значительной степени ожидаемо. Для меня — мало детей говорят из самого значимого: гулять. И если все-таки говорят, то: гулять на площадке. Большого мира природы для них как будто и не существует или он где-то на далекой обочине. Мне грустно.
А вот дальше — ужас! Дети постарше и подростки. Что, какое любимое занятие статистически бьет все остальное по упоминаниям в первых трех, самых важных пунктах? Не читайте ниже. Отложите гаджет и подумайте сами. Что приходит в голову?
Компьютерные игры, общение в телефоне, прогулки с друзьями, просмотр YouTube и прочих социальных сетей… Так? Я тоже так думала, и оно все, конечно же, есть: и компьютерные игры, и просмотр видео, и социальные сети — на ожидаемых первых позициях. Хотите порадоваться? Есть даже «учиться в школе». Признают — важное и кому-то даже интересно. Но — статистически первое? Не буду больше вас мучить. Самое первое место из «интересного, важного, желаемого» у детей средней и старшей школы занимает — спать!
Каково? Как говорят современные подростки, «я сама в шоке».
Причем я каждый раз уточняла. Это не «лежать на диване и тупить в телефончик» (второе по значимости), это совершенно отдельный пункт. Именно спать. Спать сколько хочу, и чтобы никто тебя не трогал.
Неожиданно для меня часто в «тройке», причем у всех возрастов, встречается «рисовать», также очень много раз в главной «тройке» — слушать музыку. Есть в значимом количестве — танцевать (не в кружке танцев, просто так). Встречается (у средних по возрасту) — снимать видео про свою жизнь. Очень часто у всех возрастов — играть с домашним животным. Читать книги — встретилось пару-тройку раз, но не протаскивается никакой статистикой. Смотреть фильмы — сравнительно часто на третьей позиции, ни разу на первой.
Итак, после статистической обработки, в главной тройке «усредненного» мною опрошенного ребенка (старше 11 лет):
1. Спать
2. Тупить в телефон
3. Общаться с друзьями
Второй и третий пункт никакого удивления не вызывают, а вот первый… Родители и педагоги, думайте, кто может.
Из оригинального у старших:
● собирать модели;
● думать о смысле жизни;
● играть в преферанс;
● смеяться;
● выращивать розы на подоконнике и воображать себя Гердой;
● писать письма несуществующим людям;
● разговаривать с бабушкиными подругами.
Вот такое вот получилось осеннее исследование. Мне кажется, тут есть о чем подумать.
Свежие комментарии