Мы входим в удивительное время весны, когда пробуждается природа и вместе с ней пробуждаемся к жизни и мы. Приходит ощущение полноты жизни, жажда любви и деятельности. Это время, когда наши внутренние состояния, наши планы, наши мечтания — все, о чем мечталось зимой, то, что вынашивалось как некая перспектива, переходит в зону реализации
Мы живем в современном мире, где на глазах проявляются новые технобоги искусственного интеллекта, которые могут принять любое обличье и интегрироваться в любую среду, и сейчас как никогда важно найти глубинные архетипические смыслы, которые глубоко спрятаны в каждом из нас, соединиться с нужными сюжетами и прожить их в правильных состояниях и пространствах.

Точка весеннего равноденствия — момент перехода в новое время
Точкой отсчета нового времени во многих древних культурах, в том числе и у славян, издревле считается день весеннего равноденствия. У тюркских народов — это праздник Навруз, который символизирует обновление и весеннее пробуждение. У древних кельтов — Остара. У славян — приход на землю светлых солнечных богов. Все выстраивается вокруг точки весеннего равноденствия, устремляется к идее пробуждения зерна, плодородия, благополучия и запуска нового сезона. Складывается ощущение особой энергетики этого времени, внутри нас рождается что-то новое — мы обновляемся, перерождаемся вместе с природой, избавляемся от всего того, что нам мешает для важного перехода.

Славянские боги — вестники весны
Уходит время темных богов, приходит время богов ярых, светлых, солнечных. В дни весеннего равноденствия 20–23 марта Бог Весеннего Солнца Ярило приводит на Землю Вешнюю Лелю. На физическом уровне — это приход стихии огня, теплых ветров, согревания воды и пробуждения земли.

Богиня Леля в славянском понимании — вечно юная, молодая, красивая, жизнерадостная и прекрасная. Леля — дочь Отца Небесного Сварога и Небесной Матери Лады. Она делит власть с сестрой Мореной — Богиней Зимы и Смерти — и с Живой — Богиней Лета и Любви. Несмотря на свою хрупкость и молодость она обладает сверхсилой. Её миссия — победить зиму, свою родную сестру Мару, растопить лёд, пробудить спящие растения, животных, пространство, время, людей — весь мир. Она должна вывести всех нас из темного времени и мира темных Богов в мир Светлых.

Она — проводник в мир света и любви, — ее внутреннее сияние заставляет всех преображаться и происходит чудо — начинают расцветать деревья и весенние цветы, петь птицы и влюблённо улыбаться люди.
У славян бытовало верование, что на пороге ночи по небу босоногая дева Леля проходит, своими длинными волосами облака отгоняет, солнцу путь расчищая. Спутниками Лели были игривые весенние ветерки, которые в услужение молодой богине даровал великий Велес.

Леля — та, в ком весна первая проснулась, она будит всех нас бегущими ручейками талых снегов и щебетом птиц. И у каждого из нас в душе просыпается что-то, что не дает нам спать, будоражит и пьянит. Леля — символ чистоты и непорочности. В её образе нет и намёка на хитрость, коварство и агрессию. Она многолика: может обернуться берёзкой, кружевной звездой, хитрой лисицей, быстрой ланью, птицей, весенним цветком и теплым весенним ветерком. Восприятие ее очень легкое, воздушное, радостное. Богиня способна привлечь первую любовь, дать счастье и раскрыть сердце для творчества.

Апрельские русалии
С 16 апреля начинаются первые Русалии, которые связанны с освобождением вод ото льда. В эти дни Леля прилетает вместе с перелетными птицами в сопровождении Ярилы-Солнца. В это время, по поверьям, духи вод и лесов вместе выходят из леса и гуляют по земле. Люди надевают белые нарядные одежды, расшитые обережной символикой. 22 апреля празднуют Лельник в честь самой Богини.

Этот праздник больше похож на гадание или обряд — в деревне выбирали самую красивую и юную девушку и наряжали её в праздничные наряды, надевали венок из цветов и целый день звали её Леля. Вечером проводили своеобразный ритуал на плодородие. Лелю сажали на скамейку и по обе её стороны укладывали различные подношения в виде семян и даров природы.

Вокруг Лели водили хороводы и славили Богов. И в кульминации вечера обращались к Леле как к настоящей Богине, прося её об урожае, любви и других вещах. Считалось, что в этот день Богиня может войти в выбранную девушку и исполнить все желания.
Завораживающие песни Леля
У Богини Лели есть два брата: Лель — он тоже Бог любви, а точнее зарождающейся страсти, первого чувства между людьми. И Полель — бог супружества: он готовит людей, вступающих в брак, к повседневной семейной жизни. Считается, что Полель приходит к влюблённым в день их свадьбы, а это уже время начала лета.
Самое красочное описание Леля мы встречаем в сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Там Лель — молодой пастух, пленяющий сердца девушек своими песнями.

Лель «пасет в лесу коровок да песенки поет». Снегурка не раз видела, как к пастуху приходили девушки, ласкали его и обнимали, называли Лелюшком. Пение парня она сравнивает с пением птиц, уточняя, что его песни милее. Согласно преданию, Лель владел волшебной свирелью и так любил играть на ней, что не замечал ничего вокруг, и все заворожено слушали его игру.

Лель — неуловимый бог. Он сам награждает любовью всех, кого захочет. В любой момент он может вспорхнуть и улететь, ведь удержать любовь в неволе невозможно. В руках его не стрелы, как у греческого Эроса, а искры: ими он разжигает в людях пламя любви. Он весь сияет и искрится. Птицей-символом Леля был аист Лелега или цапля. Также с Лелем ассоциировались жаворонки и журавли, которые издавна символизировали скорый приход весны и любви.

Последний, кто услышал песню Леля, был композитор Н. А. Римский-Корсаков. Прочитав пьесу Александра Николаевича Островского «Снегурочка», он уже не смог спокойно спать и жить, музыка рождалась в нем и выплескивалась на бумагу.

Читаем сказку «Снегурочка» и перерождаемся для любви
Все временные переходы символически описаны в сказках для того, чтобы нам легче было бы понять, прожить это время и пройти в новый период активности. Сказка о Снегурочке, написанная А. Н. Островским — одна из самых впечатляющих своими яркими образами историй.

Её сюжет основан на русской народной сказке «Девочка-Снегурочка», в которой бездетные дед и баба слепили себе из снега дочку.

Островский написал «Снегурочку» в своем костромском имении Щелыково. Добирался он туда по Ярославской железной дороге мимо станции Берендеево и так вдохновился этими местами, что родилась Снегурочка — совершенное существо и при этом аномалия, родившаяся от союза Мороза — замораживающей, кристаллизующей системы — и Весны — творческой, безудержной, пробуждающей.


И вот чудо — рождается прекрасное дитя с замороженным сердцем. И весь сюжет сказки сконцентрирован на процессе, как растопить ее сердце, открыть для любви и сделать человеком.

В процесс «растопки сердца» Снегурочки вовлекаются абсолютно все: и люди, и силы природы, и боги. И, наконец-то, Снегурочка открывает для себя мир любви и тает в нем. Она становится сразу всем: и небом, и птицей, и травинкой, и песней, и самой любовью...

Чтобы открыть для себя пространство мифа, я отправилась в Переславль-Залесский, в места мифического Берендеева царства, на Ярилину гору. И здесь, стоя на горе и заглядывая за горизонт, я почувствовала невиданной мощи силовое поле, землю Ярой силы, которая творит чудеса и может растопить сердце для любви.

Для того, чтобы почувствовать силу весны, необязательно отправляться за тридевять земель в теплые края — надо соприкоснуться с родной, еще холодной, но уже пробуждающейся землей, ощутить её силу, открыть свое сердце, услышать волшебные песни Леля и высоко в облаках увидеть летящих богов Лелю и Ярилу.

Материал о Ярославской области: «Ярославия — земля, которая творит чудеса и счастливых людей».
Фото работ Виктора Васнецова сделано автором на выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Государственной Третьяковской галерее. Материал о Викторе Васнецове: «Художник сказочных миров, шагнувший за пределы этого мира»
Свежие комментарии