На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

75 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...
  • Владимир Грачев
    Побольше бы таких материалов и, в первую очередь, для подростков и молодёжи. Они должны знать, что деды прадеды были ...Фрейлих
  • Александр Беспамятных
    Прочитал с удовольствием, жду(ждем) продолжения.Спасибо!Записки серийного...

Альбомы 1995 года, которые стоит переслушать в 2025-м

«Сноб» рассказывает о знаковых альбомах, которым в этом году исполняется тридцать лет, и объясняет, почему они до сих пор актуальны.

Обложки альбомов (слева направо): Radiohead – Bends, Бьорк – Post и The Smashing Pumpkins — Mellon Collie and the Infinite Sadness
Обложки альбомов (слева направо): Radiohead – Bends, Бьорк – Post и The Smashing Pumpkins — Mellon Collie and the Infinite Sadness

Oasis — (What's the Story) Morning Glory?

1995-й — год, когда на смену гранж-эпидемии окончательно пришла брит-поп-эйфория. Именно в 1995-м случилась легендарная брит-поп-битва между Oasis и Blur: обе группы одновременно выпустили новые синглы, и так началось их соревнование в чартах. И хотя это «сражение» выиграли Blur — их сингл Country House за неделю разошелся большим тиражом, чем сингл Roll with it группы Oasis, — всю «войну», без сомнения, выиграли вторые. Их следующий лонгплей (What's the Story) Morning Glory? достиг несравненно более впечатляющих результатов, чем вышедший в тот же год альбом Blur — The Great Escape. Да, пластинка Blur тоже получила восторженные отзывы критиков и возглавила британский национальный чарт в момент релиза, но The Great Escape смотрелся довольно неубедительно на фоне четырехкратно платинового альбома (What's the Story) Morning Glory? и так и остался в тени славы творения братьев Галлахер и компании.

Лиам (слева) и Ноэль Галлахеры, группа Oasis, 1995 год
Лиам (слева) и Ноэль Галлахеры, группа Oasis, 1995 год

Саунд и концепция альбома (What's the Story) Morning Glory? значительно отличаются от того, что Oasis сделали на своем первом альбоме Definitely Maybe. Работая над своим полноформатным дебютом, Галлахеры в определенной степени вдохновлялись наследием мэдчестера и The Stone Roses вперемешку с наработками тогдашней шугейз-сцены — их гитары звучали заметно тяжелее, чем у конкурентов Suede и Blur. В отличие от «сырого» Definitely Maybe, вторая пластинка Oasis звучит не в пример мягче и мейнстримовей. Автор почти всех песен группы Ноэл Галлахер решил сделать акцент на пышно аранжированных балладах с припевами, которые можно распевать всем стадионом, и не прогадал. (What's the Story) Morning Glory? в мгновение ока катапультировал Oasis в высшую лигу — из подающих надежды инди-новичков они превратились в культурный феномен, национальное достояние. Даже сейчас стоит пропеть первые строчки из хит-синглов Wonderwall или Don’t Look Back in Anger в каком-нибудь переполненном пабе (даже необязательно британском) — и толпа, скорее всего, подхватит песню дальше.

Почему это актуально в 2025-м. Как можно догадаться из предыдущего предложения, народная любовь к хитам Oasis, кажется, никогда не ослабевала и передавалась из поколения в поколение. Этим, наконец-то, решили воспользоваться не только владельцы пабов, но и сами братья Галлахер: в 2025-м Oasis отправляется в грандиозный мировой реюньон-тур. Перевыпущенный в конце февраля на виниле сингл Whatever в данный момент имеет все шансы сместить с первого места британского национального чарта засидевшегося на вершине Кендрика Ламара и его хит Not Like Us.             

Pulp — Different Class

Еще одна глыба брит-поп-эпохи — прорывной альбом шеффилдского секстета Pulp под предводительством Джарвиса Кокера. В отличие от Oasis, скромники Pulp шли к вселенской славе долгие пятнадцать лет. И хотя их предыдущий лонгплей His 'n' Hers пользовался заметной популярностью в широких кругах любителей инди-музыки, именно Different Class перенес Pulp на ведущие концертные площадки мира и подмостки мировых музыкальных премий, где хулиган Кокер сразу же устроил скандал, в 1996 году он чуть не сорвал выступление Майкла Джексона на церемонии Brit Awards. Представьте себе: только что вы жили в сквотах, а сейчас оскорбляете короля поп-музыки. Безобидная в целом выходка вылилась чуть ли не в судебное разбирательство для Джарвиса Кокера. Тем же летом Pulp стали хедлайнерами фестиваля «Гластонбери» и Кокер, который так и не сменил свой потертый пиджачок из секонд-хенда на что-то более презентабельное, распевал вместе со стотысячной толпой главный хит Pulp — Common People. «Если во что-то сильно верить, то это обязательно когда-нибудь сбудется», — сказал тогда фронтмен Pulp со сцены. 

Джарвис Кокер и Стив Маки во время концерта группа Pulp, 1995 год
Джарвис Кокер и Стив Маки во время концерта группа Pulp, 1995 год

Помимо очевидных хитов — Disco 2000, Something Changed и I Spy, — на Different Class стоит обратить внимание на трек Bar Italia, заключительную песню, в которой рассказывается об излюбленном месте всех лондонских круглосуточных тусовщиков — одноименном заведении, в котором можно было зависнуть под утро, чтобы набраться сил после целой ночи на танцполе и отправиться спать домой, встречая по пути людей, торопящихся на работу.

Почему это актуально в 2025-м. Pulp снова в тренде. Подтверждением тому возвращение в онлайн-магазины футболок с принтом Justice for Jarvis, которые носили фанаты группы после скандала с Майклом Джексоном. В прошлом году группа успешно выступила на крупнейших фестивалях вроде Primavera Sound, Way Out West и Flow, а также прокатилась в тур по Северной Америке, где исполнила ряд новых песен. На 2025-й у Pulp запланирован стадионный тур, ходят упорные слухи о новом альбоме.

Radiohead — Bends

В то время как брит-поп-сцена цвела пышным цветом, а ее представители находились на пике своей популярности, следующее поколение парней с гитарами уже вовсю пытались представить себе, а что будет после — в каком направлении двинется популярная гитарная музыка после того, как эта эпоха закончится. Скромные герои одного хита, худосочные интеллектуалы Radiohead, вдохновляясь, среди прочего, наследием Курта Кобейна и Джеффа Бакли, внезапно выпустили почти идеальный альбом, который сразу же сделал их суперзвездами и новыми классиками, которых критики готовы были носить на руках. В противовес напористому и несколько мачистскому брит-попу в духе Oasis парни из Radiohead олицетворяли более чувственную, эмоциональную сторону рок-музыки — пели фальцетом и не стеснялись выглядеть хрупкими и ранимыми.   

Группа Radiohead, 1995 год
Группа Radiohead, 1995 год

Пластинка оказала заметное влияние на то, как звучала мейнстримная гитарная музыка в следующие лет десять-пятнадцать, и в значительной степени способствовала возникновению того, что позже назовут пост-брит-поп. Благодаря Bends на свет появилась целая волна молодых музыкантов во главе с группами Travis, Coldplay и Muse. Чувствуя свою ответственность за сонм эпигонов, фронтмен группы Том Йорк впоследствии едко прокомментировал эту ситуацию в интервью Pitchfork, заявив, что эти исполнители «полностью исказили всю идею, упустив из виду самое главное». «С другой стороны, мы долгое время вслепую копировали R.E.M., так что ничего страшного», — добавил он. «Нельзя же чувствовать свою ответственность за каждого парня, поющего фальцетом под акустическую гитару», — вторит излишне трепетному коллеге Найджел Годрич, неизменный саунд-продюсер Radiohead.  

Почему это актуально в 2025-м. Новейшее поколение готово бесстрашно окунуться в глубины меланхолии и прекрасных мелодий, не отставайте и вы. Сегодня уже можно без труда абстрагироваться от так называемого пострадиохедовского саунда, в свое время сильно набившего оскомину из-за наполнивших эфир многочисленных последователей группы, и в должной степени оценить эту во всех отношениях красивую пластинку.  

The Smashing Pumpkins — Mellon Collie and the Infinite Sadness

Последним гвоздем в гроб гранжа стала эпического размаха работа чикагцев The Smashing Pumpkins, которые, несмотря на номинальное причисление к гранж-лагерю, всегда старались держаться особняком. Группа под предводительством болезненного эгоцентрика и мегаломана Билли Коргана записала почти 130-минутный двойной альбом с зашкаливающим уровнем эклектичности. Нежные, почти эмбиентные баллады сменяются энергичными злыми номерами с тяжелыми хэви-металическими риффами, и все это разбавлено радиоэфирными хит-синглами, в которых музыканты впервые в карьере использовали драм-машину. Слушать это полотно — как кататься на американских горках: пластинка не позволит впасть в транс, забыться или вовсе не обращать на нее внимания. Все два с лишним часа слушателю придется гадать, а что же будет за следующим поворотом. Несмотря на весьма смелый эксперимент, Mellon Collie and the Infinite Sadness в момент выхода уверенно возглавил чарт Billboard, что очень большая редкость для двойной пластинки.  

Билли Корган во время выступления группы The Smashing Pumpkins, 1995 год
Билли Корган во время выступления группы The Smashing Pumpkins, 1995 год

Почему это актуально в 2025-м. Альбом Mellon Collie and the Infinite Sadness, подаривший человечеству незабвенные хиты 1979; Tonight, Tonight и Bullet with Butterfly Wings, называют «Стеной» поколения X, и не зря: так же как и знаменитый альбом Pink Floyd, творение The Smashing Pumpkins — один из самых продаваемых двойных альбомов в истории рок-музыки. Монументальные творения снова в моде — в наши сумасшедшие дни они помогают понять, что на самом деле никуда торопиться не надо.  

Бьорк — Post

В работе над вторым альбомом исландской дивы Бьорк приняла участие целая команда талантливых и актуальных электронщиков того времени — Трики, Howie B, Грэм Мэсси из 808 State и известный по работе с Massive Attack и Шинейд О'Коннор именитый продюсер Нелли Хупер, вместе с которым Бьорк сотворила свою дебютную пластинку. Видимо, поэтому Post получился самой эклектичной работой певицы за всю ее карьеру. И именно за это пластинка до сих пор любима и почитаема как фанатами Бьорк, так и критиками. Агрессивная индустриальная Army of Me, содержащая сэмпл из знаменитой When the Levee Breaks группы Led Zeppelin, соседствует здесь с фолктроник-балладой, незаметно переходящей в грувовый хаус-бэнгер Hyperballad, шумная кавер-версия джазового хита 1950-х It's Oh So Quiet — с умиротворяющей, эмбиентной Possibly Maybe.

Post — общепризнанный арт-поп-шедевр. Песню Hyperballad критики буквально боготворят и до сих пор считают лучшей в дискографии певицы. Клипы ко всем шести синглам с пластинки стали непререкаемой классикой искусства музыкального видео, в особенности Army of Me, режиссером которого выступил Мишель Гондри, и It's Oh So Quiet, снятый Спайком Джонзом. Работая над пластинкой, Бьорк, которая всегда была большой любительницей тяжелой музыки, заказала ремикс на богато оркестрованную трип-хоп-балладу Isobel известным дэт-металистам Carcass. «Большинство дэт-метал-песен превосходно звучит а капелла», — призналась Бьорк в интервью Daily Telegraph в 2004 году. На следующий год вышел альбом Telegram, состоящий из ремиксов на песни с Post, но дэт-метал-версии Isobel на нем нет — ее можно найти на одном из вариантов сингла Hyperballad.   

Бьорк, 1995 год
Бьорк, 1995 год

Почему это актуально в 2025-м. Трек Headphones, закрывающий альбом Post, Бьорк записала совместно со своим тогдашним бойфрендом Трики, у которого в 1995-м вышел дебютный альбом Maxinquaye — немаловажная веха в истории жанра трип-хоп. «В то время на Трики сильно наседала его рекорд-компания, потому что вокруг его альбома поднялась большая шумиха, — вспоминала Бьорк в беседе с корреспондентом Interview в 1995 году. — Так что он, будучи человеком своенравным, взял и уехал в Исландию. Мы поехали кататься на машине, посмотрели на ледники, покупались в горячих источниках и написали эту мелодию. Приехав домой, я написала текст о том, как днем ты получаешь по почте кассету со сборником песен от друга, а вечером ложишься слушать ее в наушниках». Кажется, составляющие этой записи — горячие источники и аналоговые микстейпы, записанные с любовью для своих близких, — это то, чего нам всем так не хватает в 2025-м. 

Аланис Мориссетт — Jagged Little Pill

В начале 1990-х разозленная на весь мир девятнадцатилетняя канадка Аланис Мориссетт приехала в Лос-Анджелес, где познакомилась с прославленным продюсером Гленом Баллардом, приложившим руку к созданию самых известных альбомов Майкла Джексона — Thriller, Bad и Dangerous. А на что же злилась юная Мориссетт? Конечно, на бездушную шоу-бизнес-машину, которая чуть не превратила ее в очередную поп-звезду для дискотек. Девушка была в развлекательном бизнесе с детства и, повзрослев, поняла, что ей хочется быть чем-то большим, чем просто продюсерским проектом. Балларду удалось разглядеть в молодой певице этот выходящий из-под контроля гнев и направить его в креативное русло. Вдвоем в ускоренном режиме импровизации они написали и записали песни, которые составили альбом Jagged Little Pill, впоследствии превратившийся в одну из самых знаковых записей десятилетия. Через считаные недели после релиза тридцатилетние мамы и их тринадцатилетние дочки во всем мире хором распевали песни с пластинки повсюду — в автобусах и супермаркетах, на работе и в школе. Хиты Hand In My Pocket, Ironic, Head Over Feet и ведущий сингл You Oughta Know, записанный при участии Фли из Red Hot Chili Peppers и Дейва Наварро из Jane’s Addiction, звучали из каждой кофеварки.

Jagged Little Pill разошелся по миру 33-миллионным тиражом, став одним из самых продаваемых альбомов всех времен: по случайному совпадению в списке релизов-бестселлеров он расположился сразу за Bad Майкла Джексона. Пластинка была удостоена пяти премий «Грэмми», что на тот момент сделало 21-летнюю Мориссетт самой молодой певицей, удостоенной этой награды. На волне успеха Аланис отправилась в мировой тур, где на разогреве у нее играли… Radiohead.    

Аланис Мориссетт во время съемок клипа на песню Hand In My Pocket, 1995 год
Аланис Мориссетт во время съемок клипа на песню Hand In My Pocket, 1995 год

Почему это актуально в 2025-м. Бесстрашный подход Аланис Мориссетт к своим текстам, в которых она беззастенчиво исследовала женский гнев и уязвимость, нарушил все существующие на тот момент правила и проложил дорожку следующим поколениям поющих девушек с гитарами (или без них). Благодаря ее успеху двери индустрии широко распахнулись для альтернативных артисток вроде Фионы Эппл и Feist. Что уж говорить про ее соотечественницу Аврил Лавин! Сегодня ведущие артистки нашей с вами современности — Тейлор Свифт, Оливия Родригес и Холзи — становятся в очередь, чтобы выразить почтение Аланис Мориссетт: ее влияние на их творчество трудно отрицать. В конце прошлого года певица заявила о начале работы над новым альбомом. На 2025-й у Аланис запланирован большой мировой тур, который стартует 21 марта на фестивале Lollapalooza. Не исключено ее появление и на Glastonbury-2025.

Автор: Роман Дранников

 

Ссылка на первоисточник
наверх