На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    А в Армении она могла бы так зарабатывать как в России, да еще и задолжать государству?Блогер Гоар Авети...
  • Evgenija Palette
    В этом городе живут одни КРОЛИКИ?  Четвертое-то попадание в двигатель...В США у самолета ...
  • Владимир Андреев
    Будьте добры всю эту писанину перевести на родной Русский язык.Барокко барака: ч...

Роман Анри Барбюса, люди в очередях и футбол с черепом: семь лучших работ с выставки «Александр Дейнека. Контуры Победы»

Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» в Q-ART Gallery, приуроченная к 125-летию художника, представляет 80 редких работ военного периода из семейного архива. Куратор Ольга Марченко выделила ключевые произведения экспозиции.

Заграничный паспорт Александра Дейнеки

Среди экспонатов, раскрывающих биографию художника, особое внимание привлекает паспорт Александра Дейнеки — документ, выданный ему в 1934 году перед первой зарубежной поездкой.

Этот артефакт превращается в визуальную хронику перемещений художника, фиксируя не только географию его путешествий, но и динамику культурного диалога между СССР и Западом. В 1934 году, направляясь в Соединенные Штаты, Дейнека следует маршрутом через Германию, откуда на трансатлантическом лайнере достигает Нью-Йорка. Целью поездки стало участие в масштабной выставке «Советское искусство», организованной совместно с Филадельфийским музеем искусств, Американо-русским институтом и Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей. Однако значение этой командировки вышло далеко за рамки официального мероприятия. Посещение США, Франции и Италии не только расширило его художественный горизонт, но и заставило переосмыслить собственную идентичность в контексте глобального искусства.

Книга Анри Барбюса «В огне» с иллюстрациями Александра Дейнеки

Интересно издание романа Анри Барбюса «В огне», дополненное графическими работами Александра Дейнеки. Книга не только знакомит с антивоенным манифестом французского писателя, но и раскрывает ранний этап становления мастера, задолго предшествующий его знаменитым полотнам о Великой Отечественной войне. Война на протяжении многих тысячелетий находит свое отражение в его искусстве. Анри Барбюс, доброволец Первой мировой, превратил личный фронтовой опыт в пронзительную хронику окопного ада. Его роман, удостоенный Гонкуровской премии в 1916 году, стал голосом, разоблачающим ужасы войны. Для Дейнеки эта книга оказалась созвучной внутреннему поиску: в 1927 году он создает первую серию иллюстраций, когда «Огонь» выходит в «Роман-газете», а в 1934-м — переосмысливает их, готовя версию для издания 1935 года.

«6 октября 42 г. по Никитской ул.», 1942 г.

В военные годы Александр Дейнека жил в доме Наркомфина. Улицы и переулки Патриарших были вплетены в маршрут художника. Каждый поворот, каждый фасад, каждый двор нес свое повествование. Дети, играющие в футбол черепом, кажутся вымышленными, но на самом деле художник показал реалии того времени. Его способность живо и ярко объединять жизнь и смерть в одном произведении можно наблюдать на протяжении всего творческого пути: дети даже в самых страшных реалиях остаются детьми.

«В очереди», 1942-1944 гг.

Несколько графических работ Александра Дейнеки, посвященных людям в очередях, фиксируют изнурительное ожидание тех, кого война оставила без крова и права на привычную жизнь. Сгорбленные фигуры лишены героического пафоса, но именно в их хрупкости — сила подлинности. Художник не приукрашивает реальность. Эти скромные силуэты, к которым Дейнека возвращался неоднократно, стали основой для полотна «В оккупации» 1944 года. Контрастируя с монументальными образами других работ военного времени, люди в очередях раскрывают другую грань таланта Дейнеки — умение видеть вселенскую драму в малом. Он не противопоставляет героическое и обыденное. Его искусство передает трагедию времени через повседневные сцены, сохраняя в них достоинство и человечность.

«Сбитый ас», 1943 г.

Для Дейнеки небо становится не просто фоном, а символом эпохи. Меняя сотни окрасов за день, оно поражает разнообразием своей палитры, заставляя мастера искать новые формы и приёмы изобразительного языка. В его работах мы нередко смотрим вверх — в военные годы небо становится ареной трагедии. Оно наполнилось фашистскими захватчиками, и некогда мирные образы покорителей небес получили совершенно новую окраску.

«Рука», 1942 г.

В истории советского искусства полотно Александра Дейнеки «Оборона Севастополя» 1942 года занимает особое место. На картине ужас войны превращается в эстетику сопротивления. Масштабная работа требовала тщательной подготовки, разработки образов и ракурсов. Дейнека не видел это событие лично, но смог проникнуться им по фотографиям и воспоминаниям очевидцев. В результате этих художественных изысканий появляется знаменитый образ матроса, который, собрав свои силы и волю, замахивается с гранатой в руках, чтобы сделать последнее, решающее движение.

Эскиз проекта памятника, 1944 г.

Отдельного внимания заслуживают эскизы Александра Дейнеки, созданные для проектов военных памятников. На одном из них — танк, взмывающий на постамент, и фигуры солдат. Даже в камерном формате графического листа художник сохраняет свой фирменный ритм: линии словно пульсируют энергией движения, а композиция строится по диагонали, подчёркивая порыв к победе. Эти наброски — не просто технические зарисовки, а идеи, позже воплотившиеся в монументальных памятниках и в масштабных полотнах. Параллели особенно ярко проявляются в графической работе «Танки идут на фронт. Белорусский вокзал» из серии «Москва военная» 1946–1947 годов. Синхронность движения превращает отдельные образы в символы коллективной воли, где каждый элемент непрерывно стремится к победе.

 

Ссылка на первоисточник
наверх