На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Да пошли они... У нас будем всё выращивать!Глобальное потепл...
  • Nina Pudikova
    Бог в помощь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Появилась информа...
  • Людмила Лепаева
    Беременная будет таджичка так ей сразу квартируВ Орловской облас...

Модильяни: скандал, нищета, бессмертие

«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Новый выпуск уже на VK. Историк искусств Алина Сопова и дизайнер Роман Уваров обсуждают работы Амадео Модильяни.

Итальянец, который искал себя

В 11 лет он перенес плеврит, в 14 лет заболел брюшным тифом, а в 16 лет у него диагностировали туберкулез.

Все детство Амадео Модильяни провел между больницами и мольбертами. Его мать видела тягу ребенка к искусству и всячески старалась ее поддерживать. Именно благодаря этой поддержке мир увидел его «инопланетные» портреты — узнаваемые, странные, завораживающие. Но за этой стилистикой стояло вполне академическое художественное образование. 

В 1898 году Модильяни начал обучение в частной художественной студии в Ливорно. В 1902 году поступил в Свободную школу обнаженной натуры во Флоренции, а в 1903 году продолжил обучение в Венецианском институте изящных искусств. Писал анатомически точно, владел техникой прекрасно. Рисовал гипсы, писал натюрморты, копировал Тициана. Амадео знал, как устроено тело. И умел рисовать «правильно», но решил действовать «иначе». 

Его классическая школа — это не подспорье, а контраст. На фоне этих знаний его стилистика — намеренный отказ от точности в пользу чистоты формы. 

Веселый и обреченный

Знаковые произведения Модильяни пронизаны глубокой меланхолией. Удлиненные формы, застывшие позы, лица с миндалевидными глазами без зрачков — все это придает героям особую задумчивость и отстраненность. Почему без зрачков? Сам Модильяни однажды сказал: «Настоящие глаза можно нарисовать только тогда, когда узнаешь душу». Хотя это высказывание часто цитируют, оно остается лишь одной из версий, окруженных легендами и домыслами.

Но сам художник не всегда был меланхоличным. Его вспоминают как обаятельного, острого, заводного собеседника. Он любил читать стихи нараспев — особенно Данте. Часто пел. Мог смеяться до слез, а через пять минут плакать. Эмоции в нем бурлили. Это не образ — это диагноз. Он страдал от хронических болей, пил, чтобы притупить их. И смеялся, чтобы чтобы продолжать жить.

Работал так же стремительно, как чувствовал. Почти всегда — с натуры, быстро, без предварительных набросков. Мазки — уверенные, текучие, точные. Хотя в графике, особенно перед скульптурными работами, мог долго прорабатывать форму — делал десятки рисунков. Спонтанность у него была не от случайности, а от внутренней уверенности.

Модильяни в Париже

Амадео Модильяни в своей студии, 1915 год
Амадео Модильяни в своей студии, 1915 год

Он приехал в Париж в 1906-м. В этот период столица Франции была центром мирового искусства, куда стекались молодые художники со всего мира. И Амадео оказался среди тех, кто в начале XX века переосмысливал искусство. В то время как художники стремились войти в историю через манифесты и «-измы», Модильяни, похоже, не стремился принадлежать ни к какому направлению. Он не теоретизировал, не собирал кружки, не подписывал заявлений. Не стал кубистом или экспрессионистом. Он стал собой. Ему было важно не направление, а взгляд, линия, человек напротив.

Главным местом, где сходились художники, писатели, поэты, была «Ротонда» — не просто кафе, а своего рода штаб-квартира богемы. Там спорили до хрипоты, делились красками, устраивали выставки. Модильяни бывал там часто, но в отличие от крикливых теоретиков предпочитал молчать. Слушал. Наблюдал. Пил. А потом делился мыслями. Одним из его друзей был Леопольд Зборовский.

«Портрет Леопольда Зборовского» (1916–1919) 

Амадео Модильяни, «Портрет Леопольда Зборовски», 1918 год
Амадео Модильяни, «Портрет Леопольда Зборовски», 1918 год

Леопольд Зборовский — главный союзник Модильяни в решающие годы его творчества. С 1916 года он поддерживал художника: покупал холсты, оплачивал жилье, помогал продавать работы, продвигал их среди коллекционеров. Зборовский помог Модильяни с мастерской, в которой тот создал многие из своих главных полотен. На портрете сдержанный, немного отстраненный человек в простой одежде. Взгляд сосредоточен, чуть в сторону. Никакой позы, никакой театральности — только точность. Это образ человека, который понимал, что стоит за великим искусством и был рядом, когда это искусство рождалось.

А откуда стиль?

Модильяни разработал уникальный художественный стиль, сочетая различные влияния и личные предпочтения. Его часто сравнивают с Боттичелли за плавность линий и удлиненные пропорции фигур, с Ренуаром за мягкость и чувственность изображаемых тел, с Гогеном — за декоративность и цветовую палитру. Модильяни уделял особое внимание линии, подчеркивая ее первостепенное значение в своих работах.​

На творчество Модильяни большое влияние оказали африканские маски. Это проявилось в стилизации лиц его персонажей, использовании удлиненных форм и упрощенных черт.

Сотрудники аукционного дома Christie's с работой Амадео Модильяни «Лежащая обнаженная» перед продажей, октябрь 2015 года
Сотрудники аукционного дома Christie's с работой Амадео Модильяни «Лежащая обнаженная» перед продажей, октябрь 2015 года

В декабре 1917 года галерист Бертэ Вейль организовала первую персональную выставку Модильяни. Он показал серию ню. Среди них была «Лежащая обнаженная» (1917). Это не просто картина — это вызов. Женское тело здесь не приукрашено и не подано через призму стереотипной эротики. Она лежит спокойно, с открытым взглядом, будто ей все равно, кто смотрит. Картины выставили в витрине салона, чтобы привлечь публику. Это была ошибка. Уже в день открытия полиция потребовала убрать их: обнаженные женские тела показались прохожим слишком вызывающими. Картины сняли. Критики промолчали. Покупателей не было. Больше Модильяни никогда не устраивал выставок. А в 2015 году та самая «Лежащая обнаженная» была продана на аукционе Christie’s за $170,4 млн. Тогда она стала второй в списке самых дорогих произведений, проданных на публичных торгах.

Модильяни и Жанна

Женщин у Модильяни было много, но главной любовью его жизни стала Жанна Эбютерн. Ей было 19. Он был на 14 лет старше. Их история заслуживает отдельного романа. Она была художницей. Из буржуазной католической семьи. Родители были против их отношений. 

«Портрет Жанны Эбютерн» (1918)

Амадео Модильяни, «Портрет Жанны Эбютерн», 1918 год
Амадео Модильяни, «Портрет Жанны Эбютерн», 1918 год

Он писал ее снова и снова — с нежностью. Миндалевидные глаза, тонкая шея, простая одежда. На портрете — покой, которого не было в жизни. Это не просто возлюбленная. Это — муза. Свет в его хаосе.

Он был беден, болен, пил. Она была предана ему, как никто. Они жили в нищете. У них родилась дочь. Через два года Жанна забеременела снова. Но когда она была на 9 месяце, Амадео попал в больницу. Спасти его не смогли. Модильяни умер 24 января 1920 года в больнице для бедных, ему было всего 35 лет. У него была последняя стадия туберкулеза. Жанна не смогла это пережить. Через день она покончила жизнь самоубийством. Это одна из самых трагичных историй в мире искусства. 

Наследие Модильяни

Амадео Модильяни, «Жанна Эбютерн в шляпе и с ожерельем», 1917 год (слева) / «Невеста и жених», 1915-1916 годы
Амадео Модильяни, «Жанна Эбютерн в шляпе и с ожерельем», 1917 год (слева) / «Невеста и жених», 1915-1916 годы

Порядка 350 картин. Несколько десятков скульптур. Бесчисленные подделки. Профессиональные эксперты до сих пор спорят, где настоящий Модильяни. Да, его картины подделывали чаще, чем многих других художников XX века. Почему? 

      Модильяни работал с укрупненными формами. У него минимум деталей, плавные линии, нет сложной анатомии, глубокой перспективы, проработанных фонов. Его легко фальсифицировать.

      Визуальный язык очень узнаваемый и лаконичный. Он практически не продавался при жизни. Не вел каталогов. Не подписывал многие работы. Поэтому у экспертов меньше достоверной базы для сверки, чем для работ, например, Пикассо или Матисса.

      До сих пор нет одного официального авторизованного каталога всех работ Модильяни, признанного международным сообществом. Есть несколько конкурирующих версий. 

Как узнать работы Модильяни

1. Удлиненные пропорции

Если перед вами фигура с нереально длинной шеей, узким лицом и почти потусторонним взглядом — вполне возможно, это он. Женщины у Модильяни часто кажутся «инопланетными» — в хорошем смысле.

2. Особые глаза  

У многих портретов Модильяни глаза миндалевидной формы, в них нет зрачков. Почему он так делал — много версий. Сто процентов доказанной — ни одной. 

3. Плавные, текучие линии

Контуры у Модильяни мягкие, округлые, особенно в лице и шее. Ни анатомической четкости, ни графической жесткости — только линия, которая как будто течет.

4. Минимум фона и деталей

Его герои почти всегда на нейтральном фоне. Никаких отвлекающих элементов, все внимание на фигуру, на взгляд, на настроение.

Модильяни не дожил до славы. Не увидел, как его работы уходят за сотни миллионов. Не знал, что станет классиком. Просто рисовал как мог, как чувствовал. Но в итоге стал одним из самых узнаваемых художников XX века.

 

Ссылка на первоисточник
наверх