С 25 по 29 июня в Красноярске проходила ярмарка современного сибирского искусства SCAN. О самых интересных художниках, дизайнерах и галереях, представленных на ней, — в материале «Сноба».

SCAN-2025 смело обратился к предметному дизайну и функциональному искусству. Очевидно, что и в следующем году проект снова чем-нибудь удивит — например, новым расширенным пространством. Это было бы логичным решением, ведь желающих посмотреть на сибирское искусство по сравнению с тем сезоном стало существенно больше — в зале разместилось вдвое больше гостей, чем в прошлом году. Накануне открытия для широкой публики застройка ярмарки уже пестрела красными наклейками «продано».В этот раз проект обзавелся дополнительной секцией — дизайнерской. Редкая ярмарка может позволить себе такие крупные нововведения уже на второй год своего существования. Взять, например, «Контур» — на карте современного искусства он появился в 2023 году, но лишь к маю 2025-го его организаторы рискнули открыть вторую ярмарку-спутник, «Контур.Фото».
Приезжать на SCAN можно и самостоятельно, и в составе галерей. По бокам выставочного пространства размещены художники, в центре — галереи, а в самом конце — локальные дизайнеры. Идентифицирующие подписи на стендах расписаны командой SCAN вручную, обычным белым маркером. И в этом тоже есть отражение ключевой характеристики сибирского искусства — оно и правда очень «ручное», ремесленное.
О художниках


После SCAN-2024 многие художники получили возможность выставляться в других городах, в том числе на столичных ярмарках и маркетах. В последнем WIN-WIN приняли участие художники Danil Danot и Angel Danger. В галерее PENNLAB в апреле-мае с проектом «Долевая нить» выставлялась Янина Болдырева. А Анастасия Безвершук ездила на Cosmoscow. Сегодня знать сибирских авторов хотя бы заочно — модно. На слуху у столичной арт-среды — уже упомянутая Анастасия Безвершук, Ольга Осипова, группа «Фрукты», Натали-Кейт Пангилинан… В новом сезоне ярмарки они даже получили стенды поближе ко входу в пространство. Сибирские художники стали чаще мелькать в инфополе — например, бурятский автор Амгалан Ринчинэ, который рассказал «Снобу» о нестандартных материалах, с которыми работают художники. В этом контексте нельзя умалять и роль появившегося в 2024 году сообщества сибирских авторов, о котором расскажем отдельно — это комьюнити было распределено в галерейную зону.
Так или иначе, почти всем, кто появился на ярмарке во второй раз, именно прошлогодний SCAN дал толчок к большей известности вне Сибири. Региональные авторы становятся узнаваемы в столицах — и можно ожидать, что с новой волной участников ярмарки довольно быстро случится то же самое. Потребитель искусства, которого было бы сложно назвать глубоко погруженным в местный контекст, откроет для себя, например, художницу из Кулунды Татьяну Тхоренко. Прежде она участвовала в групповых проектах и преимущественно в пределах региона. На ярмарке SCAN Татьяна показывает персональный проект «Трансгрессия цветения». Изогнутые линии в ее работах отсылают зрителя к ар-нуво. Любопытный факт: работы Татьяны есть у певицы IOWA.

Нельзя пропустить и стенд Оли Осиповой (Красноярск), которая в прошлом году стала лауреатом арт-премии SCAN Awards. Пожалуй, ее подборка выделяется на фоне всех работ на тему памяти, ностальгии и детства, которые представлены на ярмарке. Ее проект «Большие вещи» оформлен в виде тотальной инсталляции. Это уголок типичной комнаты из прошлого со старенькими обоями, в которой хранятся семейные реликвии. Зрителю точно запомнится ее инсталляция «Мамины бусы» или керамический объект «Швейная машинка», красные нити которой буквально и метафорично соединены с остальными работами из серии «Воспоминания Оли» — живописными холстами, написанными по мотивам архивных фотографий. Цветными нитками на них художница прошила отдельные детали — дорогие фрагменты ее памяти.

Искусство может быть и философским, и забавным одновременно. Именно такое показывает арт-группа «Фрукты» из Перми. Их уличные работы можно увидеть более чем в 30 городах России, в том числе в Екатеринбурге, Тюмени и Архангельске. В основном «Фрукты» работают самостоятельно, но у них случались и коллаборации. Например, с Кириллом Кто и Владимиром Абихом. На ярмарку SCAN «Фрукты» привезли всего понемногу — авторские реплики уличных работ «Ремонт часов», «Цветы», «Это написано или нарисовано?» в масле. Фотодокументацию тоже привезли — лимитированным тиражом. Но есть и оригинальные, вышитые на холсте произведения «Соберись, тряпка» и «Наши старые раны зажили по-новому». Коронный номер группы «Фрукты» — работа с текстовыми элементами и создание посланий «извне».


О галереях
Галерея сибирского искусства и культурное мультипространство «В центре Мира» — участник-дебютант. Оно открылось в Красноярске весной 2024 года. За первый год существования проекты посетили 45 тысяч человек, что неплохо для галереи-новичка в городе, где интерес к современному искусству только начинает расти, а население составляет чуть больше миллиона. Судя по стенду, команда «В центре Мира» активно следит за арт-повесткой всей российской художественной сцены, а не только сибирской — галеристы представили не вышивку или керамику, не заигрывание с этническим культурным кодом, а графику пяти своих резидентов.
Отдельный стенд на SCAN появился и у Сообщества Современных Сибирских Художников (СССХ). Комьюнити, которое сочетает в себе и каноничную галерею, и artist-run space, тоже появилось в 2024 году. Оно буквально родилось из прошлогодней ярмарки: к объединению, как и к SCAN, приложил руку Сибирский институт развития креативных индустрий. Куратором выступила экс-директор питерской галереи Anna Nova и искусствовед Полина Слепенкова. СССХ удивляют «сибирской готикой» — в центральных регионах России мало кто вообще в курсе, что это такое. На ярмарке можно познакомиться с фольклорно-литературным, «варварским» искусством отдаленного региона-аутсайдера, увидеть произведения о пропавших в тайге туристах и узнать городские легенды о мистическом жутком этносе.


Стоит обратить внимание и на стенд ЦСИ Огонь из Иркутска. В экспозиции собрали все что можно, чтобы показать разнообразие художественных практик в городе — это и печатная графика, и скульптура, и панно, и даже фотодокументация стрит-арта. Необычным смешанным техникам тут тоже есть место — особый интерес в этом смысле представляет голографическая цифровая печать художницы Лены Сисилиной. Одна из ее работ, гирлянда «Мама», повторяет уличный объект Лены в Ханое (Вьетнам). Единственное, что объединяет художников ЦСИ Огонь, — их практики всегда основаны на личном опыте. Подавляющее большинство произведений этого стенда существуют в открытом тираже.

О дизайне

Секция предметного дизайна, как было сказано выше, — одно из нововведений на SCAN-2025. На открытии сооснователь SCAN FAIR и совладелец Berrywood Family Дмитрий Журкин сказал, что это было авантюрное решение. Но добавил: если функциональное искусство перспективно, почему бы не поддержать локальных авторов направления прямо сейчас? В итоге в этот блок прошли шесть студий.
Стенд Ассоциации промышленных и предметных дизайнеров, базирующейся в Иркутске, выделяется среди остальных обилием цвета и нестандартным переосмыслением российского культурного кода. Это обусловлено их миссией возрождать традиционное региональное производство. Мебель, освещение и декор стенда относятся к современному русскому стилю. Иркутский дизайнер Григорий Свердлов привез объекты из серии «Рожки да ножки» — это скульптуры медведей и коней из пластика и автоэмали. Здесь же можно найти пуф и журнальный столик из серии «Косая степь», созданные дизайнерским дуэтом Ксении Бубновой и Светланы Роковой. Материал, из которого сделаны их объекты, имитирует березу — главный национальный символ.
Любопытный стенд получился и у ателье DIFF Makers из Красноярска. На рынке он уже 10 лет. Ателье работало над созданием металлических инсталляций для местного мультипространства «Индустрия» — это одновременно шоурум, кофейня и галерея. А еще благодаря DIFF Makers в ресторане «Дзеими» появилась инсталляция в виде дерева — ствол выполнен из плавленых в три обжига бутылок, а волнообразная крона — более чем из двух тысяч стеклянных сосудов. Несмотря на масштабные проекты в портфолио, на ярмарку SCAN команда подготовила довольно минималистичный стенд в формате «белого куба». Здесь можно увидеть стол-конструктор «Мгновение огня» — предмет функционального искусства из битых, а затем запеченных осколков стекла. А еще посмотреться в необычное зеркало, обрамленное кусками натуральной кожи.


SCAN укрепился не только как сильная региональная ярмарка. Сейчас это событие — трамплин для местных авторов, по которому можно взлететь на большую арт-сцену. Неслучайно участники прошлого сезона вернулись в проект даже после плодотворного успешного года, который был щедр на постоянные коллаборации и перелеты в Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Но сибирские таланты по-прежнему предпочитают возвращаться домой, вкладывая свои силы и символический капитал в копилку местного сообщества. А это значит, что организаторы ярмарки, заявляющие своей целью построение полноценной культурной среды в регионе, все делают правильно.
Автор: Катерина Алабина
Свежие комментарии