Алина Крюкова — основатель a-s-t-r-a gallery, сооснователь ярмарки современного искусства |catalog| — рассказывает, какие произведения искусства востребованы у российских коллекционеров, какие перспективы у арт-рынка и почему покупку современного искусства не стоит рассматривать как инвестицию в традиционном понимании.

Какие произведения искусства сейчас популярны у российских коллекционеров? Чтобы это понять, достаточно взглянуть на выставки, уже открытые или запланированные на 2025 год. Например, галерея popoff представила экспозицию из частных коллекций, в МАММ проходит выставка работ из собрания Антона Козлова, а Московский музей современного искусства готовит проект «Лучшее, что у нас есть» при участии The Art Newspaper. Эти события отражают ключевых авторов современной художественной сцены, интересных не только музеям, кураторам и галеристам, но и коллекционерам — как опытным, так и начинающим.
Перспективы российского арт-рынка выглядят оптимистично, если продолжат развиваться тренды последних лет. Первый — повышение прозрачности арт-рынка благодаря консолидации галерейного сообщества, образовательным программам и просветительским инициативам коллекционеров. Второй — формирование четкого годового цикла ярмарок: осенью — Cosmoscow и blazar, зимой и весной — |catalog| от Ассоциации галерей, в мае — ярмарка графики и фотографии «Контур» в Нижнем Новгороде, летом — «1703» в Санкт-Петербурге.
Третий фактор — значительный рост числа первичных покупателей. Это приносит рынку финансовую устойчивость, дает уверенность его ключевым игрокам и открывает новые точки роста. Четвертый — международная экспансия. Российское искусство становится востребованным не только в Китае, Саудовской Аравии, Индии и Южной Америке, но и в отдельных странах Европы и США. Главное — качественный контент и финансовые ресурсы.
Можно ли рассматривать искусство как инвестицию? Здесь важно сразу оговориться: если речь идет о современном российском искусстве, то на этапе его формирования слово «инвестиция» неприменимо. Современные художники — это, как правило, авторы до 60 лет, и их работы пока не обладают устойчивым вторичным рынком.
Ошибочно считать, что покупка произведения молодого художника за 200–300 тысяч рублей — это вложение, которое окупится. На это есть несколько причин: во-первых, вторичный рынок не развит, и продать работу по первоначальной цене практически невозможно; во-вторых, отсутствуют прозрачные механизмы оценки искусства, привязанные к международным рейтингам; в-третьих, на рынок влияет инфляция и политическая нестабильность.
Главная ошибка коллекционеров — думать, что искусство приносит быструю финансовую выгоду. Гораздо разумнее рассматривать его как инвестицию в себя, в собственное развитие и социальный капитал. Коллекция расширяет круг знакомств, формирует связи в профессиональном сообществе и открывает новые возможности, что в долгосрочной перспективе оказывается гораздо ценнее.
Свежие комментарии