В заключительный день на ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия «Сноба» на тему вечного и актуального в искусстве. Спикеры обсудили, как искусство удерживает человека в настоящем, зачем воспринимать его эмоционально и почему «Мону Лизу» следует временно убрать из публичного доступа.
27 октября на ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия на тему актуального и вечного в искусстве. В мероприятии приняли участие сооснователь Фонда «Новые коллекционеры», главный куратор музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты» и бывший директор Пушкинского музея Марина Лошак, искусствовед и основатель галереи pop/off/art Сергей Попов и художник Василий Кононов-Гредин. Встречу модерировала Юлия Крюкова, искусствовед и куратор арт-раздела журнала «Сноб».
Дискуссия началась с обсуждения роли искусства в прошлом и настоящем.«Разницы между тем, что происходит сейчас, и тем, что происходило, скажем, 400 лет назад, нет никакой, — считает Сергей Попов. — Современное искусство занимается циркуляцией абсолютно привычных образов. Искусство сегодня не находится в авангарде, оно движется в фарватере открытий и не может претендовать на то, чтобы что-то рассказать нам о будущем. Ценность в том, что это именно те образы, которые останавливают время».
По мнению эксперта, искусство «тормозит прогресс», чтобы человек мог отрефлексировать здесь и сейчас происходящее в мире и личный опыт. Марина Лошак продолжила тезис, отметив, что искусство должно помочь разобраться в себе и сосредоточиться на текущем моменте. По ее словам, постоянный контроль за собственными ощущениями становится необходимостью в сложном мире. Поэтому Лошак скептично относится к разговорам о науке и искусственном интеллекте в искусстве, потому что все это отвлекает от глубокого понимания себя: «Вообще не интересуюсь будущим, и прошлое тоже не так интересно. А вот что сейчас — интересно ужасно».
Развивая тему беседы, Марина Лошак отметила, что переосмысление произведений, созданных сотни лет назад, возможно только благодаря художникам, которые соответствуют современным запросам общества. Также экс-директор Пушкинского музея предложила временно убрать из публичного доступа «Мону Лизу», чтобы дать ей «отдохнуть» от зрителей и вернуть свежесть восприятия.
Размышляя о стремлении художника остаться в вечности, Василий Кононов-Гредин отметил, что это только отвлекает от главной цели: «То, что должен хотеть художник, — это развивать язык искусства. Раздвигая пределы искусства, мы вообще расширяем поле огромного количества разных человеческих деятельностей». По мысли Кононова-Гредина, искусство должно основываться на любви и нести в себе человечность. Однако искусствовед Сергей Попов считает, что слово «любовь» в данном контексте не совсем точное.
«К вопросу истории искусства хорошо подходить, опираясь на понятие “эволюция”. Потому что борьба идет везде — и в языке, и в искусстве. То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может быть подвергнуто критике, и наоборот. Это динамичное переосмысление — неотъемлемая часть культурного процесса, в котором каждый из нас участвует, выбирая, что заслуживает внимания и признания», — сказал он. «Это была мысль дня», — отреагировал кто-то из зала.
Под конец дискуссии Лошак подчеркнула, что, несмотря на сложности и турбулентность, в которой находится мир, именно сейчас — лучшее время для творчества. «Мы — отражение времени, сложившихся обстоятельств и переживаний. Всего того, что происходит конкретно с нами и со всем вокруг нас. Для настоящего искусства это лучшее время. У художника, оказавшегося в турбулентной ситуации, есть возможность сделать те новые шаги в искусстве, которых мы все ждем», — считает Лошак. А Василий Кононов-Гредин добавил, что искусство всегда рождается в определенных исторических обстоятельствах, но его восприятие со временем может кардинально измениться.
При этом, считает художник, когда зритель сталкивается с искусством, он воспринимает его через призму своих собственных смыслов и концепций, которые формировались на протяжении жизни. «Художник не может контролировать, как его работа будет воспринята в будущем. Если сосредоточиться на том, как произведение будет оценено позже, это может парализовать творческий процесс сейчас», — считает он. Также он рассказал, что при первом столкновении с произведением зритель зачастую оказывается неподготовленным к анализу знаков и символов, которые могут оказать влияние на восприятие.
По мысли Кононова-Гредина, излишняя аналитика может мешать чистоте восприятия. «Когда мы начинаем препарировать искусство, мы можем перестать его видеть», — сказал он. Это особенно актуально для тех, кто профессионально занимается искусством: их обширные знания и опыт могут затмить непосредственные эмоции от работы. Кононов-Гредин попросил зрителей иногда «закрывать глаза» на свои знания и просто наслаждаться искусством в его первозданной форме.
Автор: Александр Юдин
Свежие комментарии