Более полутора тысяч произведений вошло в каталог Cosmoscow-2024, которая прошла в Москве с 25 по 27 октября. В одной только секции «Дизайн» оказалось 16 стендов — из них «Сноб» выбрал пять, за которыми стоит следить даже после завершения ярмарки.
ПАЛАТЫ / Москва, Россия
Московская галерея «Палаты» не просто работает с functional art, а ищет авторов, которые переплетают традиции и современность в объектах на стыке дизайна и искусства. Существующая уже четыре года, галерея практикует коллективные экспедиции в самые разные уголки страны, чтобы найти самобытных художников и прощупать культурную ДНК нашей многонациональной и необъятной — с 2020 года команда побывала в Вологде, Пскове, Казани, Суздале, Нальчике, Самаре, Иркутске и на Кубани.
На ярмарке Cosmoscow «Палаты» показывали художницу из Ростова-на-Дону Анну Червоннау. Читатели «Сноба» уже знакомы с ней как с участницей проекта АртАкт, но специально для стенда «Палат» Анна показала несколько работ из латунной сетки — они превратились в мини-серию «Крестики». Один такой металлический «ковер» уже был представлен на летней ярмарке 1703 в Санкт-Петербурге и ушел в добрые руки в первый же день работы маркета. Работы из коллекции представляют собой узорчатые ковры. Это двойное обращение к российскому культурному коду: к традиции вешать на стену ковер и к самому славянскому узору.
YOOMOOTA / Бангкок, Таиланд
А вот Yoomoota — не галерейный стенд, а самостоятельная выставка-путеводитель по выдуманной арт-вселенной. Ее автор, художник Тарас Желтышев, до Cosmoscow не доехал — сейчас он в Сеуле, готовится к следующим ярмаркам и выставкам за рубежом. На соло-стенде зрители смогли познакомиться с новыми героями мира Yoomoota. Это скульптура Tovarish&Soyuz — коллаборация с создателями игры Atomic Heart. Пластиковый «Товарищ» олицетворяет дух СССР, объединяющий в себе основные культурные отсылки к той эпохе, а «Союз» — его роботизированный пес-компаньон, чем-то напоминающий Волка из «Ну, погоди!».
Но и уже известные хиты Желтышева тоже получили свое место на стенде — некоторые объекты художник повторяет специально по запросу. Например, объект в виде футуристичных шахмат Another Kingdom: Light Stage в сентябре пополнил фонды музея Red Dot Design Museum Xiamen в Китае. Как выяснил корреспондент «Сноба», сейчас цена таких шахмат приближается к полутора миллионам рублей, так что коллекционеры, успевшие отхватить их за 300 тысяч, отмечают инвестиционную привлекательность работ Желтышева.
3L GALLERY / Москва, Россия
Галерея предметного дизайна и современного искусства 3L существует с 2021 года, а основной вектор деятельности пространства — поддержка молодых авторов, работавших в направлении functional art. У галереи есть своя эстетическая концепция natural simplicity и soft minimalism, которые характеризуются обилием природных материалов и фактуры. Этот принцип не отменяет яркости объектов.
На ярмарку Cosmoscow галерея приехала не только в окружении бежевых, черных и древесных тонов — художница Марина Бэйзел представила здесь ярко-синие вещи из коллекции Tote Blue. Покрытые ультрамариновым пигментом скульптуры являют собой довольно непопулярное сочетание глины и стали, обработанной вручную в технике пассивации (способ защиты металла от коррозии путем создания оксидной пленки на поверхности металла — прим. ред.). Серия Tote Blue предлагает новый взгляд на тотемы, как бы объясняя зрителю, что архаичные конструкции могут существовать в современной интерпретации, не теряя своего символического и духовного значения для человека.
CHELEBI / Баку, Азербайджан
Современное азербайджанское ремесло, объединяющее в себе традиционное и актуальное искусство, — таков проект бренда предметов декора CHELEBI, родившегося в Баку. Его в 2013 году основала художница Аида Махмудова, за плечами которой десятки выставочных проектов по всему миру. Некоторые предметы функционального искусства — это отсылки к ее собственным произведениям, получившим международную славу в художественном мире.
Именно работы Аиды составляют соло-стенд CHELEBI. Источник ее вдохновения — культурное наследие Азербайджана и работа с его национальным кодом. Этнические настроения отражены в сосудах из красной глины, будто сошедших со страниц истории восточного быта — изображения на посуде, пусть сюжетно и остаются современными, выполнены по канонам тебризской школы азербайджанской миниатюры XI века.
Автор: Тамара Лорка
Свежие комментарии