На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Глухие женщины в такси: как они работают и общаются с пассажирами

Каково это — работать таксистом, не слыша ни шума улиц, ни голосов пассажиров? Три глухие женщины — Карина, Евгения и Маргарита — рассказывают, как они водят машину, строят маршрут без навигатора и общаются с пассажирами, которые не знают жестового языка.

«Водить умеешь?» — «Умею». Тогда сразу в город!

Карина
Карина

В детстве Карина потеряла слух после прививки — по крайней мере, сама она считает именно так. Ей 34 года, она из Беларуси, но больше десяти лет живет в России и зарабатывает тем, что возит людей на такси. С 2018 года «Яндекс» адаптирует свой сервис, чтобы глухие и слабослышащие водители могли легче общаться с пассажирами. Сейчас к нему подключено более трех тысяч таких водителей по всей стране, и Карина — одна из них.

Переезд в Москву случился, когда Карину пригласили в футбольную команду для глухих и слабослышащих. «До 18 лет я профессионально занималась плаванием, — рассказывает она. — Даже мечтала выступить на Олимпиаде. Но случайно познакомилась с тренером, который позвал меня в футбол». Так Карина сменила бассейн на поле. До 2022 года они с командой часто ездили по Европе, участвовали в международных турнирах. Сейчас больших соревнований меньше, зато у Карины появилось новое увлечение — путешествия.

Она только что вернулась из Шри-Ланки, а до этого успела побывать в Африке и на Кубе. В прошлом году вместе с друзьями арендовала машину и объехала несколько европейских стран. Ее отпуск обычно длится до двух месяцев, и за это время она старается уехать или улететь как можно дальше.

Карина
Карина

Остальное время Карина работает. Без выходных. С понедельника по четверг она выходит на линию во второй половине дня или в ночь, а с пятницы по воскресенье — с самого утра до позднего вечера. Слабослышащим людям найти хорошую работу непросто, а в такси есть реальный шанс хорошо заработать. «А еще, работая в такси, я сама себе хозяйка», — говорит Карина.

За рулем она с 14 лет: однажды отец посадил ее в машину и научил водить. Карина до сих пор помнит, как сдавала на права. «Водить умеешь?» — спросил инструктор. «Умею», — ответила девушка, и он предложил сразу выехать в город. Карина разогналась до 90 км/ч, пока инструктор не попросил сбавить. Экзамен сдала с первого раза.

В такси Карина устроилась по совету друзей. Когда она только начинала работать, навигаторы еще не были такими продвинутыми, приходилось заучивать карту московских улиц и дворов наизусть. Сегодня проблем с построением маршрутов нет, а вот с пассажирами Карина общается, как правило, через текстовые сообщения или жестами. 

«Приятнее всего, когда пассажиры благодарят на жестовом языке»

Евгения
Евгения

У 43-летней Евгении Измайловой в машине всегда лежит блокнот и ручка — так она общается с пассажирами. Хотя в приложении «Яндекс Go» есть чат для водителя и пассажира, Евгении привычнее быстро записать слова на бумаге и показать собеседнику.

Она родилась в Москве, у нее двое сыновей (19 и 11 лет), оба слышат и отлично владеют жестовым языком. Сама Евгения глухая с детства. «Слышу только громкие и высокие звуки, если они совсем рядом». 

За руль Евгению посадил дедушка — учил управлять машиной по дачным дорогам. С 2019 года Евгения — водитель «Яндекс Такси»: возит людей по Москве и области, причем часто делает это без навигатора, ориентируясь по памяти. Клиенты часто ставят ей лайки за аккуратное вождение, а сама Евгения копит на собственный автомобиль (мечтает о Haval), но пока ездит на арендованном.

До работы в такси она была швеей. «Мне повезло, что хоть на эту должность устроили», — признается Евгения. По ее словам, многие работодатели не хотят брать глухих: «Часто говорят: “Как вы будете общаться с людьми?” Но это отговорка. В такси я тоже общаюсь с пассажирами — и ничего, все довольны». Анастасия Журавлева, переводчица жестового языка, которая помогает «Снобу» общаться с Евгенией, называет такое поведение в компаниях типичным примером дискриминации: «Компании опасаются, что не справятся со спецификой, и находят всяческие поводы отказать». 

Евгения
Евгения

Реакция пассажиров на глухоту водителя бывает разной. Но, по словам Евгении, чаще всего люди настроены доброжелательно. В салоне ее машины — специальный подголовник с надписью «Глухой или слабослышащий водитель», а для удобства пассажиров еще и карточки с просьбами: открыть окно, включить кондиционер, дать зарядку. «Нравится, когда человек пытается поздороваться или сказать “спасибо” на жестовом языке — сразу чувствуешь себя с ним на одной волне», — улыбается Евгения. И добавляет, что хочет быть водителем такси как можно дольше: ведь это и стабильный заработок, и возможность каждый день получать слова благодарности.

«От людей я беру только самое лучшее» 

Маргарита
Маргарита

Для водителей с особенностями слуха в приложении есть специальные опции: вместо звукового уведомления гаджет вибрирует, а его экран — мигает, сигнализируя о новом заказе. 46-летняя Маргарита Яковенко трудится в такси каждый день по 8–12 часов с перерывами на обед и отдых. Нужны деньги: она воспитывает 21-летнюю дочь, у которой тоже проблемы со слухом. «Дочка учится в колледже, но толком не знаю, на кого. Что-то связанное с компьютерами и интернетом», — улыбается Маргарита.

Сама она родом из Волгограда, училась в спецшколе для слабослышащих, но так ее и не закончила: «Была маленькая и озорная, часто конфликтовала с директором. В общем, меня исключили». Потом пошла в ПТУ, выучилась на швею, вышла замуж и какое-то время искала работу в родном городе. Не найдя ничего подходящего, решилась переехать в Москву — из-за этого даже развелась с мужем, который хотел жить в деревне.

У Маргариты большой водительский стаж — за рулем с 2009 года, а до этого еще и на мотоцикле успела погонять. В такси она пришла благодаря сводному брату: первое время он ездил за ней следом, чтобы, если что, помочь. Но обошлось без происшествий — Маргарита быстро освоилась. Сейчас она водит арендованную иномарку, мечтает купить собственную машину и даже квартиру. 

Маргарита
Маргарита

Кстати, квартиру ей чуть было не подарил клиент, директор крупной строительной фирмы, как он сам представился. «Он узнал, что я слабослышащая, и сказал, что мог бы подарить мне однокомнатную студию — но буквально три дня назад уже отдал ее знакомому», — смеется Маргарита. Оставил ли директор хотя бы чаевые, она не помнит. 

Зато помнит пожилую пару, которая оставила в качестве чаевых аж 13 тысяч рублей.

С грубыми пассажирами Маргарита практически не сталкивается, а чтобы сгладить небольшие конфликты, у нее есть лайфхак. «Я всегда вожу с собой конфеты. Если угостить человека конфетой, он становится добрее и перестает капризничать».

Автор: Александр Юдин

 

Ссылка на первоисточник
наверх