История дворца Шереметевых в Останкине окутана легендами: от «прудов актёрок» до тайных садовых горок. Что правда, а что вымысел? «Сноб» разбирается, почему мифы живут уже два века.

С момента начала строительства дворец уже был окружён таинственностью. Николай Петрович Шереметев скрывал ход работы, так как в устройстве Останкинского театра было использовано множество оригинальных технических и механических приёмов, которые привлекали внимание заинтересованных людей. Неоднократно он приказывал никого из посторонних не впускать в строящийся дом и «иметь караул беспрестанно в день и ночь», «разобрать большой мост… дабы через него не ездили», заколотить все лазы в заборе, а окна в доме затянуть холстом. За нарушение этих наставлений грозило страшное наказание — отдать в солдаты. Мифы о дворце, его хозяевах, самом Останкине рождались более 200 лет и продолжают появляться по сей день. Поговорим о некоторых из них. (фото 1)
Миф #1: в Останкинском пруду топились крепостные актрисы

В городских легендах прочно закрепилось представление о том, что у крепостных актёров была тяжёлая жизнь: они обучались в невыносимых условиях на конюшне, часто болели чахоткой, их жестоко наказывали за малейшие провинности. Многие из них, не в силах больше выносить такую жизнь, топились в ближайших прудах, получивших название «пруды актёрок».
Шереметевский театр состоял из крепостных актёров, но это никак не влияло на отношение Николая Петровича к труппе. Он с увлечением отдавался театру. Его смело можно назвать художественным руководителем и главным режиссёром принадлежавшего ему театра. Он сам отбирал репертуар, распределял роли, работал с актёрами и сам нередко садился с виолончелью в оркестр. Крепостных актёров обучали лучшие мастера того времени: пению — итальянцы; сценическому искусству — русские выдающиеся актёры И. Дмитриевский, П. Плавильщиков, С. Сандунова и др. Балетное искусство преподавали французские и итальянские балетмейстеры; игре на музыкальных инструментах обучали немцы. Действительно, положение крепостных было незавидным, но ужасы, связанные с прудами, явно надуманны. В них сложно поверить, зная документальные факты о том, с каким вниманием граф обращался со своей труппой.
Миф #2: Горка в парке перед дворцом была насыпана по повелению Николая Петровича Шереметева, чтобы туда несколько раз в день могла подниматься Прасковья Жемчугова и свободно дышать, так как у неё были больные лёгкие.

Горка «Парнас» — искусственная горка, сделанная для того, чтобы с неё любоваться дворцом и пейзажами. Она нарушала монотонность равнинного ландшафта, видна изо всех уголков сада и позволяла обозревать с вершины большую часть территории. Название «Парнас» традиционно для горок такого типа, они являлись модным украшением ландшафта и поэтому были весьма популярным элементом садового дизайна конца XVIII — начала XIX веков. Согласно древнегреческой мифологии, гора Парнас — место обитания бога Аполлона и 9 муз, в античной и европейской культуре — символ поэзии, поэтического признания. Своё название искусственная горка получила не случайно — сам дворец — это летний вариант Дворца искусств и, по сути своей, был посвящён музам и их покровителю — Аполлону.
Миф #3: Ночные тайны дворца


Иногда можно услышать истории о «тайной жизни» Останкинского дворца, будто его залы хранят следы личных драм и обитают в них невидимые тени. Но реальность куда прозаичнее и в то же время интереснее.
Театр в Останкино строился в период, когда Николай Петрович Шереметев был страстно влюблён в свою крепостную актрису Прасковью Жемчугову. В этом здании царила любовь, здесь трагедии судеб разворачивались только на знаменитых театральных подмостках. Этот дом был создан как увеселительная усадьба для проведения праздников.
В парадных помещениях дворца не жили. Жилые хоромы были на территории усадьбы, но их снесли за ветхостью в начале 1820-х годов. В стенах Останкина витает дух — это дух торжества искусств.
Миф #4: В Останкине Александром II был подписан указ об отмене крепостного права

В 1856 году усадьба была выбрана для проживания императора и его семьи перед началом коронационных торжеств. К приезду высочайшей фамилии интерьеры отремонтировали, а комнаты меблировали в стиле «второго рококо», модного в то время. В Ротонде расположился кабинет будущего императора. Его обставили мебелью, предположительно заказанной в Петербурге в мастерской братьев Гамбс.
Распространён миф, что именно на этом столе был подписан указ об отмене крепостного права. Этого не могло произойти в 1856 году, потому что Александр на тот момент не был коронован, и до самой отмены оставалось ещё 5 лет.
Подготовила Ольга Обыденская
Свежие комментарии