Дайан Китон умерла 11 октября на 80-м году жизни. Обладательница «Оскара», муза Вуди Аллена и одна из самых узнаваемых актрис Голливуда оставила после себя более сотни ролей. От жены мафиози до интеллектуалки в галстуке, от героини исторической драмы до звезды ромкомов — «Сноб» выбрал пять ее лучших фильмов.
«Крёстный отец» (The Godfather) (1972)

Когда говорят о «Крёстном отце», про Дайан Китон вспоминают далеко не в первую очередь. В голове тут же всплывают нижняя челюсть Брандо, холодный взгляд Пачино, конская голова в кровати и, разумеется, предложение, от которого невозможно отказаться. Кей Адамс в этом мачистском паноптикуме кажется функцией, персонажем второго плана.
И это главная ловушка фильма. На самом деле именно её героиня — нормальная американская девушка, случайно попавшая на свадьбу к мафии, — была для зрителя точкой входа в этот дикий мир. Весь первый фильм она остаётся по ту сторону невидимой стены, за которой её муж Майкл превращается в монстра. Но именно по её испуганным глазам мы считываем глубину этого падения.
Во второй части всё меняется. Тихая наблюдательница находит голос, и этот голос звучит как приговор. Её монолог об аборте, брошенный в лицо Майклу, — это тотальное обнуление всех его «семейных ценностей», удар в сердце его империи. Из любящей и не отсвечивающей жены она превращается в единственного человека, которого Майкл Корлеоне по-настоящему боится.
Самое забавное, что роль, ставшая одним из ключевых женских образов 70-х, досталась Китон почти по объявлению. «Я даже не читала роман, который лёг в основу “Крёстного отца”, когда получила роль, — недавно признавалась актриса в интервью журналу People. — Меня совершенно не волновал “Крёстный отец”. Я пошла на прослушивание просто потому, что в то время я только и делала, что ходила на прослушивания. Мне нужна была работа».
«Энни Холл» (Annie Hall) (1977)

Карьеру Дайан Китон невозможно представить без Вуди Аллена, а Вуди Аллена — без Дайан Китон. Но «Энни Холл» — это не просто очередной фильм из их совместного портфолио. Это практически документ их отношений, зашифрованный в сценарии и оплаченный студийными деньгами. История невротичного нью-йоркского комика Элви Сингера и его неуклюжей, очаровательной подруги стала творческим пиком их союза.
Аллен не просто написал роль для Китон — он списал её почти подчистую. Имя героини — это конструктор из реальной жизни: Энни было прозвищем актрисы, а Холл — её настоящей фамилией. Он взял её манеру речи, её неловкость, её привычку иронизировать над собой и, как сама Китон позже признавалась, создал на экране «мою идеализированную версию». Результат — «Оскар» за лучшую женскую роль и тотальное обожание критиков.
Журнал Time поместил Китон на обложку с подписью «самая забавная актриса современности». Критик New Yorker Молли Хаскелл копнула глубже, объяснив, в чём на самом деле магия Китон: «Это не просто очередная сумасбродная дама... Актрисе удалось создать образ антибогини, которая за внешним лоском скрывает глубокую внутреннюю неуверенность и социальную отчуждённость».
Но настоящий взрыв случился в мире моды. Эксцентричный гардероб Энни — это и есть личный гардероб Дайан. Мешковатые брюки, жилеты, мужские шляпы и галстуки, которые она носила в жизни задолго до съёмок, вдруг стали униформой интеллектуалок конца 70-х. Женщины по всему миру внезапно захотели выглядеть как встревоженная и стильная девушка из Нью-Йорка.
И финальный штрих, стирающий границу между актрисой и ролью: фотография. Увлечение, которое в фильме определяет Энни, было главной страстью и самой Китон. И пока её героиня просто щёлкала затвором, реальная Дайан в 1980 году выпустила для Rolling Stone целый фотоальбом, посвящённый заброшенным гостиничным номерам. Факт, который доказывает: в «Энни Холл» она, по сути, играла саму себя, просто под присмотром любящего режиссёра.
«Красные» (Reds) (1981)

Когда роман с Вуди Алленом сошёл на нет, для Дайан Китон началась эпоха имени Уоррена Битти. Символ Нового Голливуда и главный сердцеед поколения решил дебютировать в режиссуре. И взялся не за какую-нибудь камерную драму, а за трёхчасовой эпик о судьбе Джона Рида — американского коммуниста, своими глазами увидевшего русскую революцию и написавшего «Десять дней, которые потрясли мир».
Главную роль, разумеется, Битти оставил себе. А роль Луизы Брайант — его боевой подруги, журналистки и феминистки, сбежавшей от мужа в самое пекло Гражданской войны, — отдал Китон. Он разглядел в её нервной органике из «Энни Холл» нечто большее, чем просто очаровательную неловкость. Ему нужна была эта её неуверенность для образа женщины, отчаянно пытавшейся доказать миру (и самой себе), что она чего-то стоит.
В большом материале Vanity Fair о съёмках фильма Китон описывала свою героиню так: «обычная женщина, которая тщетно пытается стать кем-то выдающимся». И тут же добавляла: «Я знаю, каково это — быть крайне неуверенной в себе». По словам очевидцев, роль давалась ей мучительно. Требовательный Битти-режиссёр довёл Китон-актрису практически до нервного срыва.
Но именно на этом надломе и родилась её лучшая на тот момент роль, как писал критик The New York Times. Все привыкли видеть в ней нью-йоркскую интеллектуалку в мешковатых штанах, а получили сложный, многогранный образ: эгоистичная, красивая, остроумная и одержимая женщина на фоне тектонических сдвигов истории. Эта работа принесла ей вторую номинацию, а Уоррену Битти — единственный в его жизни режиссёрский «Оскар».
«Комната Марвина» (Marvin's Room) (1996)

В коллективном поп-культурном бессознательном Китон воспринимается в первую очередь как комедийно-мелодраматическая актриса. И это совершенно несправедливо — ведь в её карьере достаточно мощных драматических ролей. Яркий пример — её героиня из драмы взросления «Комната Марвина».
Китон играет Бесси, «хорошую сестру», которая пожертвовала всем, в том числе и личной жизнью, чтобы заботиться о больном отце (Хьюм Кронин), в то время как её «плохая сестра» Ли в исполнении Мэрил Стрип предпочла заниматься собой и за двадцать лет ни разу не созвонилась с родными. В завязке сюжета выясняется, что Бесси неизлечимо больна, и Ли, осознавая, что после смерти сестры каждодневные заботы об отце лягут на её плечи, возвращается в родительский дом в компании со своим психически нездоровым сыном (Леонардо Ди Каприо).
Несмотря на несколько мелодраматическую завязку, «Комната Марвина» вышла совсем не сентиментальной, а Китон в картине мастерски балансирует на грани драмы и комедии. В дни релиза фильма критик Times написал, что Китон удалось сотворить чудо, превратив свою героиню в нечто гораздо большее, чем просто «ходячую рекламу благородного самопожертвования», которой она казалась в сценарии.
В радиоинтервью 2004 года актриса призналась, что для неё главным вызовом при работе над образом Бесси было осмысление мировосприятия человека, живущего с неизлечимым заболеванием. За эту свою работу Китон была номинирована на премию «Оскар» в третий раз.
«Любовь по правилам и без» (Something's Gotta Give) (2003)

Успешная женщина под 60 влюбляется в 65-летнего плейбоя, который вообще-то приехал за её дочерью. В начале 2000-х голливудские студии на такое сценарное предложение крутили пальцем у виска: кому нужен ромком про пенсионеров?
Оказалось — всем. Особенно если этих «пенсионеров» играют Дайан Китон и Джек Николсон. Режиссёр Нэнси Майерс сделала ставку на двух легенд, и фильм, вопреки прогнозам, стал мировым хитом. Как написал великий Роджер Эберт, всё дело было именно в них: «Китон и Николсон привнесли в своих персонажей столько мудрости, опыта и тонкого юмора, что фильм сработал лучше, чем обещал сценарий».
Но если Николсон привычно купался в роли обаятельного мерзавца, то для Китон эта роль стала настоящим бенефисом. Она здесь и неловкая, и уязвимая (сцена, где она рыдает несколько минут подряд, — чистое золото), и интеллектуально острая, и уморительно смешная. Это был виртуозный микс из физической комедии в духе «Энни Холл» и зрелой, взрослой драмы. «Её игра одновременно цельная и головокружительно непредсказуемая», — восхищался рецензент Times.
Самое ироничное, что сама Китон, как она позже призналась в мемуарах, была уверена, что фильм ждёт полный провал, хоть и называла его «своим любимым». Четвёртая номинация на «Оскар» стала лучшим доказательством того, как сильно она ошибалась. Зрителям нужны были взрослые герои, а Дайан Китон — та актриса, которая умеет красиво взрослеть на экране, не теряя ни грамма своего обаяния.
Подготовил Роман Дранников
Свежие комментарии