На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

91 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Дешевле за границу съездить чем на Алтай цены как в Москве она его и скупилаВне сезона: почем...
  • Maxim
    Здание СЭВ можно по  прямому назначению использовать : БРИКС, весьма - символично.. Даже собираются создавать организ...Елизавета Лихачёв...
  • Александр Макеев
    Пилоты этого самолёта либо изначально были посвящены в суть провокации нацистов и установкой на то, чтобы в случае по...Путин раскрыл при...

Пять главных ролей в карьере Дайан Китон

Дайан Китон умерла 11 октября на 80-м году жизни. Обладательница «Оскара», муза Вуди Аллена и одна из самых узнаваемых актрис Голливуда оставила после себя более сотни ролей. От жены мафиози до интеллектуалки в галстуке, от героини исторической драмы до звезды ромкомов — «Сноб» выбрал пять ее лучших фильмов.

«Крёстный отец» (The Godfather) (1972)

Кадр из фильма «Крёстный отец»
Кадр из фильма «Крёстный отец»

Когда говорят о «Крёстном отце», про Дайан Китон вспоминают далеко не в первую очередь. В голове тут же всплывают нижняя челюсть Брандо, холодный взгляд Пачино, конская голова в кровати и, разумеется, предложение, от которого невозможно отказаться. Кей Адамс в этом мачистском паноптикуме кажется функцией, персонажем второго плана.

И это главная ловушка фильма. На самом деле именно её героиня — нормальная американская девушка, случайно попавшая на свадьбу к мафии, — была для зрителя точкой входа в этот дикий мир. Весь первый фильм она остаётся по ту сторону невидимой стены, за которой её муж Майкл превращается в монстра. Но именно по её испуганным глазам мы считываем глубину этого падения.

Во второй части всё меняется. Тихая наблюдательница находит голос, и этот голос звучит как приговор. Её монолог об аборте, брошенный в лицо Майклу, — это тотальное обнуление всех его «семейных ценностей», удар в сердце его империи. Из любящей и не отсвечивающей жены она превращается в единственного человека, которого Майкл Корлеоне по-настоящему боится.

Самое забавное, что роль, ставшая одним из ключевых женских образов 70-х, досталась Китон почти по объявлению.

«Я даже не читала роман, который лёг в основу “Крёстного отца”, когда получила роль, — недавно признавалась актриса в интервью журналу People. — Меня совершенно не волновал “Крёстный отец”. Я пошла на прослушивание просто потому, что в то время я только и делала, что ходила на прослушивания. Мне нужна была работа».

«Энни Холл» (Annie Hall) (1977)

Кадр из фильма «Энни Холл»
Кадр из фильма «Энни Холл»

Карьеру Дайан Китон невозможно представить без Вуди Аллена, а Вуди Аллена — без Дайан Китон. Но «Энни Холл» — это не просто очередной фильм из их совместного портфолио. Это практически документ их отношений, зашифрованный в сценарии и оплаченный студийными деньгами. История невротичного нью-йоркского комика Элви Сингера и его неуклюжей, очаровательной подруги стала творческим пиком их союза.

Аллен не просто написал роль для Китон — он списал её почти подчистую. Имя героини — это конструктор из реальной жизни: Энни было прозвищем актрисы, а Холл — её настоящей фамилией. Он взял её манеру речи, её неловкость, её привычку иронизировать над собой и, как сама Китон позже признавалась, создал на экране «мою идеализированную версию». Результат — «Оскар» за лучшую женскую роль и тотальное обожание критиков.

Журнал Time поместил Китон на обложку с подписью «самая забавная актриса современности». Критик New Yorker Молли Хаскелл копнула глубже, объяснив, в чём на самом деле магия Китон: «Это не просто очередная сумасбродная дама... Актрисе удалось создать образ антибогини, которая за внешним лоском скрывает глубокую внутреннюю неуверенность и социальную отчуждённость».

Но настоящий взрыв случился в мире моды. Эксцентричный гардероб Энни — это и есть личный гардероб Дайан. Мешковатые брюки, жилеты, мужские шляпы и галстуки, которые она носила в жизни задолго до съёмок, вдруг стали униформой интеллектуалок конца 70-х. Женщины по всему миру внезапно захотели выглядеть как встревоженная и стильная девушка из Нью-Йорка.

И финальный штрих, стирающий границу между актрисой и ролью: фотография. Увлечение, которое в фильме определяет Энни, было главной страстью и самой Китон. И пока её героиня просто щёлкала затвором, реальная Дайан в 1980 году выпустила для Rolling Stone целый фотоальбом, посвящённый заброшенным гостиничным номерам. Факт, который доказывает: в «Энни Холл» она, по сути, играла саму себя, просто под присмотром любящего режиссёра.

«Красные» (Reds) (1981)

Кадр из фильма «Красные»
Кадр из фильма «Красные»

Когда роман с Вуди Алленом сошёл на нет, для Дайан Китон началась эпоха имени Уоррена Битти. Символ Нового Голливуда и главный сердцеед поколения решил дебютировать в режиссуре. И взялся не за какую-нибудь камерную драму, а за трёхчасовой эпик о судьбе Джона Рида — американского коммуниста, своими глазами увидевшего русскую революцию и написавшего «Десять дней, которые потрясли мир».

Главную роль, разумеется, Битти оставил себе. А роль Луизы Брайант — его боевой подруги, журналистки и феминистки, сбежавшей от мужа в самое пекло Гражданской войны, — отдал Китон. Он разглядел в её нервной органике из «Энни Холл» нечто большее, чем просто очаровательную неловкость. Ему нужна была эта её неуверенность для образа женщины, отчаянно пытавшейся доказать миру (и самой себе), что она чего-то стоит.

В большом материале Vanity Fair о съёмках фильма Китон описывала свою героиню так: «обычная женщина, которая тщетно пытается стать кем-то выдающимся». И тут же добавляла: «Я знаю, каково это — быть крайне неуверенной в себе». По словам очевидцев, роль давалась ей мучительно. Требовательный Битти-режиссёр довёл Китон-актрису практически до нервного срыва.

Но именно на этом надломе и родилась её лучшая на тот момент роль, как писал критик The New York Times. Все привыкли видеть в ней нью-йоркскую интеллектуалку в мешковатых штанах, а получили сложный, многогранный образ: эгоистичная, красивая, остроумная и одержимая женщина на фоне тектонических сдвигов истории. Эта работа принесла ей вторую номинацию, а Уоррену Битти — единственный в его жизни режиссёрский «Оскар».

«Комната Марвина» (Marvin's Room) (1996)

Кадр из фильма «Комната Марвина»
Кадр из фильма «Комната Марвина»

В коллективном поп-культурном бессознательном Китон воспринимается в первую очередь как комедийно-мелодраматическая актриса. И это совершенно несправедливо — ведь в её карьере достаточно мощных драматических ролей. Яркий пример — её героиня из драмы взросления «Комната Марвина».

Китон играет Бесси, «хорошую сестру», которая пожертвовала всем, в том числе и личной жизнью, чтобы заботиться о больном отце (Хьюм Кронин), в то время как её «плохая сестра» Ли в исполнении Мэрил Стрип предпочла заниматься собой и за двадцать лет ни разу не созвонилась с родными. В завязке сюжета выясняется, что Бесси неизлечимо больна, и Ли, осознавая, что после смерти сестры каждодневные заботы об отце лягут на её плечи, возвращается в родительский дом в компании со своим психически нездоровым сыном (Леонардо Ди Каприо).

Несмотря на несколько мелодраматическую завязку, «Комната Марвина» вышла совсем не сентиментальной, а Китон в картине мастерски балансирует на грани драмы и комедии. В дни релиза фильма критик Times написал, что Китон удалось сотворить чудо, превратив свою героиню в нечто гораздо большее, чем просто «ходячую рекламу благородного самопожертвования», которой она казалась в сценарии.

В радиоинтервью 2004 года актриса призналась, что для неё главным вызовом при работе над образом Бесси было осмысление мировосприятия человека, живущего с неизлечимым заболеванием. За эту свою работу Китон была номинирована на премию «Оскар» в третий раз.

«Любовь по правилам и без» (Something's Gotta Give) (2003)

Кадр из фильма «Любовь по правилам и без»
Кадр из фильма «Любовь по правилам и без»

Успешная женщина под 60 влюбляется в 65-летнего плейбоя, который вообще-то приехал за её дочерью. В начале 2000-х голливудские студии на такое сценарное предложение крутили пальцем у виска: кому нужен ромком про пенсионеров?

Оказалось — всем. Особенно если этих «пенсионеров» играют Дайан Китон и Джек Николсон. Режиссёр Нэнси Майерс сделала ставку на двух легенд, и фильм, вопреки прогнозам, стал мировым хитом. Как написал великий Роджер Эберт, всё дело было именно в них: «Китон и Николсон привнесли в своих персонажей столько мудрости, опыта и тонкого юмора, что фильм сработал лучше, чем обещал сценарий».

Но если Николсон привычно купался в роли обаятельного мерзавца, то для Китон эта роль стала настоящим бенефисом. Она здесь и неловкая, и уязвимая (сцена, где она рыдает несколько минут подряд, — чистое золото), и интеллектуально острая, и уморительно смешная. Это был виртуозный микс из физической комедии в духе «Энни Холл» и зрелой, взрослой драмы. «Её игра одновременно цельная и головокружительно непредсказуемая», — восхищался рецензент Times.

Самое ироничное, что сама Китон, как она позже призналась в мемуарах, была уверена, что фильм ждёт полный провал, хоть и называла его «своим любимым». Четвёртая номинация на «Оскар» стала лучшим доказательством того, как сильно она ошибалась. Зрителям нужны были взрослые герои, а Дайан Китон — та актриса, которая умеет красиво взрослеть на экране, не теряя ни грамма своего обаяния.

Подготовил Роман Дранников

 

Ссылка на первоисточник
наверх