На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

78 подписчиков

Свежие комментарии

Леонардо: тайны да Винчи

«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Новый выпуск уже на VK. Историк искусств Алина Сопова и дизайнер Роман Уваров обсуждают Леонардо да Винчи, пожалуй, самого известного художника в истории.

Тайны картин Леонардо

Полтысячелетия прошло, а мир по-прежнему разгадывает загадки, оставленные кистью Леонардо да Винчи.

Этот человек эпохи Возрождения не просто создал бессмертные полотна, но прожил жизнь, похожую на легенду: художник, изобретатель, ученый, анатом — казалось, для него не существовало границ познания. Но главным его даром была живопись, в которой он объединил наблюдательность исследователя и фантазию поэта. Каждая картина Леонардо — как шкатулка с двойным дном: за внешней красотой скрываются слои смыслов и тайн, увлекающие зрителя в интеллектуальное приключение.

Леонардо родился в 1452 году близ городка Винчи во Флоренции и с юных лет проявил незаурядные способности. Он учился в мастерской Андреа дель Верроккьо. Неуемное любопытство направляло его всю жизнь: Леонардо наблюдал, экспериментировал, изобретал, а рисунки служили ему инструментом познания природы.

Современники восхищались широтой его интересов, но разносторонность иногда мешала ему завершать заказы: увлекшись новым опытом, мастер мог надолго забросить кисти. Но стоило ему вернуться к мольберту — рождалось чудо. Даже незавершенные работы Леонардо поражали современников, а завершенные принесли ему бессмертную славу.

Одним из главных шедевров да Винчи стала «Тайная вечеря» (ок. 1498) на стене монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Леонардо подошел к евангельскому сюжету как режиссер-постановщик: Христос в центре стола объявляет апостолам о грядущем предательстве, и мы видим всплеск эмоций на лице каждого ученика. Фигуры сгруппированы по трое, словно актеры в мизансцене, и вся сцена застыла, как кадр драматической пьесы в момент кульминации. Мастерски просчитанная перспектива усиливает эффект достоверности: все линии сходятся в точке за головой Христа, направляя взгляд зрителя к Спасителю. Чтобы передать тончайшие нюансы, Леонардо нарушил канон фрески. Из-за этого работа начала портиться еще при жизни художника.

«Тайная вечеря», 1495-1498 годы

И все же впечатление от «Тайной вечери» грандиозно: это не статичная трапеза, а психологическая драма, полная скрытой символики и загадок, над которыми зрители ломают головы до сих пор.

Если «Тайная вечеря» — монументальная драма на стене, то «Мона Лиза» (1503–1519) — камерный шедевр, не менее сильный по воздействию. Этот портрет флорентийки Лизы дель Джокондо — сегодня самая знаменитая картина в мире. Леонардо достиг в ней вершины психологической глубины и технического мастерства. Загадочная полуулыбка Джоконды уже пять веков будоражит воображение зрителей: кажется, сейчас она раскроет тайну. Художник виртуозно применил эффект сфумато (дымчатого размывания контуров), и черты лица переходят из света в тень без резких границ. Эта едва уловимая дымка придает портрету поразительную живость: кожа будто светится изнутри, а взгляд полон загадочного тепла. Но она не следит за вами взглядом!

«Мона Лиза», 1503-1519 год

Помимо этих прославленных шедевров, Леонардо создал выдающиеся портреты и алтарные образы. Видели «Даму с горностаем» (1489–1490)? Поражает живостью. Принято считать, что позировала юная Чечилия Галлерани. Но некоторые исследователи с этим спорят. Модель изображена в движении, будто ее кто-то позвал. Насчет того, почему здесь горностай, много версий. По одной из них, это игра слов: греческое слово «гале» (горностай) намекает на фамилию модели — Галлерани. По другой версии, горностай символизировал чистоту и целомудрие, подчеркивая моральную безупречность Чечилии (несмотря на то, что она была любовницей герцога Сфорца). Есть даже предположение, что зверек скрывает беременность модели, намекая, что вынашивание ребенка вне брака не позорно. Третья версия связывает зверька напрямую с самим Лодовико Сфорца, который был членом Ордена Горностая и использовал горностая в личной эмблеме. Высказываются и более символические трактовки, например, что женщина на картине держит в руках символ власти над герцогом. Некоторые исследователи даже считают, что это вовсе не горностай, а домашний хорек-альбинос. Единого мнения нет, что, впрочем, совершенно неудивительно, когда речь идет о работах Леонардо.

«Дама с горностаем», 1489–1490 годы

А его «Мадонна в гроте» (1483–1486) отходит от традиционного канона: никакого золота, никакой стандартной иконной строгости. Вместо золотого фона — пещера со скалами. Мария не отвлеченная икона, а живая мать, ласково обнимающая младенца. Рядом Иоанн Креститель и ангел — все герои связаны взглядами и жестами. Фигуры вписаны в пирамидальную группу так гармонично, что божественное и земное сливаются воедино. Лучи света мягко выхватывают лица из тени, а глубина грота добавляет мистицизма.

«Мадонна в гроте», 1483–1486 годы

Леонардо стремился объединить искусство и науку. Его рисунок «Витрувианский человек» символизирует это слияние, наглядно воплощая идею человека-микрокосма Вселенной.

Леонардо верил, что истина сокрыта в природе и открывается пытливому взгляду. Живопись для него была не просто ремеслом, а способом познания мира и выражения его бесконечной сложности.

«Витрувианский человек», 1492 год

Как узнать работы Леонардо?

  • Эффект сфумато («дымчатость»). Главная визитная карточка Леонардо — плавные, «дымчатые» переходы между светом и тенью, без резких контуров. Лица его героев словно окутаны легкой дымкой, создающей особое ощущение мягкости и глубины, как у знаменитой «Моны Лизы».
  • Загадочная улыбка. Почти все портреты Леонардо имеют одну черту: таинственную полуулыбку или выражение, которое невозможно разгадать сразу. Его персонажи часто выглядят так, будто знают нечто, чего не знаем мы, зрители.
  • Живость взгляда и психологизм. Глаза героев Леонардо смотрят на зрителя так пронзительно, что кажется, будто живой человек стоит перед вами. Это глубокий психологизм — Леонардо не просто рисовал внешность, а отражал внутренний мир и характер.
  • Идеальные пропорции и композиция. Леонардо тщательно продумывал композиции, чаще всего строил их по геометрическим принципам (треугольник, круг). Например, фигуры в «Тайной вечере» и «Мадонне в гроте» вписаны в четкие треугольники.
  • Символизм и скрытые детали. В картинах Леонардо множество деталей с двойным смыслом, символических объектов, жестов и взглядов, которые могут многое рассказать о замысле художника.

Леонардо да Винчи объединил в себе несочетаемое: холодный разум ученого и воображение художника. Картины да Винчи и спустя века завораживают этой цельностью и загадочностью. Кажется, будто мастер разгадал в них божественные тайны мироздания, но при этом задал еще больше вопросов. Возможно, в этом и состоит главный парадокс Леонардо: раскрыв столько секретов природы, он сам для потомков остался величайшей загадкой.

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх