Вчера в концертном зале «Зарядье» стартовал один из самых изысканных музыкальных фестивалей столицы VIVACELLO, целиком посвященный виолончельной музыке. В программе наряду с высокой классикой прозвучат и произведения современных авторов, специально написанные по заказу фестиваля. На премьере одного из них — «Элиза, мой мираж» (Elise mon mirage) французского композитора Самюэля Струка — побывал главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
«Это и есть Элиза?» — спросил я господина в маске, пока она смущенно раскланивалась и принимала поздравления, прижимая руки к груди. Милая блондинка. Половина лица скрыта под маской, как теперь полагается. Волосы собраны в узел. Платье в крапинку. «Да, это Элиза», — подтвердил мне ее спутник. В его голосе слышалась неподдельная гордость.
Вчера эта француженка стала героиней вечера открытия 13-го фестиваля VIVACELLO.Только что отзвучали последние аккорды произведения, которое было посвящено ей. Концерт для виолончели и гитары с оркестром «Элиза, мой мираж». Автор — молодой французский композитор, гитарист и дирижер Самюэль Струк.
Для фестиваля VIVACELLO имя не новое. В 2019 году Самюэль дебютировал в Москве с двойным концертом для виолончели и аккордеона «Греза Майи». Майя — его дочь. Элиза — жена. В «Зарядье» состоялась международная премьера его нового концепта.
VIVACELLO — единственный виолончельный фестиваль в России. Скрипичных и фортепианных фестивалей сколько хочешь. А виолончель громоздкая, большая. С ней тяжело во всех смыслах. Мне всегда жаль смотреть на несчастные создания, которые тащатся поутру в музыкальную школу, сгибаясь под ее тяжестью. Играть на виолончели могут лишь настоящие стоики. Это музыка на вырост, на аттестат зрелости. По-настоящему она раскрывается только во взрослом возрасте. Виолончель требует мудрости души и недюжинной силы в руках. У нее и звук такой — глубокий, волнующий, серьезный. Голос скрытых страстей и горьких мужских исповедей. Так играл Пабло Казалес, так играл Мстислав Ростропович — горькие монологи изгнанников. Но есть и роковая Наталья Гутман — женщина-феникс, женщина-птица, словно парящая со своей виолончелью в подлунном мире.
Фестиваль VIVACELLO, придуманный его арт-директором Борисом Андриановым при поддержке и патронаже президента фестиваля Иветы Манашеровой, — это каждый раз не просто состязание в виртуозности, но диалог музыкантов разных поколений и школ. Это всегда приглашение к неторопливому и осмысленному разговору.
Вот и на этот раз наряду с концертами традиционного филармонического формата планируется вечер джаза. Кроме признанной классики Моцарта, Генделя, Брамса, прозвучат произведения и совершенно новые (традиционно большая часть программы каждого фестиваля — мировые и российские премьеры). Впервые должна была быть представлена хореография — спектакль Bolero-Extended в исполнении коллектива из Литвы Seiko Dance Company. Но вчера выяснилось, что, увы, из-за сложной эпидемиологический ситуации гастроли литовцев отменены.
Ждут и признанных звезд. Впервые в Россию приезжает выдающийся немецкий виолончелист Альбан Герхард с программой из произведений Шумана и Прокофьева.
Но если бы даже на VIVACELLO исполнили всего лишь один вчерашний концерт «Элиза, мой мираж» Самуэля Струка, то фестиваль можно было бы считать состоявшимся.
Не берусь описывать, что это за музыка. И совсем не хочется цитировать буклет. Там все слишком туманно. А у Струка музыка предельно зримая, осязаемо-плотная. И никакой не мираж. А крик, прощальный вопль с другого берега, последнее объятие перед тем, как наступит конец. Тут слышится и андалусская сарабанда, и аргентинское танго. В ней закодированы и присутствуют разные культурные коды: джаз, этника, французский шансон, чистая импровизация. Музыка как кровь, хлещущая из раны. Кажется, что она ни на секунду не убывает, грозя затопить собой подмостки и притихший зал.
А еще это дуэт-схватка, который ведут виолончель и гитара: мужской голос и женский. Струнный перебор и нежность, струнный перебор и глухой стон, рвущийся из груди. Гитара Дмитрия Илларионова вспоминает, грустит, обещает, зовет в туманные несбыточные дали. А виолончель Бориса Андрианова, впившись своим острием в пол сцены, сурова и неподвижна. Ее соло — это неистовый мужской монолог о страсти. И кажется, что струны, как жилы, сейчас порвутся от напряжения. И смычок гневно грозит небу, взмывая ввысь. Любовь — это серьезно. Ничего не проходит, ничего не обрывается даже с последним вздохом.
Ты знаешь, что завтра меня не станет,
Но глубоко в душе я верю, что там наверху
Небо как земля,
Вода как огонь
Солнце — это Луна,
Чьи лучи — твои волосы,
Так я буду вечно
Рядом с тобой,
Моя любовь.
Все это сочинил специально для VIVACELLO Самуэль Струк. Высокий, красивый француз, потрясший нас вчера своей музыкой и силой своей любви.
А Элиза, его жена, стояла в амфитеатре «Зарядья» и хлопала вместе со всеми, желая своим видом показать, что дело не в ней, а в нем. Только в нем! И такое было счастье — видеть потом их обоих, переживших этот шквал музыки и аплодисментов. Двое после урагана. Но они выжили и даже приветливо улыбались всем, кто подходил их поздравить. И тоже, как я, хотел удостовериться: «Это Элиза?» Все-таки не каждый день можно воочию увидеть мираж, ставший прекрасной музыкой.
Свежие комментарии