На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Наконец и у них зима.В США обычно снег только на Аляске)В США отменили св...
  • Эльдар Алиев
    💪🥳🎅👍На Урале памятник...
  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...

Директор ЦДК Наталья Кузнецова: Для формирования репертуара теперь нужно больше времени и экспертной оценки

Центр документального кино — первый в России кинотеатр, где, как следует из его названия, с 2012 года показывали преимущественно документальные фильмы. Место силы синефилов, соседствующее с Музеем Москвы, осталось без физического кинотеатра в 2022 году. ЦДК приостановил свою работу на Зубовском бульваре, и его филиалом стала собственная онлайн-платформа Nonfiction.

film. «Сноб» поговорил с генеральным директором ЦДК Натальей Кузнецовой о том, как теперь живет кинотеатр и какие проекты готовит для зрителей, а также о поддержке молодых режиссеров и коммерческом успехе документального кино

Наталья Кузнецова
Наталья Кузнецова

Наталья, Центр документального кино был одной из главных культурных точек притяжения Москвы. Вокруг него была сформирована своя нишевая аудитория. Как сейчас живет эта аудитория, когда ЦДК остался без своей главной площадки?

Конечно, 2022 год был непростым, но мы вместе с командой приняли решение продолжать двигаться вперед. Спасибо нашим зрителям, которые поддерживали нас в этот непростой период. Хотя у нас больше нет репертуарного кинотеатра, изменился лишь способ нашего взаимодействия с аудиторией. Теперь основное внимание мы уделяем дистрибуции и нашей онлайн-платформе Nonfiction.film. Однако офлайн-события все еще остаются важной частью нашей деятельности. При выпуске каждого нового фильма в прокат мы организуем серию специальных показов. Это именно тот формат, который всегда был востребован среди зрителей ЦДК, ведь они получают возможность не просто посмотреть фильм, но и глубже погрузиться в тему, задать вопросы спикеру и обменяться мнением. Поэтому все премьерные релизы мы продолжаем выпускать именно в таком формате, но на других площадках.

Мы продолжаем работать с нашими дружественными площадками и культурными институциями, в рамках формирования специальных кинопрограмм, серии спецпоказов и ретроспектив. Так, например, в июле совместно с Еврейским музеем и центром толерантности состоялся цикл кинопоказов «Голос человека». Он был посвящен фильмам, снятым на стыке игрового и документального кино, ключевая роль была отведена наследию Александра Николаевича Сокурова, его ученикам, а также творческому  вдохновителю — Андрею Тарковскому. На кинопоказах зрители могли послушать лекции от ведущих специалистов в области кинематографии, а также обсудить фильмы с режиссерами в формате киноклуба.

А вы рассматриваете возможность в ближайшем будущем найти новый дом? За пределами онлайна.

Время идет, что-то меняется. Конечно, мы будем рады однажды снова пригласить наших зрителей и друзей на новоселье. Такой возможности мы не исключаем.

Как сейчас устроена работа онлайн-платформы ЦДК Nonfiction.film?

Как способ взаимодействия, работа онлайн-платформы Nonfiction.film не изменилась: у нас действуют три формата просмотра — аренда, покупка и подписка. Основную часть контента составляет документальное кино, однако мы также предлагаем подборку авторского игрового кино. Каталог фильмов постоянно пополняется и обновляется, кроме того, совместно с нашими партнерами мы формируем специальные тематические коллекции фильмов. Платформа — это хороший инструмент взаимодействия как с аудиторией, так и с партнерами. Она дает нам возможность предлагать уникальный продукт. Сейчас мы особо сфокусированы на развитии Nonfiction.film, поскольку это позволяет в том числе расширять нашу аудиторию не только в России, но и за рубежом. 

Если забежать чуть вперед, могу сказать что в настоящее время мы с партнером работаем над тем, чтобы каталог Nonfiction.film появился в развлекательных системах на бортах самолетов российских авиакомпаний. Несмотря на то что Nonfiction.film — это абсолютно нишевая история, у нас есть своя аудитория, и она растет.

Государство вам сейчас никак не помогает?

Да, мы существуем без государственной поддержки. Основной источник финансирования нашего некоммерческого проекта — это средства, вырученные от продажи билетов на кинопоказы, доходы от дистрибуции и средства пожертвований. 

Онлайн-кинотеатры сейчас тоже взяли на прицел документальное направление. Конкуренция ощущается?

Нет, конкуренции мы не ощущаем. Да это и неправильно для нас — конкурировать с такими большими платформами. У них свой зритель и свои качественные документальные проекты. Мы хотим сохранить уникальность и нишевость нашего проекта. Ранее мы имели успешный опыт сотрудничества с онлайн-кинотеатром START, выпустив совместно документальный сериал «Хватит!», посвященный проблеме домашнего насилия, и сериал «Мамы» о материнстве.

На текущий момент мы не занимаемся производством контента, но хочу отдельно отметить один из наших новых проектов — Nonfiction.film Debut. Поддержка начинающих авторов — одна из главных задач онлайн-кинотеатра. Для нас важно развитие диалога внутри киносообщества и поиск новых имен. Коллекция Debut будет пополняться новыми работами, и если вы молодой автор и у вас есть фильм, который вы хотели бы разместить на платформе, присылайте свои работы нам на почту. 

Часто начинающим авторам сложно понять, что делать с готовым материалом, куда его предложить. Мы готовы помочь им не только с размещением на Nonfiction.film, но и с продвижением их работ, как прокатная компания. 

Насколько сейчас в России сильная школа документального кино?

У нас очень сильная школа. Вспомним хотя бы тот факт, что первый «Оскар» наша страна получила за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». В России много профессионалов, которые активно передают свои знания новому поколению. И сейчас индустрия документального кино в стране активно развивается, появляются киношколы и киноклубы, все больше становится специализированных фестивалей.

Кто тогда сегодняшняя аудитория документального кино? Или еще конкретнее: кто ваш зритель?

Наша аудитория — это умный зритель, который любит документальное кино, приходит к нам, доверяя нашей экспертной оценке и той коллекции, которую мы собрали. Потому что иначе аудиторию ЦДК нельзя определить как-то конкретно. Пол и возраст не имеют значения. Аудитория может немного меняться в зависимости от тематики фильмов, от проблем, которые поднимает тот или иной фильм. К примеру, у нас был прекрасный релиз «В глубины разума», который привлек внимание молодежи и любителей экстремальных видов спорта, так как он посвящен именно этой теме. Очень популярный жанр документалистики — фильмы-портреты о выдающихся личностях. И здесь может быть уже совершенно другой портрет зрителя. Опять же не ограниченный возрастом и полом. Повторюсь, документальное кино смотрят заинтересованные и думающие люди.

А самих зрителей стало больше?

Да, качество документальных фильмов продолжает расти, а вместе с ним увеличивается и их аудитория. Хорошим примером является фильм 2024 года «Огненный лис», ставший самым кассовым документальным фильмом за всю историю отечественного кинематографа. Его выпустил дистрибьютор «Карропрокат», сборы составили свыше 96 млн рублей, фильм увидели более 404 тыс. зрителей. Стоит отметить, что тематика дикой природы по-прежнему остается одной из самых востребованных среди зрителей.

Повлияло ли как-то на вашу репертуарную политику ужесточившееся законодательство, в частности в области культуры?

Мы всегда тщательно подходили к выбору релизов, поэтому не скажу, что стали как-то иначе работать в этом направлении. Мы соблюдаем законодательство и всегда это делали. В каких-то спорных моментах всегда консультируемся с профильными организациями, которые помогают нам в подготовке документов для получения прокатных удостоверений. Но в целом в нашей репертуарной политике ничего не изменилось, мы все так же заинтересованы в показе интересного и качественного кино. Только теперь на это требуется чуть больше времени и экспертной оценки.

Спрошу прямо: много ли фильмов вам пришлось убрать из библиотеки?

В нашей коллекции есть фильмы, права на которые принадлежат ЦДК, а есть фильмы, которые нам предоставили партнеры, режиссеры и прокатные компании. Когда приняли новые нормы, то появился блок фильмов, которые мы убирали по решению партнеров. Мы не убирали ничего из релизов ЦДК, лишь немного скорректировали версии нескольких фильмов, внесли необходимые маркировки в соответствии с требованием законодательства.

Если говорить о прокатной политике, то показ документального контента на широких экранах увидеть можно редко. Приоритет отдан блокбастерам и сказкам. Может ли документалистика быть коммерчески успешной? Что для этого нужно?

Каждый релиз индивидуален. Глядя на цифры и кассовые сборы последних документальных фильмов, скажу, что документальное кино действительно может быть коммерчески успешным. С этой точки зрения в новейшей истории отечественного кинопроката отсчет принято начинать с выхода в кинотеатрах фильма «Океаны» в 2009 году. Картина собрала в российском прокате около $1 млн. Этот пример показал дистрибьюторам и кинотеатрам, что документалистика может быть интересна и достаточно широкой аудитории, и с коммерческой точки зрения. 

Если же брать наши 12 лет, из которых 10 ЦДК занимается дистрибуцией, то первый самостоятельный релиз ЦДК был коммерчески успешным сразу. Я имею в виду фильм «Эми» про Эми Уайнхаус. В 2016 году он собрал больше 8 млн рублей и стал тогда одним из самых кассовых документальных релизов. Мы окупили и затраты на приобретение прав, и расходы на прокат и получили чистую прибыль от этого проекта. Далее шли знаковые проекты, но ориентированные на более нишевую аудиторию. Мы понимали, что они не дадут нам большую кассу, но очень хотели видеть их в нашем каталоге. Среди успешных релизов отмечу фильмы «Сахар», после которого многие пересмотрели свое отношение к потреблению сахара, «Знаешь, мама, где я был?» про Резо Габриадзе. И не могу не отметить «Любить…» Михаила Калика. Это фильм 1968 года в редакции 1991 года, который мы выпустили в ограниченный прокат. Четыре киноновеллы, объединенные одной тематикой и хроникой 60-х годов. Авторы ставят перед зрителями простой вопрос: что значит любить? Несмотря на то что это совсем не новый фильм, он хорошо показал себя и в кинотеатральном прокате, и на нашей онлайн-платформе. 

Наталья, вы также руководите фестивалем «Сезоны». Расскажите подробнее про проект и чем он выделяется на фоне расширяющегося фестивального движения?

Фестиваль актуальной культуры «Сезоны» впервые прошел в Геленджике в 2021 году и сразу стал одним из главных событий города-курорта. Главное отличие фестиваля — это мультижанровая программа, для представителей разных возрастов. Так, в рамках программы первых «Сезонов»  впервые были представлены спектакли «Дядя Ваня» Льва Додина, «УтроВечер» Владимира Варнавы и «Транссиб» от «Мастерской Брусникина». Здесь же состоялась премьера документального фильма «Бондарчук. Battle», прошла большая кинопрограмма в кинотеатре под открытым небом. Мы стремимся представить зрителям все самое актуальное, будь то андеграунд или классика.

В 2024-м фестиваль вернулся и значительно расширил свою географию. Темой этого года стал балет. Теперь фестиваль проходил не только в Геленджике, но и в Сочи, а в Турции состоялись два гала-вечера звезд российского балета. Уже сейчас мы активно работаем над программой следующего года. Все самое интересное из событий актуальной культуры мы постараемся собрать в нашей программе. При этом мы делаем акцент на доступности мероприятий, предлагая билеты по демократичным ценам.

Беседовала Юлия Александрова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх