На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Наконец и у них зима.В США обычно снег только на Аляске)В США отменили св...
  • Эльдар Алиев
    💪🥳🎅👍На Урале памятник...
  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...

«Мистерия про это»: как современные режиссёры спорят с Маяковским о любви

13 ноября в Центре «Зотов» состоится премьера танцевального спектакля «Мистерия про это». Режиссёр спектакля Анна Гусева и директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова рассказали «Снобу», о чём они готовы спорить с Маяковским, как «Мистерия про это» помогает человеку обрести субъектность, почему сегодня люди больше тянутся к духовным практикам и как бизнес должен поддерживать культурные инициативы, чтобы это не вредило творческой свободе.

Анна Гусева
Анна Гусева

Анна Гусева

Режиссёр спектакля «Мистерия про это» и руководитель труппы musicAeterna Dance

Биомеханика Мейерхольда — практически утраченная система. Почему на фоне той же системы Станиславского у этого метода такая незавидная судьба?

Мейерхольда расстреляли в 1940 году. После этого всё его творческое наследие запретили. Десятилетиями его имя вообще не упоминалось, и даже его ученики в личной переписке не прописывали его фамилию — писали просто букву "М". Мейерхольд при этом был великим адептом советской власти, но так случилось, что ему не повезло.

Сегодня это проходит, его уже давно достали из небытия. У Мейерхольда множество последователей. Базовые практики, разработанные Мейерхольдом, проходят на первом и втором курсе в театральных вузах. Например, актёрский тренинг "мастерская скульптора" — это когда два актёра работают в паре, один "лепит" из другого скульптуру. А ещё важно отметить, что постановки Мейерхольда — по сути, предтеча современной хореографии. Современный танец основан на тех же принципах, которые лежат в основе биомеханики. Весь физический театр основан на поиске правильных положений тела, телесной структуры: приняв верную позу, актёр входит в особое эмоциональное состояние.

Чем «Мистерия про это» похожа на первую постановку пьесы Маяковского «Мистерия-буфф» и чем отличается?

Наша постановка ничем на неё не похожа и отличается от неё буквально всем. Точка схождения — в теме. Тема борьбы пролетариата с буржуазией исчерпывает себя уже ко второму акту «Мистерии-буфф», поставленной в редакции 1918 года. Помимо классового неравенства Маяковский поднимал тему личного и общественного, писал о том, как личность ищет себе место в обществе в условиях постоянных мировых перемен. Герои «Мистерии-буфф» ищут своё место даже в аду и в раю. По Маяковскому, главная задача индивида — полное принятие ответственности за действия коллектива. Только так человек обретает своё место на земле.

Но это дискуссионная тема, и мы вправе не соглашаться с Маяковским. Тем более, мир вокруг нас давно изменился, мы живём в другой парадигме. Должен ли один быть в ответе за всех? Этой теме мы и посвятили нашу постановку «Мистерия про это». В нашей постановке много больших мизансцен с коллективными действиями, актёры то и дело разделяются на малые и большие группы, внутри которых есть напряжение, а порой — вражда. Поиск себя, обретение собственного голоса, самости, внутренней опоры в условиях постоянных перемен — вот поле нашего высказывания. По этим вопросам мы с Маяковским дискутируем.

Маяковский и его товарищи бросали вызов обществу своей постановкой, показывали новые способы сценического действия. А что хотите сообщить зрителю вы? Каков посыл вашего спектакля?

Мы хотели поговорить о поиске действенной любви. Любые перемены требуют от тебя стать другим, пожертвовать чем-то, а это очень болезненно. Моя мама говорит, что если бы её родители были готовы к переменам, они до сих пор были бы живы. Людям свойственно смотреть на перемены как на угрозу, а на самом деле это единственное условие для существования мира. И единственное, что должно помочь нам не терять себя и не сходить с ума на фоне всего этого, — это налаженная коммуникация через действенную любовь.Сегодняшний мир, как нам кажется, всё больше тяготеет к духовным поискам: люди ходят к психоаналитикам, обращаются к разным практикам, медитируют… Да, это можно воспринимать по-разному, но желание человека познать себя, ответить себе на сложные вопросы — это, безусловно, духовная сфера. Наша сегодняшняя тяга к поискам ответов на серьёзные внутренние вопросы — это наш шанс сохранить субъектность и обрести любовь, ведь когда мы улучшаем своё внутреннее состояние, в нём появляется чуть больше пространства для понимания других людей, больше места, где мы могли бы выстроить с ними те или иные отношения.

Музыку к вашему спектаклю создал Кирилл Архипов — композитор-резидент musicAeterna и Дома Радио. Что важно было отразить музыкой?

На музыке держится всё сценическое действие. Кирилл может написать и электронную музыку, и музыку для симфонического оркестра. Это композитор-педант, который всегда подходит к делу максимально ответственно. Для нашей постановки он с помощью электроники сочинил очень глубокую, проникновенную, многослойную и многофункциональную палитру звучаний с очень сложной ритмической основой.

Ставить спектакли — не дешёвое удовольствие, это большой командный труд. Что наиболее важно в поддержке культурных инициатив?

Думаю, важнее всего, чтобы поддержка не становилась "кураторством", чтобы это не вредило художественному замыслу, не скрадывало творческую свободу. ВТБ поддержала труппу musicAeterna и Дом Радио, работающие над спектаклем. В мой замысел никто при этом не вмешивался. Ни один человек со стороны не влиял на творческие процессы, не перечитывал сценарий, и за это я очень благодарна. В таких отношениях нужно поддерживать партнёрские начала. А ещё важно, чтобы партнёр, оказывающий поддержку, воспринимал это как миссию по сохранению культуры и её актуализации. То, чем наша команда занимается сегодня, — пример актуализации наследия отечественных гениев начала ХХ века.

Дарья Филиппова
Дарья Филиппова

Дарья Филиппова

Директор Центра «Зотов»

Проекты «Зотова» часто обращены к модернистской эстетике, к конструктивизму. Чем объясняется такая внимательность к этому направлению?

Мировой авангард во многом обязан русской культуре. Особенно это касается конструктивизма — он зародился именно у нас, это одна из ярчайших страниц нашей визуальной культуры, которая известна всему миру. Конструктивизм повлиял на всё: на дизайн, на живопись, на кино и постановочное искусство, на архитектуру… Нам казалось несправедливостью отсутствие музея, посвящённого конструктивизму. В Германии, например, существует множество музеев Баухауса. А в России для конструктивизма долгое время не было места, об этом направлении негде было получить исчерпывающую информацию. В наличии у нас были только разрозненные фрагменты наследия в разных уголках страны и немногочисленные центры, которые его понемногу собирали. «Зотов» стал крупнейшим конструктивистским центром. У нас нет своей коллекции, посвящённой конструктивизму, поэтому мы обращаемся в различные музейные институции, чтобы создавать новые проекты. Почему было важно собрать всё это в одном месте? Так удобнее популяризировать конструктивизм: водить экскурсии, привлекать аудиторию, проводить спектакли и выставки.

«Мистерия про это» — не первый проект Центра «Зотов», посвящённый Мейерхольду. Насколько это имя отзывается в зрителях?

Мейерхольд — довольно известная историческая фигура, он хорошо узнаётся. Наши гости его любят. Пожалуй, не совсем корректно было бы говорить, что «Мистерия про это» — второй проект «Зотова» о Мейерхольде. Мы работали над ней параллельно с выставкой, посвящённой 150-летию со дня рождения Мейерхольда — главного конструктивиста в мировом театре. Кстати, после постановки в «Зотове» наш спектакль отправится в Санкт-Петербург, на сцену новой площадки Дома Радио на Невском, 62, чтобы максимально расширить аудиторию и привлечь её внимание к Мейерхольду.

Планируются ли проекты, посвящённые творчеству современных режиссёров, художников и поэтов, работающих с конструктивистской эстетикой?

Современные творцы постоянно участвуют в программе нашего центра. Например, современные архитекторы, на которых так или иначе повлиял конструктивизм. Да и художники, которые работают с наследием 1920-х, тоже выставляются у нас. Скоро в «Зотове» откроется выставка «Русское невероятное» с работами современных художников. Главное для нашего центра — актуализация наследия конструктивизма. Само это слово — «актуализация» — говорит о том, что мы ищем новые, свежие подходы к собранному нами наследию. С другой стороны, мы — участники живого культурного процесса, современности, и в нашей ежедневной работе мы просто не можем обойтись без актуальных творцов.

Беседовал Алексей Черников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх