Фильмы и книги о женщинах-фотографах, таких как Ли Миллер, Герда Таро и Вивиан Майер, раскрывают их уникальные истории и вклад в искусство фотографии. Эти женщины использовали камеру как оружие правды, запечатлевая важнейшие моменты эпохи. «Сноб» собрал самые захватывающие биографии, которые изменили наш взгляд на мир через объектив.
Фильм «Великая» о фотокорреспонденте Ли Миллер
С 21 ноября в кино можно будет посмотреть вышедший еще в 2023 году и снимавшийся восемь лет байопик о легендарной женщине-фотокорре Ли Миллер в исполнении блистательной Кейт Уинслет. История о том, как гламурная модель Vogue и подруга Кокто и Пикассо стала одним из самых отважных и влиятельных фотожурналистов Второй мировой войны, даже визуально поделена на «до» и «после». Героиня светло вспоминает, как в 1938 году кокетничала и хохотала с любимым мужем художником-сюрреалистом Роландом Пенроузом (Александр Скарсгард), секретничала с лучшими подругами (Марион Котийяр и Ноэми Мерлан), оголялась для рекламы и легкомысленно наслаждалась беззаботной негой, даже не подозревая, что через несколько лет окажется во тьме и будет фотографировать узников концлагерей и ванну Адольфа Гитлера. И по сюжету становится ясно, что решение отправиться на линию фронта было вовсе не из-за славы, а из-за какой-то глубинной и свойственной каждому идеи найти, увидеть правду, понять, что же происходит, откуда берется ужас и мрак. Фильм снят по книге сына Ли — Энтони Пенроуза «Жизнь Ли Миллер», в которой библиографическая точность соседствует с попыткой осмыслить переломные моменты истории. В этом помогает множество архивных фото, неопубликованные работы и дневники Миллер.
Книга «Герда Таро: двойная экспозиция»
Хелена Янечек посвятила свой роман первой женщине-корреспонденту, которая снимала Гражданскую войну в Испании в 1937 году. Парижская еврейка, антифашистка, красавица и умница. Герде было всего 27, но уже к этому возрасту она влюбила в себя многих современников. Книга построена на сочетании документальных источников, фактов, архивных материалов и собственных интерпретаций автора, который фантазирует, какими бы могли быть воспоминания друзей и близких о юной девушке-фотографе. А уже в их словах нам рисуются картинки из прошлого: как будущий репортер спорила, любила, училась, пела, ходила на митинги и в кино, на подпольные встречи и в театры. Мы видим и судьбы ее знакомых, их страхи и опасения из-за политической и социальной жизни, экономической депрессии, крушения идеалов. На все это мы смотрим через призму простых историй, бытовых зарисовок или неожиданных диалогов. Изданный на десятках языков роман Янечек удостоен в Италии престижной премии «Стрега» (2018).
Фильм «В поисках Вивиан Майер» о таинственной няне-фотографе
Иногда слава приходит посмертно. Человек становится знаменитостью и знаковой фигурой, не успев даже узнать об этом. Так было с Вивиан Майер, американкой французского происхождения, которая всю жизнь проработала няней и экономкой в самых разных чикагских семьях. Ее имя стало известно всему миру лишь после того, как в 2007 году Джон Малуф купил на аукционе архив ее негативов и снимков (более 100 тысяч). На них — жизнь подлинного Нью-Йорка, не постановочная, а самая реальная. Некоторые кадры показались ему гениальными. Он опубликовал свою находку в интернете и получил огромный отклик. Джон начал выяснять подробности жизни девушки-фотографа, встречаться с ее нанимателями. Оказалось, что она в буквальном смысле прикрывалась детьми, которых нянчила, чтобы ходить по городу, сколько вздумается, со своим вечным спутником — фотоаппаратом — и снимать «из-под полы» (есть версия, что часто она делала снимки от бедра), будто бы играя в шпиона. Кто-то из ее подопечных вспоминал, что она даже одевалась порой как в детективных фильмах: носила мужские рубашки, шляпы и пальто, ездила на велосипеде с моторчиком. Фильм смотрится на одном дыхании (снял его все тот же Малуф, собрав деньги на фандрайзинговой платформе). Это своего рода детектив, но в то же время и ретроспектива творческой жизни фотохудожницы — гения уличной фотографии и одной из лучших среди фотографов XX столетия. Ценность снимков Вивиан Майер — в их живости и непосредственности.
Автобиография «Это моя работа. Любовь, жизнь и война сквозь объектив фотокамеры»
Еще одна женщина — военный корреспондент, но на этот раз она пишет о себе сама. Это автобиографическая проза фоторепортера Линси Аддарио, где она рассказывает о своей работе в горячих точках. Она попадала в немыслимые, ужасающие истории, иногда кажется, что это не может быть жизнь одного человека: похищения, убийства, терроризм, потери и боль. Но даже беременной она не оставляла свою работу, потому что та стала истинным призванием. Лауреатка Пулитцеровской премии и стипендии Мак-Артура пишет плотно, категорично, без вычурности, порой даже слишком просто для тех ужасов, которые описывает, но тем реалистичнее и объемнее кажутся ее слова. Конго, Сомали, Афганистан, Пакистан, Ирак, Иран, Сирия… На ее снимках вовсе не достопримечательности. Говорят, по книге собираются снимать фильм: права выкупила студия Warner Bros. и даже, кажется, ведет переговоры со Стивеном Спилбергом и Дженнифер Лоуренс.
Фильм «Марта Купер: история о граффити»
Простая девчонка из Балтимора всегда мечтала о большом городе, работе со звездами в лучах софитов, и она всего достигла. Фотограф крупных нью-йоркских газет, глянца и рекламы действительно вела жизнь своей мечты. Но парадоксальным образом не стала в этом амплуа истинной звездой. Славу ей принесли… трущобы. Когда в The New York Post ей дали задание сделать фото самых неблагополучных районов, она открыла для себя граффити. И с тех пор снимала только стрит-арт, отказавшись от престижных заказов. Именно она вместе с коллегой-фотографом собрала альбом Subway Art о зарождении граффити в Нью-Йорке. Его называют «Библией стрит-арта», поскольку это одно из первых серьезных и иллюстрированных исследований этой субкультуры, а также издание, которое спасло первые нью-йоркские граффити для истории, ведь благодаря книге их удалось сохранить в битве с властями. Марта и по сей день активно продвигает граффити и спрей-арт, участвует в арт-мероприятиях по теме, хотя ей уже за 80. Байопик о женщине с невероятной энергией и харизмой, обладающей особым видением и вечной молодостью души, показывает не только ее путь, но и жизненные ценности.
Фильм «Вся красота и кровопролитие» об активистке и фотографе Нэн Голдин
Эта картина — точка притяжения двух звезд. Ведь о знаменитой активистке, которая борется против фармацевтических компаний, продающих заведомо опасный и вызывающий зависимость опиоидный продукт, снимает фильм не менее знаменитая кинодокументалистка Лора Пойтрас. Она сняла получивший в 2015 году «Оскара» фильм «Citizenfour: правда Сноудена», она выпустила расследование «Риск» о создателе WikiLeaks Джулиане Ассанже, она даже делала фильм «Присяга» о бывшем телохранителе Усамы бен Ладена после того, как стала свидетелем обрушения башен-близнецов. Будучи и сама по сути активисткой, Лора мечтала снять документалку о Нэн Голдин. Ее самая известная битва — это проект P.A.I.N., направленный на уголовное преследование основателей фармакологической корпорации Purdue Pharma за их убийственные лекарства (Голдин сама стала жертвой, но смогла вылечиться, а многие так и не выжили). Одной из центральных линий картины становится именно эта борьба и ее апофеоз — суд над семейством Саклеров. Но есть и другие линии, вскрывающие острые социальные противоречия, в том числе благодаря демонстрации фоторабот Голдин (от семейного архива до репортажных съемок).
Фотоальбом Diane Arbus Revelations
Диана Арбус — важная фигура в фотографическом искусстве середины XX века. Вместе с мужем, тоже фотографом, они много работали в мире моды, привносили в глянцевый стиль новые форматы, делая концептуальные неформальные фото. Фотограф сотрудничала с Esquire, Harper’s Bazaar, Sunday Times Magazine, New York Times, Sports Illustrated, Show, Herald Tribune. Она считается одной из центральных фигур критической фотографии, в которой художественные образы призваны привлечь внимание к конкретным проблемам общества. Именно через ее объектив мы видим знаменитых девочек-близняшек («идентичные близнецы», у которых кардинально противоположное выражение лица) или раздраженного маленького мальчика с рукой, как крюк, и гранатой. И именно она одной из первых начала много и пронзительно фотографировать людей с теми или иными девиациями и с физическими отклонениями, стремясь через непохожесть и боль показать индивидуальность. К концу творческой карьеры и жизни Арбус работала уже самостоятельно, ее маргинальные фотографии как попытки проникнуть в суть всего нестандартного, аномального разбирали себе в коллекции музеи (в том числе Музей Гуггенхайма). Посмотреть эти работы можно в ее авторском альбоме.
Свежие комментарии