Владимир Путин обвиняет американцев в провокациях в Черном море. Провокации действительно налицо, но вот только устраивают их совсем не американцы. И даже не русские
Привыкли
Человеческая природа очень предсказуема. Живя долгое время в условиях опасности, мы к ней настолько привыкаем, что перестаем ощущать дамоклов меч над головой. В частности, мы привыкли жить под перекрестием ядерных ракет (что позволяет некоторым политикам халатно относиться к угрозе возникновения третьей мировой), а также под угрозой постоянной войны на востоке Украины, которая существует вот уже семь с половиной лет, и если война действительно начнется, то в нее неизбежно будет втянута Российская Федерация.
Вот ведь парадокс. Все эти семь с половиной лет на российском телевидении чуть ли не каждый день проходят ток-шоу по украинской тематике, Рунет переполнен статьями об агрессивном киевском режиме, однако народ воспринимает ситуацию там не через призму угрозы, а через призму развлечения. Через «а что там у хохлов?». И сложно сказать, чем вызвано такое искаженное восприятие. Возможно, россияне видят в Украине то, чего давно нет в России. И речь не только о качественной телевизионной мыльной опере, но и о политической жизни. Да, она деструктивная и беспорядочная. Да, верховенство закона давно уступило в Украине революционной целесообразности и диким принципам (из серии «мы ведем войну с Россией, но дипотношения не разрываем, ибо война гибридная» или «мы русский оккупационный газ не покупаем у ”Газпрома”, однако готовы покупать его у восточноевропейских посредников по более высоким ценам, ибо у нас гибридная война»). Да, жить там не хочется. Но вот посмотреть, понаблюдать, где-то даже поностальгировать всегда интересно.
А возможно, привыкание вызвано иным. Накал риторики на российских ток-шоу пробивает потолок, а заявления некоторых участников (в том числе и депутатов Госдумы) настолько милитаристские, что после них может показаться, что Путин просто обязан вводить войска на восток Украины и как минимум спасать русских людей Донбасса. Однако Путин не вводит, Путин играет в кота Леопольда (ну, точнее, играл до последнего времени). Вот и у людей, не видевших за словами действий, возникает ощущение, что все происходящее не серьезно. Что в Украине разыгрывается веселая клоунада с ряжеными нацистами, которые (и тут спасибо тем, кто с экрана рассказывает сказки о «братском народе Украины») вот-вот будут сметены пробудившимися от опиумного — сиречь майданного — сна гражданами.
И эти настроения могут выйти россиянам боком. Сейчас ситуация в Украине очень близка к началу полномасштабных военных действий.
Ходят туда-сюда
Российские политики и эксперты, конечно же, винят во всем вашингтонский обком. Тот самый, который Путин.
Однако проблема в том, что Путин винит в эскалации не ту сторону. Да, американцы, конечно, готовы создавать России проблемы на ровных местах. Да, партия ястребов в Вашингтоне (в частности, госсекретарь Блинкен) не упускает возможности обвинить Москву в смертных грехах — вплоть до о том, что целью действий Лукашенко на белорусско-польской границе является «отвлечение внимания от российских действий на границе с Украиной». Однако в целом администрация Байдена не готова к конфликту с Москвой на украинском театре военных действий. Не потому, что боится Россию, и даже не потому, что у Джозефа Байдена меньше политической воли, чем у Путина. Просто конфликт потребует отвлечения американских ресурсов от сдерживания Китая, да и все важнейшие дивиденды с украинских вложений американцы давно сняли (вбили клин в российско-украинские и российско-европейские отношения).
Игра не на двоих
Да, Байден при всем при этом не может показывать дружелюбие и понимание по отношению к Путину. Да, Америка продолжит накапливать военную мощь в Восточной Европе (для усиления контроля за Старым Светом), а также поднимать флаг в Черном море (для демонстрации своего присутствия под носом России). Однако конфликт между Россией и США вполне мог бы быть управляемым, в рамках которого стороны четко соблюдают красные линии и играют свою роль. США вводят корабли в Черное море — и срывают аплодисменты европейских союзников, постсоветских клиентов и американских политиков. Путин в ответ демонстрирует мощь российского флота с обязательным обещанием «за провокации наказать» — и срывает аплодисменты российской публики, международных борцунов с империализмом из ряда стран, а также отечественных генералов, предвкушающих новые бюджеты.
У Москвы и Вашингтона уже были подобные игры, например, когда Дональд Трамп оптовые запуски «Томагавков» по сирийским сараям. Проблема в том, что повторить игру чисто на Черном море не получится — в нее обязательно вмешается игрок, заинтересованный в эскалации ситуации. То есть Украина.
Для киевского режима российско-американская конфронтация является залогом выживания. Только в рамках этой конфронтации он может получать с Запада финансирование и безоговорочную политическую поддержку, только тогда он может сдавать себя в аренду для «сдерживания» России. Понятно, что российско-американские отношения далеки от нормализации, однако Киев дует на воду. Поэтому пытается максимально столкнуть русских с американцами лбами. Обстреливает Донбасс, собирает войска на границе, , напомним, их абордажем российскими пограничниками). Только в этот раз украинцы вполне могут начать стрелять — дабы русские их потопили, а значит, «совершили ряд агрессии», который сделает невозможным проведение нового российско-американского саммита. Да, при этом погибнут украинские моряки, но разве Владимира Зеленского со товарищи волнует судьба плебса, когда на кону стоит их выживание?
Человеческая природа очень предсказуема.
А что вы думаете об этом?
Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь
Свежие комментарии