Религиовед Оксана Куропаткина — о том, с помощью чего Папа Франциск пытался наладить отношения с православной Церковью, почему вызывал возмущение у консерваторов правого толка, как защищал жертв педофилии, зачем упрощал процедуру разводов и по какому сценарию пройдет передача папского сана.

Папа Франциск — первый в истории Папа из Нового Света и первый Папа-иезуит. А в чем он еще первый?
Итак, загибаем пальцы. Это первый Папа более чем за 1200 лет, который не является европейцем. Первый Папа с 1831 года, который является монашествующим членом ордена. А еще — первый Папа более чем за сто лет, кто похоронил своего предшественника, и первый, кто провел проверку ватиканского банка. Женщины тоже им довольны, ведь он — первый, при котором они смогли занимать высокие посты в ватиканской бюрократии.
До того, как он принял сан, имя Франциск считалось для Пап чем-то вроде табу — наравне с Иисусом и Петром. Почему так? И что его побудило взять это имя, почему он так вдохновился святым Франциском Ассизским?
Франциск Ассизский — один из самых великих и почитаемых святых, к тому же он довольно существенно реформировал католическую Церковь. Взять такое имя было очень амбициозным шагом. Однако Папа Хорхе Бергольо решился на него, но не стремился это слишком уж подчеркивать. Именно поэтому он не взял порядковый номер, показывая, что его первым номером могут назвать только в том случае, если будет второй Папа Франциск.
Почему выбрано это имя? Дело в том, что Хорхе Бергольо родом из Латинской Америки, и он находился под большим влиянием левохристианского направления мышления, хотя к теологии процветания Папа всегда относился дистанцированно. Однако по его бумагам, по его документам совершенно очевидно, что контекст ощущения острой социальной несправедливости и заботы о бедных — это тот контекст, в котором он вырос. А святой Франциск — это покровитель бедных людей, точнее сказать, человек, который выразил концепт бедной Церкви. Церкви, которая является миру не в пышности красивых одежд, не в пышности ритуала, а в простоте смирения и служения. Именно это Папа и хотел подчеркнуть своим именем.
За это, собственно, его и называли «Папа-либерал». Но сразу хочется уточнить, что это довольно условно. Папу могли считать либералом лишь его оппоненты из «правого», консервативного крыла. Он либерал только в том смысле, что продолжал линию реформ Второго Ватиканского собора (и этим вызывал большое возмущение). Но во многих других вопросах, связанных с католической этикой, Папа был вполне себе традиционалистом. Например, по вопросам абортов и в целом учения Церкви он, несмотря на критику и ряд спорных высказываний, все-таки достаточно традиционен. Да, Папа призвал в определенный момент отпускать грех аборта, но это не означает, что он предлагает полностью поменять взгляды Церкви на эту тему. Вообще следует отделять высказывания Папы от реальных действий. Реальные действия — это реальные изменения в документах. Поэтому всегда смотрим не на заявления, а на документы. Папа действительно непогрешим, но не в том смысле, что любое его слово — это истина в последней инстанции.

А какие проблемы современной Церкви он видел и что в ней реформировал?
Первая проблема — Церковь слишком пафосная, слишком богатая, и как будто бы бедным людям там нет места. Поэтому Папа, прежде всего личным примером, показывает, что Церковь должна быть скромнее. И, кстати сказать, это первый Папа за долгое время, который отказался жить в дворцовых покоях и жил в гостевом доме Ватикана. Он отказался от пышного трона, заменил его на кресло. А еще отказался от так называемого папамобиля, специального автомобиля для Пап. В общем, Франциск демонстративно показывал, что пышность окружающему престолу и наследнику, преемнику апостола Петра совершенно не нужна.
Что касается помощи бедным людям — ряд дорогих подарков, которые Папе отправляли и как главе католической Церкви, и как главе государства Ватикан, он перенаправлял на благотворительность. Эти подарки выставлялись на аукцион, а деньги шли на помощь бедным. Кстати, он омывал ноги беднякам и преступникам, подобно Христу.
Еще один важный момент — борьба с коррупцией внутри католической Церкви, с коррупцией и бюрократией. Католическая Церковь большая, свыше одного миллиарда человек, и управлять ей централизованно довольно сложно. Что сделал Папа? Он провел реформу Курии, проверил аудит банка Ватикана и уволил его управляющий состав в качестве борьбы с коррупцией. Третий важный момент — это борьба Папы с педофилией. Франциск отменил правило «папской тайны» в делах о сексуальном насилии над несовершеннолетними. Ранее эта секретность мешала передаче информации светским властям, теперь же церковные чиновники обязаны сотрудничать со следствием, и жертвам не запрещается говорить об абьюзе.
Франциск выступал категорически против эвтаназии и, особенно, против смертной казни, в 2018-м он даже изменил текст Катехизиса, запретив Церкви одобрять ее в любых случаях. Неужели Церковь до него смотрела на эти вопросы иначе?
Да, он противник эвтаназии, но здесь нет ничего нового. Католическая Церковь впервые выступила против эвтаназии еще в 40-х. И с этого момента развивается церковное учение, связанное с охраной жизни. Там главный постулат — жизнь священна, и врачи не имеют права убивать.
А вот смертная казнь — это уже немного другое. Отношение к смертной казни в христианских Церквях неоднозначное. Дело в том, что в Новом Завете ничего против смертной казни не сказано. Но там и против рабства ничего не сказано. Но противники работорговли и рабовладения опирались на принципы, изложенные в Священном Писании, еще в XIX веке шли споры между христианами, насколько эти вещи допустимы. По вопросу смертной казни у многих христианских общин однозначной позиции нет, и здесь Папа воспользовался своим правом понтифика решить вопрос однозначно — исходя из общего принципа священности и неприкосновенности человеческой жизни.

Папа Франциск упростил процедуру церковного аннулирования браков. Что им двигало в реформе брачных трибуналов, и повлияла ли она как-нибудь на отношение Церкви к разводам?
Это очень сложная проблема для католиков. По факту развестись нельзя — можно аннулировать брак при ряде условий. Но это долгая, сложная и дорогостоящая процедура, и если люди развелись в суде, то они все равно не признаются разведенными в католической Церкви. Кроме того, человек, нарушивший священность брачного союза, оказывается лишен святого причастия. Католики в своей сексуальной морали очень консервативны.
Папа действительно упростил бюрократическую сторону аннулирования брака. Франциск, как и в других случаях, по его словам, ориентировался на принцип церковной икономии — снисходительности к человеческой природе и немощи. Есть принцип акривии — это принцип церковной строгости, то есть когда мы церковную норму применяем, что называется, во всей полноте. Вот Папа Франциск преимущественно человек икономии. Он не отменяет высоких церковных норм, но призывает быть более чутким и снисходительным.
Франциск часто обращался к людям с интересными проповедями. Какие вы бы назвали наиболее эффектными и вызвавшими наиболее бурную реакцию общества и СМИ?
Я обратила внимание на его цитату об удовольствиях. Папа говорил, что удовольствие — не христианское и не католическое, оно в принципе человеческое. Удовольствие от хорошей еды — это хорошо. Удовольствие от секса — тоже хорошо, чтобы мы могли делать детей, продолжать род с радостью. То есть Папа указывал именно на удовольствие как на важную часть сексуального сожительства. Казалось бы, что тут такого? Но из уст Папы, монаха, это высказывание звучало скандально.
Продолжая сексуальную тему, вспомню, что Папа, побывавший на Филиппинах и увидевший много брошенных детей, указывал: плодиться как кролики — это плохая идея. Рождение детей — хорошо, но это рождение должно быть ответственным. Католическая Церковь запрещает искусственные контрацептивы, но Папа говорил, что заниматься планированием беременности — это нормально. Еще одно его высказывание — уже по поводу ада. В одном из интервью Папа утверждал, что вечных мучений не будет, и что грешники просто исчезают. Ватикан объявил, что он не давал разрешения на публикацию этого интервью, но отрицать слова Папы не стал. Ну и из смешного: Франциск признавался, что во время молитвы он может засыпать, и когда он засыпает, он чувствует себя ребенком на руках у Господа.
Что значит проповедуемое им «политическое смирение»?
Он выступал за то, чтобы Церковь не была доминирующим и властным институтом, но была институтом мира и посредничества. В попытках нормализации отношений США и Кубы Франциск сыграл далеко не последнюю роль, кстати говоря. То есть политическую активность он не отрицал и считал ее хорошим делом, но весь вопрос — в средствах. Ему было важно, чтобы Церковь сохраняла свою позицию смиренного слуги для дела мира.

В 2016-м Франциск лично встретился с патриархом Московским Кириллом. Это была первая почти за тысячу лет встреча главы Католической церкви с главой Русской православной церкви. Удалось ли благодаря ей преодолеть вековое недоверие и дистанцию? И зачем им вообще было встречаться, какие вопросы они обсуждали?
На той встрече была принята совместная декларация по ряду вопросов. Например, по вопросу совместной миротворческой деятельности или по вопросу ответственности христиан за бедных, за беженцев и всех нуждающихся. Они пришли к соглашению, что у двух Церквей — общие гуманитарные задачи.
И еще обсудили проблему уний — союзов между восточными Церквами и католической, которые позволяют православным сохранять свои обряды, но при этом от них требуется признавать главенство римского Папы и переходить по сути в католицизм. Наличие восточно-католических Церквей — это для многих православных как красная тряпка для быка. На встрече в 2016 году главы Церквей согласились, что заключение таких уний сегодня было бы недружественным жестом католиков по отношению к православным, попыткой «переманить» их под свое влияние. В общем, разрыв между Церквами не был преодолен до конца, но дипломатическую ноту взять удалось — и уже одно это чрезвычайно хорошо.
Каковы перспективы у католической Церкви — будут ли продолжаться либеральные тенденции или впереди консервативный поворот?
Трудно сказать точно, но динамика обычно такая: сначала Папа-консерватор, потом Папа-либерал, следом опять Папа-консерватор — и так по кругу. Во всяком случае, такой тренд точно мы видим с Иоанна Павла II. Скорее всего, придет Папа более консервативный. Запрос на консерватизм тоже имеет место, и сериал «Молодой Папа» — не такая уж фантазия, как кажется на первый взгляд. Но посмотрим. Очевидно, что сейчас нужен Папа, который сможет интегрировать Церковь в общество. Папа Франциск вызывал очень большую критику. Многие говорили, что католическая Церковь чуть ли не на грани раскола. Из-за неоднозначных высказываний Папы и из-за последовательного проведения политики Второго Ватиканского собора многие более консервативные католики чувствовали, что в Церкви им не рады. Очевидно, что нужна какая-то интегрирующая фигура. Может быть, это будет не правый и не левый, а центрист, который так или иначе устроит всех, потому что будет над схваткой. Но это мои предположения.
У Франциска есть преемники?
Есть действительно ряд папабилий, которых указывают в качестве потенциальных Пап. По одной из версий, наиболее вероятная кандидатура — это нынешний госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин, ему 70 лет. Он довольно успешный церковный бюрократ, и про него говорят, что он способен сохранить открытость Церкви. Второй в списке — кардинал Маттео Дзуппи, это архиепископ Болоньи. И его характеризуют как человека, для которого общение с нуждающимися — это тоже важный приоритет, то есть Дзуппи — продолжатель политики Папы Франциска. Третий кандидат — латинский патриарх Иерусалима Пьербаттиста Пиццабалла, первый израильский кардинал итальянского происхождения. На него могут поставить для урегулирования отношений с Ближним Востоком.
Называют еще ряд менее известных имен, но следует сразу сказать, что это всегда гадание на кофейной гуще. Конклавы выбирают очень часто тех, на кого никто не смотрел, или тех, кого не воспринимают всерьез. Что в итоге кардиналы решат — это большой вопрос. Кроме того, очень часто кардиналы ставят на кого-то, надеясь на определенные действия от этого человека, а выбранный Папа начинает действовать совершенно неформатно. Поэтому наши предположения — это только примерные прикидки. Нам следует быть готовыми, как всегда, к сюрпризам.

Расскажите чуть подробнее про конклав, про сроки передачи Папского сана и саму эту процедуру.
Конклав — это собрание кардиналов, уполномоченных людей как раз для выборов римского Папы. Сейчас порядок следующий. С 1975 года таких выборщиков должно быть не более 120 человек. Они должны быть не старше 80 лет. На данный момент, насколько я знаю, таких кардиналов в католической Церкви — 118. С момента смерти Папы должно пройти 18 дней, чтобы кардиналы собрались в Сикстинской, самой знаменитой капелле мира, и там занимались выборами. Они закрываются, у них обрывается связь с внешним миром. Телефоны, интернет — все это считается запретным. Обслуживающий персонал тоже дает клятву молчания о том, что там происходит и как проходят выборы. Одна из задач конклава — не затягивать выборы, потому что время седа ваканта, то есть когда Папский престол свободен, — это время потенциальной нестабильности.
Сначала делается пробное голосование, чтобы понять, какая в целом поддержка есть у папабилий, то есть у кандидатов на Папский престол. Затем каждый день проводится по четыре голосования: два утром, два вечером. После каждого второго голосования бюллетени сжигаются, к этому примешивается специальная химическая смесь. И по дыму, который идет из трубы, верующие определяют: если идет черный дым — значит, Папа еще не выбран, а белый дым означает, что Папа выбран.
Беседовал Алексей Черников
Свежие комментарии