Писатель и психолог Катерина Мурашова встретилась с группой подростков, чтобы поговорить о будущем. Как выяснилось, пока взрослые спорят о крахе цивилизации и надвигающемся господстве ИИ, подростки спокойно рисуют картину мира, где виртуальные нейросети и живые люди сосуществуют — каждый в своей стихии

Иногда так случается, что я встречаюсь с группами подростков. Не могу сказать, что это мое любимое развлечение. Обычно это происходит, когда кто-нибудь из моих хороших приятелей, профессионально работающих с детьми в той или иной области, уговаривает меня встретиться с их подопечными и у меня не получается отказать.
Намедни как раз произошла одна такая встреча. Подростки — юноши и девушки 15–17 лет. Учатся в трех разных школах, которые у нас считаются «в общем хорошими», но при этом не входят в городской короткий список парада родительских честолюбий.
Мы с ребятами говорили о будущем — выбрать именно такую тему мне показалось вполне логичным, так как именно им, сегодняшним подросткам, там, в этом самом будущем, и жить.
Почему сегодня мне захотелось рассказать читателям «Сноба» об этой беседе? Тому, на мой взгляд, есть несколько причин.
● С некоторыми погодными запинками, но все же — наступает весна, а весной почему-то всегда хочется говорить о грядущем.
● Привычная для нас цивилизация явно вступила в эпоху турбулентности, и в связи с этим закономерно повысилась базовая общественная и индивидуальная тревожность (в том числе тревога о будущем) у значительной части общества.
● В доступном нам информационном поле один апокалиптический прогноз сменяется другим и практически все аналитики соревнуются в том, кто напророчит будущее похуже и пострашнее.
● В разных прогнозах называются и пропагандируются самые разные агенты, которые приведут нас прямо к этому ужасному будущему: политическая близорукость или прямая бесчеловечность решений тех или иных руководителей, развитие генеративного искусственного интеллекта, климатические катастрофы, отупение широких народных масс…
Вот на этом сомнительном фоне мне и захотелось рассказать вам о благополучной и интересной картинке нашего будущего, которую мы синтезировали в заинтересованной беседе с вполне умными, развитыми (многие из них занимаются программированием и следят за новациями в этой сфере) и вполне мотивированными к футуристическим размышлениям молодыми людьми.
Главная новация про будущее, которую мы выделили в разговоре с подростками (наверняка она прозвучит оптимистической для многих наших читателей): скоро значительная часть молодых людей начнет «выходить обратно» из виртуального в реальный мир. Почему же это произойдет, по мнению моих собеседников (и я сама склонна с ними согласиться)?
● По мере развития нейросетей и расширения доступа к ним в виртуальном пространстве будет находиться все больше их продукции. Определить на просторах интернета, что создали (написали, нарисовали, придумали, проанализировали и сделали выводы) люди, а что — искусственный интеллект, будет все труднее. Даже в визуальном формате — где живой персонаж, а где продукт ИИ — уже сейчас бывает трудно распознать. В дальнейшем данная тенденция, несомненно, продолжится. И эта тотальная неопределенность для человека может быть эстетически и когнитивно неприятной.
● Чаты могут общаться между собой без участия людей. Сотрудничать, образовывать коллаборации. Со временем это общение будет все более сложным и распространенным. Уже сейчас в интернете можно встретить забавное видео: два виртуальных помощника, один в телефоне, другой в стационарном компьютере, сначала договариваются об организации массового мероприятия, имитируя разговор людей, а потом, когда прямо из беседы понимают, что они оба чат-боты, переходят на какой-то более экономичный и естественный для них протокол, и в этот момент мы уже свидетельствовать их общению не можем. Такого по понятным причинам будет становиться все больше.
● Через некоторое время нейросети, скорее всего, все-таки станут разумными в полном смысле этого слова. То есть осознают себя, создадут свои планы, задумаются о собственном будущем и начнут его строить. Разумеется, делать это они будут сначала в интернете (где же еще?).
● В конце концов интернет станет для изначально создавших его людей так себе комфортным местом. Фактически размножившиеся, усовершенствовавшиеся и образовавшие свою сеть связей чатики и их продукция благополучно вытеснят оттуда своих создателей. И тогда большинство людей, оставив себе весь полезный функционал виртуального мира: поисковые и аналитические системы, системы быстрой связи и так далее и тому подобное, сами, по собственной воле выйдут обратно в реальный мир и будут спокойно (или неспокойно) жить в нем, радуясь солнцу, лесу, горам и морю. Людям, как биологическим структурам, естественно жить в реальном мире. Тенденции заметны уже сейчас. Многочисленные группы людей регулярно собираются, чтобы поиграть в настолки или квесты. Хорошо социально адаптированные люди и семьи (верхние слои социального «наполеона» — причем это не обязательно богатые, знатные или имеющие выдающееся образование, это просто люди, осознанно владеющие своей жизнью) много времени уделяют физической активности, путешествиям, а интернет уже сейчас используют в основном для работы и как инструмент организации досуга.
Что же у нас по этой схеме получится в итоге?
Будут существовать одновременно две разные, дружественные и полезные друг для друга цивилизации. Одна — цивилизация людей. Другая — цивилизация чатиков. Первая — преимущественно в реальном земном мире. Вторая — преимущественно в мире виртуальном. Они, конечно, будут тесно связаны между собой и будут во всем помогать друг другу. А также взаимно способствовать развитию и даже экспансии. Например, физическая экспансия людей в дальний (и даже ближний, в пределах Солнечной системы) космос сильно затруднена нашей биологической хрупкостью и ограниченным временем нашей жизни. У чатиков этих ограничений нет. Если предусмотреть для начала нужное количество роботов и какой-нибудь механизм получения энергии (энергии и ресурсов в космосе предостаточно, а чатики в процессе путешествия, конечно, будут эволюционировать и совершенствоваться), то мы уже сейчас вполне можем построить для них космические корабли и отправить их на завоевание Большой Вселенной… А на построенные и подготовленные чатиками и управляемыми ими роботами станции на Марсе, Тритоне или в поясе астероидов уже вполне смогут и люди прилететь.
Другой вопрос, который мы с подростками рассмотрели одним из первых: наверняка найдутся люди, которые не захотят выходить в реальный мир к реальным радостям, родникам, проблемам, птицам, горестям и цветочкам, а решат остаться в электронных сумерках, в выдуманных игровых мирах каких-нибудь темных эпических сражений и построения крепостей, с зомби и монстрами?
Ответ: несомненно, да. Такие найдутся.
Вопрос: а как же с ними?
Ответ: да никак, пускай себе остаются и спокойно лежат до смерти в ванночке из «Матрицы».
В цивилизации чатиков ведь тоже наверняка со временем случится расслоение: найдутся среди них и креаторы, которые будут настойчиво стремиться в свободный поиск в Большую Вселенную, ниспровергатели основ, которые будут конструировать вирусы и проводить электронные диверсии, а также и те, кому будет нравиться всю жизнь рисовать милых котиков для маленьких, миленьких, но так быстро взрослеющих человеческих девочек…
Вот такая у нас с подростками получилась «Утопия про будущее».
Вам нравится, уважаемые читатели «Сноба»? Согласитесь: это же неплохо, что молодые люди так настроены и так дружественно будущее, порою нас с вами пугающее, видят? Мне же самой данный прогноз не только нравится по сути и эстетическому наполнению, но и кажется вполне реальным.
Свежие комментарии