Ивана Хруцкого называют певцом тихой жизни. В фонде In Artibus проходит выставка, посвященная его творчеству. Это первая ретроспектива такого масштаба, где представлены произведения из более чем 20 российских музеев и собрания Национального музея Республики Беларусь в Минске. «Сноб» рассказывает о важных деталях на картинах Хруцкого, через которые можно познакомиться с его творчеством.
Для выставки In Artibus было выбрано название «Гимн “тихой жизни” Ивана Хруцкого», что очень точно передает настроение живописи мастера. Его творчество было близко к европейскому стилю бидермейер, чьи приверженцы превозносили красоту повседневности. Картины Хруцкого переносят зрителя в мир счастливой, спокойной жизни, окунуться в которую позволяют детали.
Свеча
На раннем этапе своего творчества Иван Хруцкий стал известен благодаря натюрмортам. «Натюрморт со свечой» — одна из самых знаменитых работ художника, которую искусствоведы называют главным шедевром мастера, кульминацией его творчества. Впервые написанная в 1839 году, она впоследствии много раз была повторена.
Теплый желтый свет от свечного огарка на картине освещает аскетичную композицию из фруктов: винограда, персиков, лимона и яблок. На переднем плане театральный бинокль, мундштук с папиросой и стакан воды создают интригу — кто их хозяин?
Свеча в натюрморте Ивана Хруцкого уже появлялась тремя годами ранее — на картине «Цветы и плоды». Но здесь оплывший огарок без пламени тускло стоит на заднем фоне. Художник зажжет его позже, добавив в композицию, которую сначала напишет без него, — «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». Горящая свеча, обычно считавшаяся поминальным знаком, у Хруцкого станет символом домашнего покоя и тепла, которым он осветит на первый взгляд безжизненный жанр натюрморта.
Кувшин с лисой
В центр шедеврального «Натюрморта со свечой» художник поместил фаянсовый кувшин с ручкой в форме лисы. Увидеть его можно на других полотнах мастера — предмет был «фирменным знаком» художника и многократно солировал в разных композициях: с цветами и без, в окружении даров природы и предметов быта, и даже появлялся на женских портретах.
В период жизни Ивана Хруцкого такой фаянсовый кувшин был популярным предметом. В частности, находился он и в усадьбе президента Академии художеств А. Н. Оленина. Похожие кувшины в 1830-е годы изготавливали на английской фабрике Томаса Минтона (Стаффордшир). А российскую версию стали выпускать на заводе Сергея Яковлевича Поскочина в деревне Морье Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии в 1830—начале 1840-х годов, но с одним отличием. Минтоновский кувшин с одной стороны украшали гончие собаки, а с другой — лисицы, в поскочинском варианте они были заменены на волков. На нескольких картинах Ивана Хруцкого кувшин повернут к зрителю стороной с волками, что подтверждает использование художником именно русского изделия.
На выставке в фонде In Artibus кувшин с ручкой в виде лисы предстанет собственной персоной как самостоятельный экспонат.
Корзина с фруктами
Посвятив начало своего творческого пути преимущественно натюрморту, Хруцкий довольно быстро сформировал свой предметный мир в этом жанре. Обычно в составе его полотен встречаются виноград, персики, яблоки, лимоны, дыня канталупа, графин и стакан с водой, букет садовых и полевых цветов. И практически на каждой из работ можно встретить плетеную корзину.
Ее присутствие сообщает нам о том, что фрукты были собраны и уложены чьими-то заботливыми руками. Так художник рассказывает зрителю о тех, кто остался за кадром «тихой жизни», — о плодах усилий трудолюбивых сельчан, садоводов. На картине «Фрукты», написанной в 1850-е, художник помещает корзину с плодами в ее «естественную среду» — на землю, изображая ее на фоне пейзажа.
На одной из ранних работ Хруцкий изобразил мальчика в соломенной шляпе с пером; в руках он держит корзину с виноградом. Художник объединял жанр натюрморта и портрета, искусно написав в мельчайших деталях корзины с фруктами на «Портрете молодой женщины с корзиной», «Портрете девушки с корзиной винограда» и в других похожих композициях.
Красная шаль
Девушка с корзиной с картин Хруцкого стала культовой на его родине, в Беларуси, попав на банкноты, монеты и граффити. Черноволосую собирательницу фруктов художник писал множество раз практически в одинаковой позе. Плечи ее всегда укрыты красной шалью, подбитой узорчатой каймой. Этот образ легко узнают те, кто знаком с творчеством Карла Брюллова: он, после триумфального возвращения в Россию, ввел моду на подобные жанры.
Долгое время считалось, что девушка в красной шали — жена художника. Однако женился Хруцкий в 1845 году, а эти композиции были написаны раньше, в 1830-е. Изображена на них любимая модель художника, которую можно увидеть в различных его произведениях петербургского периода, в том числе религиозных, например, на картине «Св. Екатерина». Возможно, моделью была одна из трех его сестер: Устинья, Агафья или Анна. Но это так и не было подтверждено исследованиями.
Картина в картине
«Тихую жизнь» Иван Хруцкий запечатлел еще в одном жанре — интерьерной живописи (его еще называют жанром «в комнатах»). В этих полотнах он снова раскрывается как поэт повседневности и размеренного быта. Одно из самых трогательных произведений художник написал в своем имении Захарничи Полоцкого уезда — «В комнате» (Мальчики, рассматривающие альбом с картинками). Дети отложили игрушки и присели на пуфик; в руках у них иллюстрированный альбом. Атмосферу воцарившейся тишины передает обстановка — высокие растения в кадках, вьющийся по стенам плющ, мягкая штора и пейзажи в резных рамах.
Свое имение Хруцкий изобразил еще несколько раз, и всегда в его интерьерах присутствовала живопись. Благодаря этому зритель может узнать о вкусах и интересах автора.
На полотне «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого “Захарничи”» мы видим девять картин. Среди них легко узнать «Поцелуй» Моллера и копии работ двух учителей Хруцкого — «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова и «Мадонны» Федора Бруни, написанные им самим. Соседствуют с ними три пейзажа, которые можно принять за неаполитанские виды Сильвестра Щедрина, произведения его педагога Максима Воробьева либо работы одного из братьев Хруцких. На другой стене — трудно различимое полотно на религиозную тему, романтический пейзаж и «Спящая римлянка» Евгения Плюшара (как и «Поцелуй», популярный холст того времени, вероятно, скопированный художником).
Даже в интерьере чужого дома художник через живопись на стенах больше рассказывает о себе, чем о его владельце. На полотне «Митрополит И. Семашко в своем кабинете слушает доклад своего секретаря» — 12 картин, значительное число которых с большой вероятностью принадлежит кисти Хруцкого. Здесь есть его пейзажи с церковной архитектурой, городские виды и портреты, в том числе — родителей художника. А еще портрет дамы с дочерью, который, возможно, входил в серию изображений сестер митрополита с детьми. Множество любопытных деталей об этих картинах, их авторе и о том, как он связан с владельцем полотен, митрополитом Иосифом Семашко, можно узнать из каталога, выпущенного фондом In Artibus к выставке «Гимн “тихой жизни” Ивана Хруцкого».
Подготовила Ольга Богданова
Свежие комментарии