На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

74 подписчика

Свежие комментарии

  • Ирина Серафимова (Микова)
    Спасибо, очень важная статья. Для меня, по крайней мереКогда хурма смерт...
  • Владимир Акулов
    И в условиях холода погибнут первыми тонкие... А толстые выживут... То есть толстые люди - это один из *защитных б...В защиту полных
  • Владимир Акулов
    Еда - это большое удовольствие ... Пищевой полезный * наркотик *...Можно сказать , *оральный секс*... ** У некото...В защиту полных

Как прошел литературный завтрак «Сноба» в рамках фестиваля завтраков BreakFest

22 января в ресторане «Афина» в рамках всероссийского фестиваля завтраков BreakFest состоялся литературный завтрак «Сноба», посвященный мифам. Гости мероприятия вместе с приглашенными спикерами обсудили, почему люди до сих пор верят в мифы и как они влияют на нашу жизнь.

Гости литературного завтрака «Сноба»
Гости литературного завтрака «Сноба»

Наш мир соткан из мифов. И даже если мы не верим в мифы, мифы верят в нас.

Рассказы о богах и героях, духах и первопредках сопровождают человечество на протяжении всей истории. Изначально мифы передавались из уст в уста и были призваны предостеречь людей от разного рода опасностей, ошибок и соблазнов. Со временем притчи стали записывать, так до нас не просто дошли, но и оказали огромное влияние на культуру мифы Древней Греции и Древнего Рима. В начале XX века психолог Карл Юнг создал на их основе свою теорию архетипов, а чуть позже антрополог и психолог Джозеф Кэмпбелл издал работу «Тысячеликий герой», в которой рассматривается путь героя и его трансформации в мировой мифологии. Именно эта книга оказала огромное влияние на режиссера «Звездных войн» Джорджа Лукаса и автора серии романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг.

«Везде, где ступала нога человека, всегда и в любых обстоятельствах люди создавали мифы, живое воплощение работы человеческого тела и духа. Не будет преувеличением сказать, что миф — это чудесный канал, по которому оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях неистощимые потоки энергии космоса. Религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, открытия в науке и технике, и сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, — все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа, — пишет Джозеф Кэмпбелл в своей работе и чуть ниже добавляет: — Новейшие воплощения Эдипа и персонажи нескончаемой любовной истории Красавицы и Чудовища стоят сегодня на углу Сорок второй улицы и Пятой авеню, ожидая, когда поменяется сигнал светофора».

Разговоры о мифах тоже существовали всегда. Их толковали, об их значении и символах спорили еще древнегреческие философы. Из темных и кровавых историй, какими мифы являются в неадаптированном виде, вышли сказания и сказки. Особенно много и часто о сказках говорят зимой, когда ночи становятся длиннее, а мир в ожидании праздников погружается в особое настроение волшебства и чудес. Вот и новый зимний номер «Сноба» посвящен сказкам. Для него свои истории написали Анна Козлова, Вера Богданова, Майя Кучерская, Александр Цыпкин, Ася Володина и Денис Драгунский. И литературный завтрак стал логичным продолжением темы, заданной еще в декабре.

Поговорить о мифах в мировой истории и культуре гости и спикеры собрались в словно специально созданном для этого месте — ресторане средиземноморской кухни «Афина». До 31 января здесь проходит фестиваль завтраков BreakFest (информационным партнером которого в этом сезоне является «Сноб»), организованный коммуникационным агентством «Аппетитный маркетинг» и гастрономическим порталом «Соль». Мероприятие открыли сооснователь и управляющий партнер агентства «Аппетитный маркетинг» Мария Тюменева, гастрономический журналист, колумнист «Сноба» и основатель проекта «Соль» Иван Глушков и бренд-директор проекта «Сноб» Валерия Тищенко. «„Сноб” всегда был литературоцентричным изданием, но еда тоже наша страсть, поэтому мы решили, что это прекрасная возможность — объединить две любимые нами темы», — отметила Валерия Тищенко.

Иван Глушков,  основатель проекта «Соль», и Мария Тюменева, гастрономический журналист, колумнист «Сноба»
Иван Глушков, основатель проекта «Соль», и Мария Тюменева, гастрономический журналист, колумнист «Сноба»

После вступительного слова организаторов настало время лекции о мифах. Ее провели издатель и заместитель главного редактора издательства «Дом историй» Ирина Рябцова и Дарья Горянина, а также Дарья Бунтина, автор телеграм-канала BuntBooks.

«Чтобы объяснить мир, человеку нужен стержень, основа, ориентир. Так, помимо магии и колдовства в мировой культуре начали появляться мифы. Например, японцы одушевляли весь окружающий мир — в их мифологии есть боги камней, боги деревьев и так далее, огромный пантеон. Когда люди могут объяснить то, что с ними происходит, им становится проще жить», — отметили в начале лекции спикеры.

Поговорив о появлении и становлении мифа, спикеры затронули идею мономифа, истории, которая прослеживается и объединяет все культуры: «Почему мы узнаем одни и те же детали в каждой истории, в книгах и фильмах, и даже в рекламе? Потому что мифы — это скелет всей нашей культуры, на который мы нанизываем необходимые смыслы. Есть такая идея, что мономиф — это в принципе одна и та же повторяющаяся история одного и того же героя, который попадает в разные обстоятельства и проживает определенный ряд приключений и преобразований. Когда мы с Дарьей думали, какие книги нашего издательства мы могли бы привязать к мифам, сначала мы растерялись, потому что в “Доме историй” нет, например, книг про богов, а потом мы поняли, что примерно все наши книжки очень мифологичны, потому что легко связать и Шекспира, и Пушкина, и “Иронию судьбы”, ведь все они используют одни и те же элементы».

Далее разговор зашел о цели миф: «Если взять японские кайданы (традиционные рассказы о встречах со сверхъестественным: привидениями, демонами и ведьмами. — Прим. ред.), их записал Лафкадио Хирна (кстати, первый европеец, получивший японское гражданство) в 1904 году, то все эти истории, они в основном кровавые. И даже если почитать японские сказки, они все основаны не на самых приятных моментах. Возникает вопрос: почему? Потому что цель мифа — научить человека, чего ему следует опасаться и избегать». 

 Слева направо: Ирина Рябцова, издатель «Дома историй», Дарья Горянина, заместитель главного редактора издательства «Дома историй» и Дарья Бунтина, автор телеграм-канала BuntBooks 

Спикеры не обошли вниманием и образ злодея и его трансформацию в современной литературе: «Мне кажется, в нынешнем обществе так популярен образ злодея, потому что для нас он как будто бы более оригинальный. Ведь образ героя дошел до нас более или менее неизменным, в нем присутствуют плюс-минус одни и те же черты. Сколько героев-сирот вы знаете? Мне кажется, они примерно все должны быть сиротами, потому что родители всегда мешают творить героические дела. А герои, они ведь абсолютно все еще гениальные и умные и не обладают никакими подростковыми недостатками. Едва ли не с семи лет они мыслят как 30-летние и для достижения цели готовы пойти буквально на все. И конечно же, они неуязвимы. Вот почему мы так не любим Джеймса Бонда? Потому что знаем, что с ним никогда ничего не случится. И если в хороших произведениях герой всегда выживает по какому-то оригинальному авторскому повороту сюжета, то в плохих так происходит просто потому.

А почему мы так пристрастились герою-злодею? Потому что, наверное, в каждом таком герое хранится безумная злость, которую он вообще-то изливает на своих врагов, но иногда и на своих близких, как и многие из нас, когда очень сердятся. И постепенно образ злодея менялся, чудовища, химеры потихоньку приобретали все более антропоморфные черты, и теперь это просто человек. Сейчас мы можем видеть, что даже в триллерах, которые мы читаем, нет какого-то абсолютного зла, большого злодея, который пришел и совершил что-то ужасное. Как правило, злодеи — это сами герои, которые переросли сами себя и видоизменились в процессе своего путешествия. Поэтому получается, что самое страшное зло хранится внутри нас, в людях. И это тоже большой тренд современной литературы».

Завершили лекцию Ирина и Дарьи небольшим рассказом о том, как мифы живут в современном мире и связывают нас с прошлым: «Есть интересная научная работа о том, кто верит в мифы и почему некоторые народы все еще верят в них. Ведь до сих пор есть люди, племена, которые считают, что все вокруг одушевлено, что душа живет в каждом предмете. Исследователи первобытных культур пытались провести эксперимент, когда европейский ученый старался объяснить мальчику из одного такого племени, что есть бактерии и все можно объяснить с научной точки зрения. Когда мальчик споткнулся и поранился, у него с исследователем завязался диалог:

— Я поранился, потому что так хотели духи. Рана не заживает.

— Рана не заживает, потому что у тебя заражение. Ты землю к ней приложил.

— Нет-нет, я землю приложил, чтобы изгнать духов.

— Но ведь там бактерии.

— Нет-нет, бактерии и есть духи, — ответил мальчик.

В общем, европеец не смог переспорить и убедить мальчика в том, что миф — это вымысел. И тут как раз есть главный вывод, когда говорят, что если есть те, кто верит в миф, для них миф является правдой.

Иван Глушков и Мария Тюменева
Иван Глушков и Мария Тюменева
Татьяна Святохина (в центре), Мария Григорьева (справа)
Татьяна Святохина (в центре), Мария Григорьева (справа)
Мария Макуш
Мария Макуш
Нати Латинович
Нати Латинович
Виктория Решульская
Виктория Решульская
Мария Ульянова
Мария Ульянова
Дмитрий Бескромный и Ольга Филичева
Дмитрий Бескромный и Ольга Филичева
Ирина Чайковская
Ирина Чайковская

Мы живем в современном развитом мире и сталкиваемся с тем, что миф для нас — это всего лишь часть культуры, литературы, психологии, но я считаю, что миф — это то, что соединяет культуру сквозь века, то, что связывает нас с древними греками, с той уже погибшей цивилизацией Египта, ведь мы соприкасаемся с их историями спустя столько времени. Мифы начали записывать примерно в 200-е годы нашей эры. Только представьте себе, если просто взять все эти цифры и нас, сидящих сейчас здесь, в ресторане “Афина” с потрясающей едой, мы все равно помним мифы Египта, Греции, Рима — помним про них, говорим и используем». 

После лекции спикеры и гости, подобно древним грекам, которые были гедонистами не меньше нашего, продолжили беседу в более неформальной обстановке. За круассанами с нутеллой, овсяной кашей с хурмой, сырниками с заварным кремом, приготовленным по японской технологии омлетом торнадо с креветками и другими блюдами из специального меню фестиваля BreakFest собравшиеся обсуждали и мифологию, и любимые книги, и недавно просмотренные фильмы, в том числе «Анору», «Мегаполис» и «Партенопу», сюжеты которых в большей или меньшей степени отсылают зрителей все к тем же мифам. На гаджеты в это время не отвлекался никто. Это ли не лучшее доказательство того, что мифы и легенды продолжают занимать нас не меньше, чем сотни и тысячи лет назад.

Автор: Мария Макуш

 

Ссылка на первоисточник
наверх