Где находится Счастье и как его искать? Театральный коллектив «Заячий стон» отправился на поиски неизведанного и манящего ощущения бесконечной эйфории в постановке «Маршрут перестроен». Комедия посвящена тому, насколько Счастье далеко или все же под носом, кто его заслуживает и под какой личиной оно маскируется.
«Сноб» оценил постановку, премьера которой состоялась в конце января, и рассказывает о том, чего ждать от нового спектакля «Заячьего стона» и при чем тут загадочная цифра 349.Квартет «Заячий стон» незапланированно родился в гримерке театра «Ленком», а сегодня играет философские комедии о смысле жизни и просто — о жизни. В течение двух часов и 20 минут с учетом антракта слово «счастье» звучит со сцены 349 раз — четверо артистов в лицах Виталика Боровика, Макса Амельченко, Кирилла Петрова и Леши Полякова внимательно относятся к цифрам в этой постановке. Немудрено: кроме них важную роль играет и Навигатор, привыкший считать часы и минуты, километры и развороты, количество камер и заправок на трассе. По сюжету, герои, вооружившись безумием, отвагой и, собственно, Навигатором, пускаются на поиски Счастья — самого настоящего, с большой буквы.
Отправляться в путь и просто страшно, и страшно хочется. Герои постановки вбивают его на картах как конечную точку маршрута. Но идут часы, дни, недели, месяцы… А Счастья все нет. Нет указывающей на него неоновой вывески, на карте оно тоже не отмечено. Мы даже не знаем, Счастье — это волшебная страна или поселок городского типа в 100 км от Москвы? Это автобусная остановка или какая-то конкретная выбоина на асфальте? По пути коллектив из Друга, Официанта, Жениха и не-Деверя (приставку «не» объяснят в середине постановки) то уверены, то сомневаются в правильности своего решения бросить все и отправиться на поиски «того, не знаю чего». Ведь счастье эфемерно, фантазийно. Оно как Богарт из поттерианы — никто не знает, как оно выглядит на самом деле, потому что перед каждым смотрящим Счастье вдруг примеряет новый облик.
Также у Счастья-трикстера есть привычка выскакивать из-за угла, подобно скримеру, запутывать потенциального хозяина словами «не жили хорошо, не надо и начинать», навешивать чувство вины за большие и маленькие желания. Герои и сами не уверены, заслуживают ли они Счастья вообще? Жених, сбежавший с собственной свадьбы, мечется между стабильностью и приключениями, а его Друг беспокоится, что не был достаточно хорошим человеком, чтобы добыть себе заветный проход к Счастью. Официант же, напротив, считает идеальным себя, а вот мир вокруг — нет, в то время как не-Деверь практически получает собственное Счастье, но цена за него превращает долгожданный трофей в совершенно ненужную безделушку.
Вместе с квартетом путешественников зритель пройдет от начала и до конца игру «Жизнь», в которой, скорее всего, узнает себя — существующего по алгоритму и принципу «а что люди скажут». Спустится в Ад Перфекциониста, где Сатана в развязанных шнурках идет на обед «кушать», а не «есть», чем страшно раздражает. Отыщет и потеряет подписчиков в своей социальной сети, где, конечно, транслируется лишь малая доля правды, ведь приукрашенная действительность ошибочно кажется пользователям еще одним выходом на тропу к Счастью. Раз за разом обнажая человеческие слабости, будто очищая луковицу с плотной, не поддающейся сразу кожицей, «Заячий стон» представляет на сцене горьковатую правду и тут же добавляет: в ней нет ничего плохого или стыдного.
Необязательно быть идеальным сыном, мужем, другом, чтобы заслужить Счастье. В детстве Друг пнул кошку и думает об этом каждый вечер перед сном. Был дурак — но вырос, сколько-то поумнел и раскаялся. И с Счастьем, негласно заключают Друг, Жених, Официант и не-Деверь, в общем-то, должны быть отношения «безусловной любви» — оно ничего человеку не должно, и человек ему тоже. Взять даже эти 349 раз, которые это слово звучит со сцены: цифра получилась неидеальной, осознанно это было задумано в сценарии или нет. В этой неидеальности Счастье и прячется. Но человек, как водится, слона и не приметил.
Автор: Катерина Алабина
Свежие комментарии