На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

Молодые художники из разных городов России — о творческих поисках, мечтах и локальной идентичности

В преддверии ярмарки современного искусства Port Art Fair «Сноб» поговорил с художниками из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Оренбурга, Воркуты и других городов о том, что их волнует, вдохновляет и мотивирует заниматься искусством.

Алина Буглеева

27 лет

Ишимбай, Республика Башкортостан

Художник-живописец, работающий в различных техниках — от масла и акварели до вышивки и коллажа.

В основе практики лежит академическая школа, а в центре внимания — темы культурной идентичности, семейных традиций, повседневности и ностальгии.

«Зеленые холмы Африки», 2025 год

Мое искусство очень личное. Я родилась в маленьком башкирском городке и сейчас живу далеко от родных мест, но семейные воспоминания всегда со мной. Для меня важно не просто помнить о своих корнях — они стали моей опорой и источником вдохновения. Именно поэтому многие мои работы, включая диплом в Академии Художеств имени Репина, посвящены традициям, сохранившимся в моей татарской семье.

Практически весь мой стенд на ярмарке занимает одна картина — «Зеленые холмы Африки». Она родилась недавно из впечатлений после путешествия в Кейптаун. В ней я объединила все самое любимое: теплые закатные лучи с голубыми тенями, ощущение радости жизни у океана и образ моей подруги Анны с ее золотистыми волосами. Надеюсь, глядя на эту работу, каждый зритель почувствует тепло. 

Паша Аделев

28 лет

Харавали, Астраханская область

Междисциплинарный художник, работающий на стыке прикладного искусства и концептуального дизайна. Экспериментирует со стеклом, деревом и керамикой, создавая функциональные объекты, наделенные новыми формами и смыслами.

Объекты из серии декоративных предметов проекта Bosh, 2025 год
Объекты из серии декоративных предметов проекта Bosh, 2025 год

Мой проект Bosh вдохновлен миром Босха — его балансом между смыслом и абсурдом, где знакомые предметы теряют привычные очертания. Вот, например, сервиз — на первый взгляд функциональный, но его формы бросают вызов ожиданиям. Зритель оказывается перед выбором — отвергнуть эту странность или принять правила игры. Я стремился создать объекты, которые одновременно привлекают и отталкивают.

Мой метод работы всегда начинается с идеи. Сначала рождается концепция и визуальный образ, затем я подбираю под них материал для воплощения. Но материал — не пассивный исполнитель, часто он сам диктует, как с ним работать. Например, в керамике я слегка «раздуваю» формы — так подсказывает сама глина, чтобы избежать трещин при обжиге.

Мария Кавко

28 лет

Бирск, Республика Башкортостан

Художница вдохновляется «неудобными» деталями повседневности: полузабытыми городскими разрушениями, строительной сеткой, обволакивающей фасады, мимолетными уличными встречами с полицейскими. Ее живопись — тревожная, но тщательно выверенная эстетика, где реальность обретает новую атмосферу.

«Резонанс», 2024 год

Сегодня мы живем в условиях информационной перегрузки. Мы научились моментально переключать внимание, и даже на выставках зритель часто просто проходит по кругу, не задерживаясь у работ. Поэтому я решила создать серию, на которую сложно смотреть долго. И именно формат ярмарки — с ее обилием художников и произведений — идеально соответствует этой задумке.

Большую часть жизни я прожила в Перми, и даже после двух лет в Петербурге по-прежнему считаю себя пермским художником. Пермскую культурную революцию я застала подростком — росла среди паблик-арта, мощных выставок в Permm, параллельно получая классическое художественное образование. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: то, что объединяет такое разное пермское искусство, — это тема хтони, глубинное видение сути вещей и способность находить эстетику в неприглядном. Зритель, знакомый с пермской школой живописи, сразу видит «корни» моих картин.

Максим Поликарик

25 лет

Екатеринбург

Начав свой творческий путь c граффити и примитивистских рисунков, сегодня художник создает работы из ткани, воплощая подростковую мечту о дизайне одежды. Его многослойные абстрактные холсты — размышления о том, как современные мода и дизайн постепенно утрачивают свою функциональность.

«Атлантическая униформа», 2022 год

Вдохновить меня может абсолютно что угодно, но чаще всего — это музыка или случайно увиденные на улице или в интернете цвета. Именно цвет обычно становится отправной точкой: например, красная ткань сразу рождает конкретные образы костюмов. 

В процессе работы я всегда слушаю музыку — тело начинает двигаться в ритме, и звук напрямую влияет на результат. Самое важное — чтобы работа не выглядела вымученной. Она должна смотреться живой — неважно, динамичной или спокойной, главное, чтобы не мертвой.

Мне сложно определить конкретное влияние Екатеринбурга на мое творчество, но, учитывая, что это мое любимое место и я прожил здесь всю жизнь, оно точно есть. Как минимум — в людях, которых я встретил в этом городе. Через них я находил новые идеи, новые слова и новую музыку, а это все чрезвычайно важные вещи.

Лилия Шапран

28 лет

Воркута

Родившись в Воркуте, последние несколько лет художница провела в путешествиях по Азии, формируя свой авторский стиль и язык. Работает с живописью, фотографией, скульптурой, а также найденными объектами, которые наделяет новой жизнью и историями.

Good boy, 2024 год
Good boy, 2024 год

Я выросла в Воркуте — медленно умирающем мрачном северном городе. Это настроение проникло в меня глубоко: я постоянно искала красоту в разрушении, переосмысляла ее и показывала другим — сначала через фотографию. Теперь я понимаю: именно там закладывался мой творческий фундамент. Когда вокруг почти нет красоты, начинаешь жадно выискивать ее в самых неожиданных деталях. А в местах с избыточной эстетикой я теряю остроту восприятия — там, где все уже «красиво», мне сложнее что-то создавать. 

В своем творчестве мне интересно наблюдать, как взаимодействуют человек и объекты, как переплетаются современное и традиционное, влияя друг на друга. Часто я обращаюсь к найденным предметам — в них ощущается история, которую можно продолжить через искусство. В живописи я полагаюсь на интуицию и ощущения. Мне легче выразить свои мысли на холсте, чем словами.

Zean Zack

19 лет

Оренбург

19-летний автор, работающий на стыке живописи и объектного искусства. С 2020 года участвовал в более 30 выставках. Его практика — это гимн внутреннему подростку: через юношеский максимализм, чувство избранности и иронию он переосмысляет важные «взрослые» темы.

«Глаз открытый», 2025 год

Быть молодым художником сегодня — значит быть одновременно гипервидимым и незаметным. Тебя могут лайкать тысячи, но ты все равно остаешься один в своей комнате, перед экраном. Я часто обращаюсь к теме одиночества и отчуждения в цифровую эпоху. Меня интересует то, как технологии, созданные для связи, становятся инструментами изоляции.

Мой город — это не столько география, сколько ощущение застоя. Время в Оренбурге тянется иначе, будто все замерло под пеленой степной пыли. И это, безусловно, влияет на мои работы. Локальность для меня — вечное «скоро начнется», которое так и не наступает. Возможно, это чувство перекликается с глобальной цифровой усталостью.

Сейчас я мечтаю о тишине. Наверное, поэтому мои работы становятся все более статичными и фрагментированными — будто вырезанными из перегруженного мира.

Саша Дюкова

25 лет

Санкт-Петербург

Выпускница Central Saint Martins, философского факультета МГУ и Российской академии художеств, совмещающая художественную практику с работой в Третьяковской галерее. В последних проектах экспериментирует с оргстеклом, металлом, деревом и камнем.

«Материя № 2», 2024 год

Искусство для меня — очень личный и глубоко индивидуальный процесс. Сейчас я нахожусь в творческом поиске, исследую материалы, их фактуры, динамику, вибрации. Меня завораживает, как текучесть, переливы и тактильность вовлекают зрителя в диалог с произведением.

Суриковский институт дал мне академическую базу. Но именно Central Saint Martins вдохновил меня на эксперименты с материалами. На PAF я показываю серию Monochrome — монохромные абстрактные композиции из акриловых листов, где бумажные текстуры создают ощущение движения, легкости и глубины. 

Валерия Шергина 

24 года

Северодвинск

Творческий путь начинала с цифровых документальных пейзажей и портретов с резкой цветовой обработкой. В фотошколе «Докдокдок» освоила различные техники съемки, постепенно перейдя к исследованию альтернативных процессов печати, в частности цианотипии.

«Одинокий остров», 2024 год

На меня сильно влияют контекст и история города, где я родилась. Ведь все, что происходит с человеком, он невольно примеряет на свой прошлый опыт. Со временем хотелось бы меньше проводить аналогий и больше осмыслять настоящее.

Моя работа на ярмарке посвящена острову Кий — загадочному месту из бабушкиных рассказов. Мои предки родом с Онежского района. Сам остров лежит в Онежской губе Белого моря: 8 км от устья Онеги, 15 км от города Онега. Бабушка так и не побывала там. Моя работа — попытка показать это удивительное место, которое она так и не увидела, но которое годами жило в ее мечтах.

Дарья Арбузова

24 года

Москва

Художница исследует границы между реальным миром и цифровым, фиксируя изменения человеческого сознания в эпоху цифровизации. В фокусе ее исследований — интернет-сообщества и сетевая эстетика. В работе использует гибридные медиа: от объектов из стекла, пластика и редимейдов до нейросетей, 3D-печати и видеоарта.

Sublime Wish, из серии Desired Constellations, 2025 год
Sublime Wish, из серии Desired Constellations, 2025 год

Сейчас меня особенно увлекает тема слияния человека с онлайн-пространством. Мне нравится изучать сетевые «тренды» — современный народный фольклор. Из последних находок — мемы с brainrot animals. Звучит забавно, но для меня это любопытный культурный феномен.

Для ярмарки я подготовила серию Sublime Wish — большие полотна цифровой живописи, где соединяю нейросетевые коллажи, цифровые инструменты рисования и традиционную графику. Дополняют проект стеклянные объекты. Вся серия исследует тему запретных и вытесненных желаний, их метаморфозы в цифровую эпоху.

Почему я занимаюсь искусством? Просто не представляю жизни без него. В трудные дни я напоминаю себе: другого пути нет. Все остальные занятия кажутся мне не такими важными и интересными.

  

3-я независимая ярмарка современного искусства Port Art Fair пройдет с 15 по 18 мая в петербургском Севкабель Порту.

 

Ссылка на первоисточник
наверх