На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Функциональность и эстетика: почему скандинавский дизайн снова актуален

Екатерина Федорова, главный дизайнер студии Designic и эксперт в области скандинавского дизайна, рассказала «Снобу», почему принципы северной эстетики остаются актуальными десятилетиями, как минимализм, функциональность и уважение к природе сформировали уникальный почерк скандинавского модернизма и какие культовые предметы дизайна являются вечной классикой.

Скандинавский дизайн — не просто визуальный код или стиль, это целостная проектная философия, сформировавшаяся под влиянием сурового климата, аскетичной эстетики и вековых ремесленных традиций Северной Европы. Это направление выросло из глубоко укоренившейся культуры осознанности, где каждый предмет несет в себе функциональную обоснованность и уважение к природе и ее ресурсам.

Задолго до того, как скандинавский модернизм стал мировым феноменом, народы Северной Европы уже работали с принципами минимализма и утилитарности. Они создавали предметы исходя из чисто прикладных задач. Эти традиции, передаваясь из поколения в поколение, стали основой для дизайнерских решений, которые во многом определили эстетику XX века.

Настоящий расцвет скандинавского дизайна пришелся на середину XX века, когда мастера Дании, Швеции, Норвегии, а также Финляндии вывели национальные ремесленные традиции на уровень массового промышленного производства. Движение модернизма, активно формировавшееся в Европе, нашло в скандинавском подходе идеальную среду для синтеза: здесь функциональность сочеталась с демократичностью, а эстетика — с удобством повседневного использования. Легендарные фигуры, такие как Альвар Аалто, Арне Якобсен, Ханс Вегнер и Вернер Пантон, создавали предметы, в которых высокие идеалы Баухауса обретали мягкость, тактильность и природную теплоту.

Некоторые предметы не только выдержали испытание временем — они стали эталонами, воплощающими идеалы скандинавского модернизма. Их формы, технологии производства и функциональные качества остаются актуальными и сегодня, доказывая, что настоящий дизайн существует за рамками модных тенденций, является частью культурного наследия.

Ваза Savoy, Алвар Аалто, 1936

Органические линии Savoy — это воплощение философии Аалто, направленной на синтез архитектуры и природы. Силуэт вазы напоминает контуры финских озер, а плавные изгибы визуально смягчают пространство, что делает этот предмет универсальным элементом декора. Аалто стремился уйти от жестких геометрических форм и создать объекты, которые «растут» в интерьере, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип остается ключевым и в современном дизайне: люди все чаще отказываются от холодной рациональности в пользу естественных, «живых» форм.

Pelican Chair, Финн Юль, 1940

Финн Юль — знаковая фигура скандинавского модернизма, дизайнер, оказавший значительное влияние на развитие мебели XX века. Его работы отличались плавными органическими формами, скульптурностью и исключительным вниманием к деталям. Одно из самых известных произведений Юля — «Кресло-пеликан» (Pelican Chair). Процесс его создания был тесно связан с личными убеждениями дизайнера о том, что «удобное кресло для человека должно быть человеком». Стремясь создать мебель, обеспечивающую максимальный комфорт, Финн тщательно изучал анатомию тела. Такой подход натолкнул модерниста на новаторское решение — кресло с плавными, органичными формами, напоминающими распахнутые крылья пеликана. Забавно, что при первой презентации Pelican Chair на выставке Копенгагенской гильдии краснодеревщиков в 1940 году реакция публики была неоднозначной. Кресло сравнивали с «уставшим моржом» и «сдутым теннисным мячиком», и оно не вписывалось в стиль Danish Modern того времени, характеризующийся строгими геометрическими формами и светлыми породами дерева, поэтому и не было запущено в массовое производство. Только в 1995 году Pelican Chair было перевыпущено под брендом House of Finn Juhl компанией Onecollection. С тех пор оно получило признание и стало культовым предметом интерьера. Сегодня Pelican Chair является ярким примером того, как новаторские идеи, опередившие свое время, могут быть переосмыслены и признаны спустя десятилетия, подтверждая неизменную ценность истинного дизайна. Кресло находится в постоянной коллекции музея MoMA в Нью-Йорке и Art Institute Chicago. 

Egg Chair, Арне Якобсен, 1958

Спроектированный в середине ХХ века для лобби отеля SAS Royal в Копенгагене, Egg Chair стал символом элегантного и прогрессивного подхода к интерьерному дизайну. Его выразительная коконовидная форма не только эстетически завершена, но и выполняет конкретную функцию — как бы обволакивает сидящего, обеспечивая акустический комфорт и чувство уединения. Сегодня, когда открытые планировки стали нормой как в офисах, так и общественных местах, этот функционал оказывается особенно востребованным: людям нужно личное пространство.

Лампа PH5, Поуль Хеннингсен, 1958

Разработанная с учетом физиологии человеческого зрения, PH5 стала революционным объектом в светодизайне. Ее многоуровневая конструкция рассеивает свет, исключая блики и резкие тени, создавая мягкое, равномерное освещение. Хеннингсен стремился к тому, чтобы свет был не просто техническим элементом, а частью комфортной среды. Сегодня, когда роль освещения в архитектуре переосмысляется, PH5 остается актуальным решением: она идеально подходит как для камерных пространств, так и для современных открытых интерьеров, где важно создать атмосферу уюта.

Текстиль архитектора Йозефа Франка

Экспозиция выставки «Узоры Йозефа Франка: мебель и живопись», в экспозиции представлены образцы дизайна тканей Франка
Экспозиция выставки «Узоры Йозефа Франка: мебель и живопись», в экспозиции представлены образцы дизайна тканей Франка

Скандинавский дизайн традиционно ассоциируется с минимализмом, сдержанной цветовой палитрой и функциональностью. Однако Йозеф Франк, австрийско-шведский архитектор и дизайнер, предложил совершенно иную интерпретацию, добавив щедрые цвета, фантазийные орнаменты и ощущение радости жизни. Его текстильные шедевры, созданные для шведской компании Svenskt Tenn, остаются актуальными и сегодня, украшая дома, отели и выставочные пространства по всему миру. В его коллекции насчитывается более 160 различных рисунков, многие из которых стали классикой — например, Hawaii — экзотический узор с яркими цветами и листьями или Manhattan — стилизованное изображение карты Нью-Йорка. Несмотря на то, что Франк работал почти сто лет назад, его принты и сегодня украшают лучшие интерьеры мира. Один из ярких примеров — бутик-отель The Maidstone в Ист-Хэмптоне, Нью-Йорк.

Почему скандинавский дизайн снова актуален

Скандинавский дизайн всегда ставил человека и его комфорт в центр внимания — эргономика, тактильность, уют заложены в его ДНК, поэтому он так созвучен актуальному тренду эмоционального и многослойного дизайна. Сегодня интерьер — это не просто продуманное функциональное пространство, это среда, пробуждающая чувства и создающая мотивы к действиям.

Именно поэтому современные фабрики все чаще обращаются к практикам скандинавской школы, а винтажные предметы эпохи модернизма становятся центральными акцентами в интерьерах. Их ценят не только за безупречные пропорции и мастерство исполнения, но и за способность привносить глубину, историю и художественную значимость, наполняя пространство в коллекцией смыслов.

 

Ссылка на первоисточник
наверх