В Москве прошел X Международный кинофестиваль научно-популярного кино «Разумный кинематограф». «Сноб» поговорил со Светланой Быченко, кинорежиссером-документалистом, президентом фестиваля, почему фильмы о природе снова набирают популярность и как снимается такое кино.
Как родилась идея фестиваля?
Мне всегда хотелось как-то объединить режиссеров и операторов, снимающих природу. Есть такое правило: хорошее кино может появиться тогда, когда появится профессиональный цех. Это важно для любого направления кинематографа.
Фотоанималисты объединились, создав собственный союз. Их мастерство заметно растет, что хорошо видно на фестивалях «Первозданная Россия» и «Золотая черепаха». Для профессионалов важно общение: знакомство с работами друг друга, обмен опытом и вдохновение.
Собственно, из таких побуждений и родился наш фестиваль под названием «Разумный кинематограф». Мы стали каждый год собирать авторов анималистического, природного, просветительского кино. С самого начала я понимала, что природное кино нельзя отделять от фильмов об этнографии, фольклоре, традиции. Потому что природа и традиции всегда тесно связаны друг с другом. Традиции часто берут свое вдохновение из самой природы: цветов, птиц, рек. Именно поэтому в «Разумном кинематографе» всегда были этнографические картины.
Как устроен фестиваль? Какие у него ценности?
Мы целиком ориентированы на зрителей. Не на самих кинематографистов, а на зрителя. У нас нет высоколобого жюри, мы в первую очередь площадка для общения зрителей и авторов, людей науки и творцов.
У нас нет жюри, но зато идет очень серьезный отбор картин, им занимаются не только кинематографисты, но и биологи, орнитологи — представители науки. Такой подход серьезно влияет на качество отбора: нам просто не позволяют включать в программу неграмотные фильмы. Этот принцип был заложен с самого начала. В 2021 году у нас появился новый партнер — медиагруппа «Красный квадрат». Фестиваль стал международным, но остался верен своим изначальным принципам.
Как выбирают финалистов?
Кинофестивалей в России стало неприлично много — многие из них превратились в «междусобойчики» с раздачей дипломов и призов. Для нас же важно другое — чтобы зритель увидел и оценил работы наших авторов. Мы стремимся обсуждать каждый фильм, попавший в программу, ведь в конечном итоге кино создается не ради наград и статуэток, а ради аудитории. На нашем фестивале существуют только «Призы зрительских симпатий», которые вручаются по следующим номинациям:
1. Лучший фильм о природе
2. Лучший фильм о традиции, этнографии и фольклоре
3. Лучший научно-популярный, просветительский фильм
Наши показы, по традиции фестиваля «РК», разделены на тематические сеансы. Мы обсуждаем фильмы в контексте мировой науки, философии и кинематографа. Для фестиваля ценно, что есть такие зрители, которые посещают нашу программу с первого фестиваля, из года в год мы их видим в кинозале. Это значит, что людям нравятся сеансы «РК».
Как эволюционировал фестиваль за 10 лет? Какие появились нововведения?
Наш фестиваль стал по-настоящему международным. В этом году появилась замечательная тенденция: на обсуждении фильма «Гуси — национальное достояние Японии» один из телеканалов предложил авторам эфирное время, а прямо во время дискуссии нашлись финансовые партнеры для их следующего проекта. Если все это случится, то наш фестиваль выполнил свою работу — стал идеальной площадкой для цехового общения! Мы хотим стать такой площадкой, чтобы профессионалы находили друг друга, чтобы «расширяли свои горизонты», чтобы с каждым годом наше природное кино становилось интересней, глубже, ярче.
Как за эти годы изменились фильмы, которые авторы присылают для фестиваля?
За десять лет уровень анималистических фильмов сильно вырос — наши кинематографисты стали лучше и больше снимать. Несмотря на некоторое техническое отставание, мы на равных соревнуемся с европейскими фильмами. И в этом сыграл свою роль «Разумный кинематограф». Мы открывали новые имена, такие как Станислав Шуберт, Артур Рябицев, Татьяна Обозова.
Артур и Татьяна — кандидаты биологических наук, но стали снимать кино, можно сказать, росли вместе с нами. Это радует. Радует прокатный успех участника нашего фестиваля — Дмитрия Шпиленка, побившего майские кассовые сборы игровых картин «Огненным лисом».
Некоторое время назад природное кино стали снимать ученые — биологи, орнитологи — это было целое течение, да! И вот такие начинающие режиссеры особенно нуждались в профессиональном кинематографическом общении, и они его получили. Можно смело сказать, что это «движение» уже породило своих ярких представителей. Так что «Разумный кинематограф» сыграл свою роль и в этом.
Как результат, в этом году в отборочную комиссию нашего фестиваля пришло рекордное количество фильмов — больше 100! Из них 17 отобрано в программу.
Как вы пришли в индустрию?
Я бы сказала, что у меня все по плану, в 13 лет я узнала о существовании Высших курсов сценаристов и режиссеров… И пришла на них в 30 лет, как и хотела. Мне повезло, я попала в мастерскую настоящего мастера Леонида Абрамовича Гуревича. Это было счастьем. Но думаю, Леонид Абрамович очень бы удивился, если бы узнал, что я снимаю фильмы о птицах. Ведь у меня неплохо получались людские драмы. Гуревич нам всегда говорил: «Кино — это путь к себе», и вот документальное кино плавно привело меня к себе, к своим самым первым в жизни интересам, к природе.
Сложно ли снимать кино о природе? С какими трудностями вы сталкивались?
Снимать кино о природе не сложнее, чем снимать документальное кино о людях, но все же надо чуть больше терпения и времени. Снять документальный фильм — это как совершить маленький подвиг, без этого кино не получается, должно быть какое-то сверхусилие. Иногда приходится сидеть в скрадках неделями или месяцами, кормить комаров, мокнуть или мерзнуть. Но мне нравится все это, я многое снимаю сама как оператор. А случаи разные происходят, и чаще это абсолютные чудеса, которые дарит природа за терпение. Собственно, все фильмы нашего фестиваля и состоят из этих чудес, подаренных авторам природой! Но не просто так, а за любовь и терпение, за уважение и труд. И рыси, и тигры, и прекрасные кадры гусей — все это плоды тяжелейшей и упорной работы режиссеров и операторов!
Как вы считаете, какую роль играет научно-популярное кино в формировании экологической осознанности общества?
Главной задачей научно-популярного природного кино мне видится все же любовь. Мы должны пробудить любовь к природе. Так из любви к цветку рождается интерес, и наука рождается из удивления и любви, и бережем мы то, что любим, так ведь?
Возможно ли пробудить у зумеров интерес к кино о природе?
В этом году на фестивале у нас был потрясающий вопрос из зала, причем задал его мальчик лет десяти: «А скажите, вы тигров снимали в настоящем лесу или нарисованном?» Значит, действуют наши фильмы на зумеров. И вполне могут пробуждать интерес к кино о природе и к самой природе. Прежде всего нужно, чтобы они имели возможность видеть эти картины на больших экранах.
В этом году фильм «Земля медведей» сравнивали с «Игрой престолов»: разные медведи — и черные, и бурые, и белые — в одном фильме. В естественной природе, по-моему, это круче всяких компьютерных игр.
Генеральный партнер — ОАО «РЖД» Организаторы фестиваля — медиагруппа «Красный квадрат»При поддержке научно-познавательного проекта «Земля твоими глазами. Живи! Снимай!»
Беседовала Ольга Обыденская
Свежие комментарии