Детективный триллер «Отдел нераскрытых дел» стал одним из главных сериальных хитов этого сезона, доказавшим, что жанр нордического нуара все еще может удивить. Роман Дранников рассказывает об этом неожиданном хите и других новых остросюжетных сериалах, которые стоит увидеть.
«Отдел нераскрытых дел» (Dept. Q) (2025 — …)

После тяжелого ранения, чуть не стоившего ему жизни, старший инспектор эдинбургской полиции Карл Морк (Мэттью Гуд) возвращается на работу, но в отделе ему никто не рад. Может быть, дело в том, что герой — заносчивый и бестактный мизантроп, заноза в заднице у всего участка, а может, настороженное и презрительное отношение коллег связано с тем, что они винят его в преступной небрежности, полагая, что его самодовольство и дурной характер стали причиной трагедии. Ведь в результате злополучного инцидента со стрельбой, из-за которого герой чуть не погиб, его напарник стал инвалидом, прикованным к больничной койке, а молодой патрульный был убит.
Но прохладный прием на работе — не единственное, с чем приходится иметь дело глубоко травмированному герою. Страдающий от ПТСР и чувства вины Морк вынужден посещать сеансы психотерапии, которые ведет неуступчивая, но дико симпатичная доктор Ирвинг (Келли Макдональд), мириться с выходками пасынка-подростка (Аарон Маквей), доставшегося герою в нагрузку после развалившегося брака, и делить жилплощадь с добродушным, но надоедливым соседом-философом (Санджив Кохли).
Тревожное состояние Морка усугубляется еще и тем, что его не подпускают к расследованию случившегося: ведь он одна из жертв преступления. Чтобы избавить сотрудников отдела от постоянного вмешательства Морка в ход дела, суровая начальница (Кейт Дики) отправляет героя в подвал, где раньше находились душевые и туалеты, — возглавлять никому не нужный, фиктивный, по сути, отдел по расследованию давних нераскрытых преступлений. В компании с такими же сломанными винтиками системы — сирийским беженцем с туманным прошлым (Алексей Манвелов) и рыжеволосой оперативницей, которую после нервного срыва посадили перекладывать бумажки (Леа Бирн), — Морк берется за первое дело — исчезновение амбициозной сотрудницы прокуратуры (Хлоя Пирри) четырехлетней давности.

«Отдел нераскрытых дел» — стопроцентный нордический нуар, мрачный, запутанный и по-скандинавски неторопливый, что некоторые критики почему-то сочли за недостаток. Здесь присутствуют все необходимые элементы жанра: гнетущая атмосфера и бесконечный дождь, монументальные городские пространства и суровая северная природа, личные проблемы и социальная подоплека, реалистичное насилие, легко узнаваемые бытовые зарисовки и, конечно же, герой в духе знаменитого детектива-алкоголика Харри Холле Ю Несбё. Морк — типичный персонаж нордического нуара: жена ушла, здоровья никакого, кругом одни идиоты и несправедливость. Побитый жизнью, разочаровавшийся во всем, но отчего-то упрямо отказывающийся признавать свое поражение трудоголик в растянутом свитере, со взлохмаченными волосами и безумным взглядом. Такого Мэттью Гуда вы еще не видели: известный по ролям в исторических драмах вроде «Аббатства Даунтон» и «Короны» актер не выглядел так выигрышно со времен злодейской роли в «Хранителях» Зака Снайдера.
Вся вышеописанная скандинавщина легко объясняется. Дело в том, что «Отдел нераскрытых дел» — это экранизация серии детективных романов датчанина Юсси Адлер-Ольсена, но создатели сериала во главе со сценаристом и режиссером Скоттом Фрэнком («Ход королевы», прошлогодний «Месье Спейд») решили перенести действие в дождливый Эдинбург и не прогадали. Наблюдать за пейзажами этого величественного города — отдельное удовольствие. К тому же смена географии роднит экранного Морка с еще одним побитым жизнью эдинбургским сыщиком — Джексоном Броуди в исполнении Джейсона Айзекса из экранизации серии романов Кейт Аткинсон «Преступления прошлого».
«Убийства в Оре» (Åremorden) (2025 — …)

Стокгольмский детектив Ханна Аландер приезжает в гостевой дом сестры на лыжном курорте, чтобы привести мысли в порядок и хоть на какое-то время убежать от проблем. Поводов взять передышку у героини немало: неверный бойфренд разбил сердце, коллеги устроили внутреннее расследование, да и вообще, психическое состояние оставляет желать лучшего, еще чуть-чуть — и, кажется, Ханну разорвет изнутри. Так что уютный заснеженный городок с его свежим морозным воздухом и необъятными просторами идеально белого цвета — это, казалось бы, то, что доктор прописал. Но не тут-то было.
Как нетрудно догадаться, планам героини как следует отдохнуть и порефлексировать с бутылочкой скотча не суждено сбыться. В Оре пропадает всеми любимая старшеклассница — Ханна, как и все обитатели курорта, получает уведомление от системы оповещения о похищении или пропаже детей. Подстегиваемая чувствами профессионального долга и стыда за безделье, Ханна сначала принимает участие в поисках в качестве волонтера, но вскоре прикрепляется к местному полицейскому участку к нескрываемому недовольству местного следователя Даниэля Линдскога (Кардо Радзаци).
«Убийства в Оре» — это экранизация серии романов суперзвезды скандинавского нуара — шведки Вивеки Стен. На основе ее романов снят известный сериал «Убийства на Сандхамне», который уже разменял второй десяток сезонов. О чем-то это да и говорит — по меньшей мере о народной любви. Шоураннером выступила Брита Лундквист, работавшая, среди прочего, над теннисным байопиком «Борг/Макинрой».
«Волчье лето» (Vargasommar) (2024 — …)

Новый проект создателя культового нордического нуара «Мост» Ханса Розенфельдта. Но если в «Мосте» действие разворачивалось на датско-шведской границе, в «Волчьем лете» мы переносимся в окруженный густыми лесами городок Хапаранда, расположенный на границе Швеции и Финляндии.
«Нашей целью было вдохнуть новую жизнь в жанр нордического нуара, и наши амбиции в этом отношении были самые высокие с первого дня работы над проектом», — оправдывает использование успешно проверенной формулы сеттинга продюсер «Волчьего лета» Жозефина Тенгблад в интервью Variety. И действительно, «Волчье лето» мало чем похоже на «Мост» или, скажем, на еще одно детище Розенфельдта — британский сериал «Марчелла» с Анной Фрил. Единственное, что объединяет все три нуара, — это сильный женский персонаж в центре повествования.
Главной героине «Волчьего лета» — следователю Ханне Вебстер (Ева Меландер) — поручено расследование загадочного и пугающего инцидента: в лесах Хапаранды обнаружены трупы волков, желудки которых до отказа набиты человеческими останками. В Швеции не фиксировали случаев поедания человека волками более ста сорока лет, поэтому неудивительно, что сотрудники провинциального полицейского участка несколько растерялись. В этот же день неподалеку семейная пара финских реднеков натыкается на лесной дороге на автомобиль с трупом — на этот раз человеческим — и сумками, набитыми деньгами и наркотиками. Недолго думая, они решают присвоить найденное себе. Тем временем в лесах на шведско-финской границе объявляется тяжело раненная брутальная девица в фуфайке в исполнении дочки Стинга, Элиот Самнер. И это один из главных козырей «Волчьего лета»: таких загадочных и пугающих антагонистов не было со времен Антона Чигура в исполнении Хавьера Бардема из неовестерна братьев Коэн «Старикам тут не место». Создатели «Волчьего лета», кстати, и не скрывают, что работы Коэнов были одним из основных источников вдохновения при работе над сериалом.
«Перевал» (Der Pass) (2019–2023)

И вновь наследие знаменитого «Моста» не дает покоя авторам нордических нуаров — на этот раз немецким. «Перевал» — это австрийско-немецкий ответ на эпидемию скандинавских нуаров, захлестнувшую мир в 2010-е. Создатели сериала очевидно вдохновлялись не только этим датско-шведским стриминговым хитом, но и романами Ю Несбё про Харри Холе. К их чести стоит заметить, что «Перевал» совсем не похож на шитого белыми нитками жанрового франкенштейна, а идеально вписывается в определение образцового сканди-нуара. В сериале есть все, за что мы любим этот жанр: концептуальные убийства, явно связанные с социальной несправедливостью, и сыщик-алкоголик с туманным прошлым и богатой коллекцией винила, уютные вязаные свитера и хипстерские лофты, дремучие леса с обросшими мхом избушками и заснеженные просторы слепящей красоты.
В Альпах на австро-немецкой границе находят труп мужчины: половина тела находится на австрийской стороне, другая — на немецкой. Расследованием поручено заниматься австрийцу Гедеону Винтеру, видавшему виды мужчине средних лет, который больше напоминает списанную в утиль рок-звезду, чем следователя. Демонстративно забивший на этику и мораль гедонист Гедеон противопоставлен молодой и неопытной идеалистке с комплексом отличницы Элли Стокер, представляющей немецкую сторону в расследовании.
Да, в завязке «Перевала» передается пламенный привет «Мосту», но дальше сериал движется исключительно по собственной траектории. Во втором сезоне, которого, кажется, изначально не предполагалось, «Перевал» даже забирается на территорию старика Линча с его пугающими и будто лишенными логики сновидениями.
«Дэдлок» (Deadloch) (2023 — ...)

Создатели «Дэдлока» — Кейт Маккартни и Кейт Макленнан, составляющие популярный в Австралии комедийный дуэт, — задались вопросом: а что если действие нордик-нуара перенести на жаркие земли Тасмании, а заодно обильно приправить его комедийными элементами? В результате у двух Кейт получилась безумно дикая пародия на нордический нуар, которая переворачивает законы жанра с ног на голову и высмеивает буквально всех и каждого. По ходу сюжета на орехи достается всем: консервативным реднекам и либеральным хипстерам, махровому провинциализму и модным мультидисциплинарным фестивалям, молодежи и старикам, богачам и беднякам, полицейским и психологам.
Уже в завязке, когда две девушки-подростка спускаются к ночному пляжу и звучит тревожная музыка, создательницы издеваются над избитыми нуарными клише, а заодно и ожиданиями зрителей, которые ждут: вот сейчас камера выхватит тело белой молодой женщины. Но нет, тело принадлежит успешному мужчине средних лет, а расследовать дело будут две женщины — сдержанная и педантичная местная служительница закона Дульси Коллинз (Кейт Бокс) и наглая и безрассудная следовательница Эдди Рэдклифф (Мадлен Сами), выписанная по случаю из северной столицы. Количество обнаженных мужских трупов на местном пляже вскоре начинает стремительно расти, и быстро выбраться из провинциальных тропиков у столичной штучки не получится.
Сами создательницы назвали то, что у них вышло, «смешным “Бродчерчем”». По их словам, в середине 2010-х, когда обе были молодыми мамами, они целыми днями запоем смотрели невероятно актуальные тогда сканди-нуары, в том числе и британский сериал «Бродчерч», получивший на нашем ТВ название «Убийство на пляже». «Не знаю, что это говорит о нашем тогдашнем психическом состоянии, но мы просто запоем смотрели скандинавские “Мост” и “Убийство”, “Крах” с Джиллиан Андерсон», — вспоминает Маккартни в интервью австралийскому лайфстайл-ресурсу Concrete Playground. «И ты посоветовала мне посмотреть “Бродчерч”, — подхватывает Макленнан. — И я начала его смотреть, потому что там была Оливия Коулман, и я думала, что это комедия. Потому что знала Оливию Коулман только по ее комедийным ролям. И через несколько минут я такая: “Ага, нет, это ни разу не комедия”».
«Плохая обезьяна» (Bad Monkey) (2024 — …)

Еще один комедийный детектив, под завязку набитый морскими пейзажами, циничными шуточками и первоклассной музыкой. Саундтрек сериала состоит из каверов на нетленки Тома Петти, специально записанных по случаю, и был выпущен отдельной пластинкой. Шоураннером выступил заслуженный ветеран сериалостроения Билл Лоуренс, создатель «Клиники» и «Теда Лассо». В главной роли — Винс Вон, вернувшийся к своему излюбленному амплуа амбала с добрым сердцем, в гостевых ролях появляются Зак Брафф из «Клиники», Скотт Гленн из «Сорвиголовы» и обезьянка-капуцин Кристал из «Мальчишника в Вегасе». А еще в «Плохой обезьяне» есть Мишель Монахан, почти такая же, как в постмодернистском нуаре «Поцелуй навылет», только на двадцать лет похорошевшая. В общем, компания подобралась знатная.
В пилотном эпизоде «Обезьяны» всезнающий голос за кадром сообщает, что бывший полицейский детектив Эндрю Йенси был простым человеком и любил простые радости: хороший алкоголь и хороший вид. Казалось бы, что могло пойти не так и помешать его безмятежному существованию в пляжном бунгало, где он потягивает скотч прямо посреди рабочего дня. Но проблема в том, что герой, будучи образцовым сыщиком, постоянно влипает во всякого рода неприятности. Просто хлебом его не корми, дай какой-нибудь фортель выкинуть. То абьюзивного мужа любовницы (Мишель Монахан) столкнет с пирса, то грязного копа попытается вывести на чистую воду. Поэтому бедового Йенси сначала переводят из престижного отдела полиции Майами в провинциальный участок Ки-Уэста, а после и вовсе отстраняют от полицейской службы, понизив до инспектора ресторанов.
А еще Йенси патологически честный: ну не может он закрыть глаза на то, что жена недавно почившего бизнесмена как-то слишком уж фальшиво рыдает. Герой начинает собственное расследование, которое — согласно законам жанра — приведет его в мир алчности и коррупции, что безудержно процветают на белоснежных пляжах Флориды и Багамских островов.
«Подслушано в Рыбинске» (2025 — …)

«Подслушано в Рыбинске» — это своего рода ироничная фантазия на тему того, что было бы, если Харри Холе жил в провинциальном российском городке и работал в местной газете. Герой как всегда прекрасного Тимофея Трибунцева — выгоревший журналист Юрий Мальцев, который всю жизнь пишет для издания с гордым названием «Волжский вестник», — образцовый персонаж сканди-нуара: побитый жизнью алкоголик, который посреди серой и нудной зимы вынужден расследовать серию жестоких преступлений только потому, что у него, видите ли, обнаружился дар к такого рода вещам.
Дело в том, что однажды Юра проснулся со способностью видеть будущие, еще не совершенные преступления и, как последний порядочный человек в Рыбинске, не может позволить себе закрывать на это глаза, а пытается всячески предотвратить трагедии, влипая в передряги одна другой жестче. А тем временем проблем у героя и так хватает: жена (Светлана Колпакова) планирует уйти к молодому любовнику, дочь-студентка (Варвара Володина) начала жить активной сексуальной жизнью, а местный гопник (Рузиль Минекаев из «Слова пацана») поджег автомобиль.
Режиссером всех серий выступил Тодоровский-младший-младший — сын Валерия — Петр. Идея сериала принадлежит сценаристу Ивану Баранову, который сам вырос в Рыбинске, так что в «Подслушано» все аутентично. Главный источник вдохновения — вездесущие братья Коэн: от зимних пейзажей Рыбинска заметно веет «Фарго».
Свежие комментарии