На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

93 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Гуляев
    Хорошо бы ещё узнать, как гора называется.Нирвана
  • Модест
    А сколько в год съедают жители Мадагаскара жителей Мадагаскара? Мучительный вопрос, прямо кушать не могу.Жители Мадагаскар...
  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...

«Оперный Оскар»: как лучший режиссёр года поставил «Риголетто» в Нижнем

Нижегородский театр оперы и балета стал главным триумфатором премии «Онегин», а постановщик Сергей Новиков признан режиссёром года. Лучшее подтверждение статуса — недавняя премьера «Риголетто». Музыкальный критик Елена Свиридова рассказывает, как в этом спектакле хиты Верди соседствуют с дополненной реальностью.

Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»

Нижегородский театр оперы и балета обзавёлся новым хитом: в репертуар вернулась опера главного «хитмейкера» XIX века — Джузеппе Верди. «Риголетто» представили дирижёр Дмитрий Синьковский и режиссёр Сергей Новиков, солистами выступили артисты театра. Постановка собрана по канонам эффектного зрительского спектакля: ослепительная роскошь соседствует с современными театральными технологиями. Видеопроекции с первых минут переносят зрителя в почти кинематографический XVII век; нехитрая, но эффектная сценография и элементы дополненной реальности превращают спектакль в обязательный пункт культурной программы для нижегородцев.

Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»

За полвека творчества Верди создал 28 опер — и многие из них по-прежнему остаются репертуарным стандартом. «Риголетто» же принято считать вершиной его искусства, одной из самых сильных опер мира. Верди часто называют «народным композитором»: его мелодии расходились, как хиты эпохи первых радиочартов. Арию Герцога из «Риголетто» о склонном к измене сердце красавицы вы уж точно слышали. Сергей Новиков не впервые работает с музыкой Верди и давно связан с нижегородской сценой.

Здесь он родился, здесь впервые влюбился в оперу и с детских лет мечтал о режиссуре. Дебют, впрочем, случился лишь в 38 лет, в 2015-м. А в 2023 году — уже при нынешнем руководстве театра под началом Алексея Трифонова — он поставил на родной сцене свой самый дерзкий спектакль: «Онегина» в духе «Однажды в Голливуде», где Ленский остаётся жив. В интервью Новиков рассказывал, что его принцип прост: если произведение достаточно известно, можно позволить себе смелую интерпретацию; если же материал менее популярен, важно дать зрителю прикоснуться к первоисточнику без искажений. Несмотря на феноменальную известность «Риголетто», Новиков выбрал традиционное решение. Получился зрелищный, костюмированный театр (художник-постановщик Мария Высотская) — именно такой, какого ждёт публика, приходя на классику. Режиссёр отнёсся к Верди с вниманием и уважением: музыкальный текст сохранён полностью, сюжетная канва нетронута, время и место действия остаются в рамках оригинала. «Театр, в котором смотришь и отдыхаешь» — так режиссёр сам определяет любимый формат, и эта постановка отвечает его эстетике.

Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»

Фокус режиссёра, как и у Верди, — судьба шута. На материале политической сатиры (опера написана по роману Гюго «Король забавляется») Новиков выводит на первый план не памфлет, а человеческую драму. Острый на язык и злорадный на службе шут-горбун дома снимает горб как элемент рабочей формы, беспокоится за дочь и не находит себе места, когда Джильду похищают. В этой двойственности просвечивает романтический раскол героя, но неумолимый рок приближает оперу скорее к греческой трагедии. Верди щедр не только на музыкальный, но и на артистический материал для своих героев. Povero Rigoletto — одна из первых «песен без слов» в опере, достаточно сложная по артистической задаче — в исполнении Константина Сучкова прозвучала настоящей удачей: выразительной и живой.

Впечатление произвёл оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского: музыкантам хватило и точности, и объёма, а слушателям достались жемчужины-нюансы, со знанием дела обрамлённые дирижёром-барочником, знающим толк в витиеватых итальянских пассажах.

Из двух составов наиболее убедительно прозвучал Сергей Кузьмин — лёгкий в подаче, благородный в тембре, уверенно покоряющий вершины роли. Женские партии, каждая по-своему, поражали задором и гибким исполнением. Ангельская Джильда Галины Круч — почти призрачная, с мягким, округлым тембром и вибрато, напоминающим дыхание самой юности, и более собранная, но не менее утончённая, притягательная Джильда в исполнении Айгуль Хисматуллиной.

На фоне впечатляющих декораций сольные номера смотрелись поистине ярко, как эстрадные выходы на сцену, а вот в массовых сценах постановка местами снижала пафос до бутафорских танцев и заигрывания с историей. Хору, в отличие от предыдущей премьеры театра («Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке Елизаветы Мороз), в этом спектакле уделено меньше внимания, однако в нескольких номерах можно было развернуться. Например, мужской ансамбль блестяще справился с Zitti, zitti…

Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»
Сцена из оперы «Риголетто»

«Риголетто» в Нижегородском театре оперы и балета — зрелищная работа, способная вернуть к классике тех, кто давно искал повод. Судя по реакции зала в премьерные показы, такой повод у нижегородцев теперь есть — и, похоже, надолго. Театр работает по блочной системе, ближайшие показы оперы пройдут весной.

 

Ссылка на первоисточник
наверх