Коллекционер и основательница арт-платформы Cube.Moscow Елена Белоногова рассказывает, как устроены международные продажи, почему современное искусство стало доступнее и с чего стоит начать формирование коллекции.

Сегодня вполне реально покупать и продавать искусство на иностранных рынках. Наши галереи активно участвуют в международных выставках. Правда, их география заметно изменилась: сейчас это в основном восточные и азиатские ярмарки, а также события в Дубае, Турции и Китае.
При покупке современного искусства не ошибешься — это всегда образовательный процесс. Сейчас политика открытых цен упростила покупку работ. Помогают и онлайн-порталы, такие как наш Cube.Market. Для начинающих коллекционеров это идеальное место с приятными ценами. Однако сначала полезно посещать выставки, развивать насмотренность и формировать собственный вкус.
Моя коллекция началась с репродукции картины Климта «Поцелуй», которую я приобрела в Австрии. У каждого путь в коллекционирование складывается по-своему, и со временем формируется личный подход. Но не стоит заранее продумывать, как должна выглядеть ваша будущая коллекция. Покупайте то, с чем вам будет комфортно жить.
Помните, что произведения искусства редко удается вернуть после покупки. Обычно их продают на аукционах, заключая договор. Если возникают сомнения, всегда можно проверить подлинность работы. Со старинными произведениями все сложнее: здесь особенно важны договор купли-продажи и провенанс — подробная история произведения (когда и где его выставляли, кто им владел и так далее). Иногда провенанс не выдают полностью, ограничиваясь словами о его хорошем качестве, но эти документы всегда можно запросить.
Рынок искусства остается закрытым: информацию часто скрывают намеренно. Многие коллекционеры не хотят афишировать, какими именно работами они владели, поэтому часть провенанса часто утаивают. Но сейчас стали выше ценить работы, которые регулярно показываются на публике. Раньше, наоборот, если люди считали, что работа слишком «засвечена», старались продать ее незаметно и без лишнего шума. А с приходом нового времени этот подход изменился. Я убеждена, что владение значимыми произведениями накладывает на владельца ответственность и обязательства. Владеть шедеврами и не делиться ими с миром — неправильно.
В вопросе хранения произведений искусства у коллекционеров разные подходы. Существуют специализированные сервисы, но многие предпочитают хранить работы дома или арендовать обычные складские помещения. Часто несколько коллекционеров объединяются и снимают такое помещение вместе. В России произведения искусства редко страхуют, потому что страховые компании считают оценку их стоимости слишком субъективной, особенно когда речь идет о совриске.
Свежие комментарии