На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

72 подписчика

Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    Хорошую вещь "саке" не назовут... Особенно японцы у которых с алкогольдегидрогеназой не намного лучше наших малых нар...В России сделали ...
  • Майя Majesty
    Светлая память Евгении.Первая актриса на...
  • Константин Самарин
    У кого-то после празднования, остается недопитое шампанское???           Значит плохо отметили. 😁Как сохранить отк...

Топ-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор куратора

В Западном крыле Новой Третьяковки до конца мая проходит выставка Московского музея дизайна «110 | Российский дизайн 1915–2025». Это путеводитель по стилям и концепциям отечественного дизайна. Мы попросили куратора проекта Александру Санькову рассказать, на какие экспонаты стоит обратить особое внимание и почему.

Плакат Эль Лисицкого и столик Иосифа Брина

Эль Лисицкий, плакат «Клином красным бей белых»
Эль Лисицкий, плакат «Клином красным бей белых»
Иосиф Брин, стол «Тачка»
Иосиф Брин, стол «Тачка»

Для начала объясню, почему решила разделить топ-10 на пары. Дело в том, что наша выставка не столько историческая, сколько соединяющая идеи и эпохи. Она показывает все стили, которые были в советском и российском дизайне за последние 110 лет, и очень доходчиво и просто демонстрирует, какие образы и формы остаются актуальными вне времени.

Мы показываем культурную преемственность, переосмысление прошлого в современном промышленном дизайне, который всегда был зеркалом исторических событий. Поэтому многие экспонаты у нас находятся в прямом диалоге. Отсюда — пары.

И первая — это один из самых узнаваемых символов русского авангарда — супрематический плакат художника Эль Лисицкого «Клином красным бей белых». Он впервые был издан в 1920 году. Композиция состоит из геометрических фигур в трех цветах: красном, белом и черном. На нашей выставке мы начинаем повествование с плаката выставки супрематистов «010», звездой которой стал Малевич, декларировавший «конец искусства». «Искусство в быт!» — основной лозунг послереволюционного времени, искусство, которое будет работать для людей, а это и есть дизайн!

Подтверждение жизнеспособности идеи перехода элитарного творчества в плоскость массового и доступного (а наша выставка во многом тоже об этом, ведь мы представляем промышленный, предметный, графический дизайн, фэшн и пр.) — это как раз современный кофейный столик «Тачка» Иосифа Брина. По сути, это и есть переосмысленный супрематизм. Столик Брина состоит из треугольника, круга и двух прямоугольников, практически как на плакате Лисицкого. И если иной раз дизайнеры неосознанно — благодаря общей культуре и насмотренности — повторяют какие-то образы и формы, то это произведение совершенно целенаправленно отсылает нас к памятнику русского авангарда: геометрические абстрактные формы обретают реальный объем и функционал. И эта параллель абсолютна.

Светильники Абрама Дамского и светильники Екатерины Елизаровой

Абрам Дамский, светильник в высотном здании у Красных ворот, конец 1940-х годов (слева) и эскиз бра (из коллекции Е. и О. Кисилевых)
Абрам Дамский, светильник в высотном здании у Красных ворот, конец 1940-х годов (слева) и эскиз бра (из коллекции Е. и О. Кисилевых)
Екатерина Елизарова, светильники Chapiteau
Екатерина Елизарова, светильники Chapiteau

Абрам Дамский был главным дизайнером света в 30–50-е годы. Он был учеником Татлина и Родченко во Вхутемасе. Он сделал несколько абсолютно знаковых светильников, которые использовались на всех заводах и фабриках, на всех промышленных предприятиях, в общественных пространствах. Это были светильники «Кольцевой» и «Люцетта». И он же был автором множества роскошных люстр на 16 станциях Московского метро. Тогда предметы ар-деко и неоклассики очень редко встречались в частных интерьерах, это было недоступной роскошью, а вот для подземных «дворцов» — станций метро — шикарные светильники были весьма подходящими.

Светильники в стиле ар-деко, поданные в авторской интерпретации, мы видим в современных работах Екатерины Елизаровой. Возможно, именно такие светильники могли бы создавать художники советского ар-деко для частных интерьеров. Но тогда, к сожалению, для этого не было возможностей.

Фарфоровый авангард «Антихрупкость» и ночник «Панелька» Никиты Анохина

Никита Анохин, ночник в виде панельного дома «Брежневка»
Никита Анохин, ночник в виде панельного дома «Брежневка»
Кружка из коллекции «Антихрупкость»
Кружка из коллекции «Антихрупкость»

В экспозиции выставки представлены самые разные предметы быта — от пылесосов до посуды. И тут мы не могли обойти стороной знаменитый свердловский конструктивизм. Кружки из фарфора, вдохновленные архитектурой этого стиля, были созданы в честь 300-летия Екатеринбурга. Форма и паттерны тонко воссоздают образы «Белой башни», гостиницы «Исеть», «Дома Печати», «Главпочтамта» и стадиона «Динамо». Таким образом фарфоровая лаборатория «Антихрупкость» возрождает легендарное производство «Фарфор Сысерти».

Рядом мы поставили ночник Никиты Анохина (Anokhin Nikita store) в виде панельного дома «Брежневка». Сегодня советские панельки — «хрущевки» и «брежневки» — активно переосмысляются, становятся музами для живописцев и скульпторов. Их превращают в ночники, паттерны для ткани. Интересно, как архитектура вдохновляет керамистов, дизайнеров мебели и света, и модельеров. Рядом со светильником можно увидеть платье, рисунок которого вдохновлен плиткой лестничных пролетов Московского дворца пионеров. Так предметный дизайн вбирает в себя архитектурные идеи нескольких периодов истории.

Конструктор-декорации Ирины Преснецовой и конструктор ГЭС-2, «Радуга грез»

Ирина Преснецова, игра-театр, 1976 год
Ирина Преснецова, игра-театр, 1976 год
Конструкторы ГЭС-2 и «Радуга грез»
Конструкторы ГЭС-2 и «Радуга грез»

Еще одна пара — это декорации для детского спектакля, созданные в СССР, и конструктор компании «Радуга грез». Дизайнер Ирина Преснецова в 1976 году разработала набор универсальных модулей 1,2 м (по росту ребенка 4–6 лет) для игры-театра. Театральные декорации были созданы, чтобы моделировать различные локации: замок, лес, карета или сани, мост и т. д., и были незаменимы в постановках спектаклей на темы сказок в детском саду или для домашних представлений. К конструктору прилагались также различные маски.

По пути создания универсальных конструкторов пошла и компания «Радуга грез». Их разработки, мне кажется, призваны развивать творчество и фантазию и растить архитекторов. Я купила своему ребенку, наверное, наборов 20 разом, но в него теперь играет и мой старший сын Маттео, который собирается поступать в Мархи.

Конструктор, представленный на выставке, создан в коллаборации с ГЭС-2. Из него можно собирать самые разные здания, но в ряде модулей безошибочно угадываются конкретные элементы пространства ГЭС-2: трубы, лестницы, зеленый кран, большая арка окна и пр. Но собирать именно эту постройку вовсе не обязательно. Напротив, фантазия приветствуется, ведь эти игровые конструкторы идеальны для творческих исследований детей любого возраста.

Одежда ORNAMENTЫ и мебельный гарнитур UZORY

Жилет из коллекции бренда ORNAMENTЫ
Жилет из коллекции бренда ORNAMENTЫ
Коллекция Uzory от бренда Zahodi
Коллекция Uzory от бренда Zahodi

И, конечно, невозможно обойти стороной один из главных трендов современного дизайна — возвращение к истокам, к корням. То есть использование в модной одежде, аксессуарах, предметах интерьера и быта элементов, материалов, орнаментов и форм из народных промыслов. Эта верность русскому культурному коду проявляется и в работе с традиционными материалами (деревом, хлопком, льном), и в выборе орнаментов вышивки или росписи.

Сегодня это уже прочно вошло в общественные пространства — используется в ресторанах, отелях, а также в частных интерьерах.

Система для прихожей UZORY, выпущенная брендом Zahodi (DK Project), вдохновлена русскими народными вышивками и предметами декоративного искусства. Все элементы, несмотря на яркий декоративный образ, функциональны и применимы в повседневной жизни. Везде, где есть тактильное взаимодействие с элементами коллекции, применяется натуральное дерево.

Одежда дизайнера Любы Тепцовой (бренд ORNAMENTЫ из Санкт-Петербурга) — тоже о русском. Все ее модели, аксессуары, украшения всегда украшены орнаментом, который автор изучает уже более 13 лет через призму самых разных наук: от истории и антропологии до физики и психологии. Основная идея в том, что орнамент — это текст, в котором каждая линия имеет значение. Если делать его с пониманием, осознанно, то он будет нам помогать и менять мир к лучшему. Люба считает (и я с ней совершенно согласна), что будущее невозможно в отрыве от прошлого. Только опора на традицию и качественная её интерпретация могут дать живой и актуальный результат.

Все эти пары я подбирала с оглядкой именно на эту ключевую идею проекта — о взаимосвязи истории и новых векторов развития отрасли. Примеры отлично показывают, в каких направлениях будет формироваться современный российский дизайн.

Первое — это высокотехнологичный дизайн: новые технологии и материалы.

Второе — конечно же, наш культурный код: выявление новой эстетики, основанной на национальной культуре и традиционных материалах и техниках.

Сегодня дизайн в России переживает подъем, регулярно проходят форумы в сфере креативных индустрий, Московская неделя дизайна и Российская креативная неделя, Арт-дом, Sample и множество других. Мы рады показывать новые проекты российских дизайнеров на наших выставках.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх