В Западном крыле Новой Третьяковки до конца мая проходит выставка Московского музея дизайна «110 | Российский дизайн 1915–2025». Это путеводитель по стилям и концепциям отечественного дизайна. Мы попросили куратора проекта Александру Санькову рассказать, на какие экспонаты стоит обратить особое внимание и почему.
Плакат Эль Лисицкого и столик Иосифа Брина
Для начала объясню, почему решила разделить топ-10 на пары. Дело в том, что наша выставка не столько историческая, сколько соединяющая идеи и эпохи. Она показывает все стили, которые были в советском и российском дизайне за последние 110 лет, и очень доходчиво и просто демонстрирует, какие образы и формы остаются актуальными вне времени.
Мы показываем культурную преемственность, переосмысление прошлого в современном промышленном дизайне, который всегда был зеркалом исторических событий. Поэтому многие экспонаты у нас находятся в прямом диалоге. Отсюда — пары.
И первая — это один из самых узнаваемых символов русского авангарда — супрематический плакат художника Эль Лисицкого «Клином красным бей белых». Он впервые был издан в 1920 году. Композиция состоит из геометрических фигур в трех цветах: красном, белом и черном. На нашей выставке мы начинаем повествование с плаката выставки супрематистов «010», звездой которой стал Малевич, декларировавший «конец искусства». «Искусство в быт!» — основной лозунг послереволюционного времени, искусство, которое будет работать для людей, а это и есть дизайн!
Подтверждение жизнеспособности идеи перехода элитарного творчества в плоскость массового и доступного (а наша выставка во многом тоже об этом, ведь мы представляем промышленный, предметный, графический дизайн, фэшн и пр.) — это как раз современный кофейный столик «Тачка» Иосифа Брина. По сути, это и есть переосмысленный супрематизм. Столик Брина состоит из треугольника, круга и двух прямоугольников, практически как на плакате Лисицкого. И если иной раз дизайнеры неосознанно — благодаря общей культуре и насмотренности — повторяют какие-то образы и формы, то это произведение совершенно целенаправленно отсылает нас к памятнику русского авангарда: геометрические абстрактные формы обретают реальный объем и функционал. И эта параллель абсолютна.
Светильники Абрама Дамского и светильники Екатерины Елизаровой
Абрам Дамский был главным дизайнером света в 30–50-е годы. Он был учеником Татлина и Родченко во Вхутемасе. Он сделал несколько абсолютно знаковых светильников, которые использовались на всех заводах и фабриках, на всех промышленных предприятиях, в общественных пространствах. Это были светильники «Кольцевой» и «Люцетта». И он же был автором множества роскошных люстр на 16 станциях Московского метро. Тогда предметы ар-деко и неоклассики очень редко встречались в частных интерьерах, это было недоступной роскошью, а вот для подземных «дворцов» — станций метро — шикарные светильники были весьма подходящими.
Светильники в стиле ар-деко, поданные в авторской интерпретации, мы видим в современных работах Екатерины Елизаровой. Возможно, именно такие светильники могли бы создавать художники советского ар-деко для частных интерьеров. Но тогда, к сожалению, для этого не было возможностей.
Фарфоровый авангард «Антихрупкость» и ночник «Панелька» Никиты Анохина
В экспозиции выставки представлены самые разные предметы быта — от пылесосов до посуды. И тут мы не могли обойти стороной знаменитый свердловский конструктивизм. Кружки из фарфора, вдохновленные архитектурой этого стиля, были созданы в честь 300-летия Екатеринбурга. Форма и паттерны тонко воссоздают образы «Белой башни», гостиницы «Исеть», «Дома Печати», «Главпочтамта» и стадиона «Динамо». Таким образом фарфоровая лаборатория «Антихрупкость» возрождает легендарное производство «Фарфор Сысерти».
Рядом мы поставили ночник Никиты Анохина (Anokhin Nikita store) в виде панельного дома «Брежневка». Сегодня советские панельки — «хрущевки» и «брежневки» — активно переосмысляются, становятся музами для живописцев и скульпторов. Их превращают в ночники, паттерны для ткани. Интересно, как архитектура вдохновляет керамистов, дизайнеров мебели и света, и модельеров. Рядом со светильником можно увидеть платье, рисунок которого вдохновлен плиткой лестничных пролетов Московского дворца пионеров. Так предметный дизайн вбирает в себя архитектурные идеи нескольких периодов истории.
Конструктор-декорации Ирины Преснецовой и конструктор ГЭС-2, «Радуга грез»
Еще одна пара — это декорации для детского спектакля, созданные в СССР, и конструктор компании «Радуга грез». Дизайнер Ирина Преснецова в 1976 году разработала набор универсальных модулей 1,2 м (по росту ребенка 4–6 лет) для игры-театра. Театральные декорации были созданы, чтобы моделировать различные локации: замок, лес, карета или сани, мост и т. д., и были незаменимы в постановках спектаклей на темы сказок в детском саду или для домашних представлений. К конструктору прилагались также различные маски.
По пути создания универсальных конструкторов пошла и компания «Радуга грез». Их разработки, мне кажется, призваны развивать творчество и фантазию и растить архитекторов. Я купила своему ребенку, наверное, наборов 20 разом, но в него теперь играет и мой старший сын Маттео, который собирается поступать в Мархи.
Конструктор, представленный на выставке, создан в коллаборации с ГЭС-2. Из него можно собирать самые разные здания, но в ряде модулей безошибочно угадываются конкретные элементы пространства ГЭС-2: трубы, лестницы, зеленый кран, большая арка окна и пр. Но собирать именно эту постройку вовсе не обязательно. Напротив, фантазия приветствуется, ведь эти игровые конструкторы идеальны для творческих исследований детей любого возраста.
Одежда ORNAMENTЫ и мебельный гарнитур UZORY
И, конечно, невозможно обойти стороной один из главных трендов современного дизайна — возвращение к истокам, к корням. То есть использование в модной одежде, аксессуарах, предметах интерьера и быта элементов, материалов, орнаментов и форм из народных промыслов. Эта верность русскому культурному коду проявляется и в работе с традиционными материалами (деревом, хлопком, льном), и в выборе орнаментов вышивки или росписи.
Сегодня это уже прочно вошло в общественные пространства — используется в ресторанах, отелях, а также в частных интерьерах.
Система для прихожей UZORY, выпущенная брендом Zahodi (DK Project), вдохновлена русскими народными вышивками и предметами декоративного искусства. Все элементы, несмотря на яркий декоративный образ, функциональны и применимы в повседневной жизни. Везде, где есть тактильное взаимодействие с элементами коллекции, применяется натуральное дерево.
Одежда дизайнера Любы Тепцовой (бренд ORNAMENTЫ из Санкт-Петербурга) — тоже о русском. Все ее модели, аксессуары, украшения всегда украшены орнаментом, который автор изучает уже более 13 лет через призму самых разных наук: от истории и антропологии до физики и психологии. Основная идея в том, что орнамент — это текст, в котором каждая линия имеет значение. Если делать его с пониманием, осознанно, то он будет нам помогать и менять мир к лучшему. Люба считает (и я с ней совершенно согласна), что будущее невозможно в отрыве от прошлого. Только опора на традицию и качественная её интерпретация могут дать живой и актуальный результат.
Все эти пары я подбирала с оглядкой именно на эту ключевую идею проекта — о взаимосвязи истории и новых векторов развития отрасли. Примеры отлично показывают, в каких направлениях будет формироваться современный российский дизайн.
Первое — это высокотехнологичный дизайн: новые технологии и материалы.
Второе — конечно же, наш культурный код: выявление новой эстетики, основанной на национальной культуре и традиционных материалах и техниках.
Сегодня дизайн в России переживает подъем, регулярно проходят форумы в сфере креативных индустрий, Московская неделя дизайна и Российская креативная неделя, Арт-дом, Sample и множество других. Мы рады показывать новые проекты российских дизайнеров на наших выставках.
Свежие комментарии