На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

74 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Беспамятных
    Прочитал с удовольствием, жду(ждем) продолжения.Спасибо!Записки серийного...
  • Ирина Серафимова (Микова)
    Спасибо, очень важная статья. Для меня, по крайней мереКогда хурма смерт...
  • Владимир Акулов
    И в условиях холода погибнут первыми тонкие... А толстые выживут... То есть толстые люди - это один из *защитных б...В защиту полных

Старый мюзикл в новых одеждах

«Бульвар Заката» … или «Закат-Бульвар», наверное, так надо перевести название мюзикла «Sunset Boulevard».

Фотограф Chris Lee
Фотограф Chris Lee

A может, и не надо переводить… Итак все ясно.

И к закату это название имеет самое отдаленное отношение. На самом деле, этот бульвар существует в Лос-Анжелесе с незапамятных времен, во всяком случае, в 19 веке он уже был… Эта улица тянется вдоль всего города, его длина примерно 35 километров.

Самый выдающийся и известный отрезок Sunset Boulevard — между Голливудом и Вест Голливудом.

Мы с Ирой только недавно там гуляли. Рестораны, кафе, клубы, прогрессивные магазины, и конечно, шикарные виллы и дома. Насколько мне известно, этот район вроде не сильно пострадал от чудовищного пожара, во всяком случае, не так, как Pacific Palisade. Скоро поедем туда и увидим все собственными глазами.

Но, в общем, — это улица. Длинная, очень длинная… Как Бродвей в Нью-Йорке. Местами — бульвар, местами шоссе, местами — очень милая дорога, по которой бесконечным потоком едут машины. В машинах едут проживающие на этой улице великие звезды Голливуда (своими глазами видел сильно постаревшего Дастина Хоффмана), рядом с ними едут совсем простые люди, работники сервиса, а может, имиджмейкеры, или ассистенты оператора.

***

В одном из особняков прямо у дороги жила актриса Норма Десмонд. На самом деле такой артистки не существовало, ее выдумал Билли Уайлдер, знаменитый голливудский режиссер. Мистер Уайлдер, выходец из Польской Галиции, очень яркий человек и режиссер, сделал в Голливуде фантастическую карьеру. Не буду перечислять его фильмы — поройтесь сами в Сети.

Его фильм «Сансет Бульвар» (1953 год) стоит в его фильмографии немного особняком. В основном, мистер Уайлдер был комедиографом, и все его фильмы так или иначе смешные… Но про «Сансет» вряд ли можно сказать, что это комедия… Да, там есть смешные эпизоды, но вообще-то история драматическая, и даже трагическая. Все начинается легко и совсем неплохо, а заканчивается убийством главного героя. Главную героиню в этом фильме играла знаменитая звезда тех времен, Глория Свенсон (опять-таки, поройтесь сами и найдите, где она играла). Роль Нормы Десмонд была одна из главных ее ролей. Она, правда, так и не получила Оскара за эту роль, только номинацию… Но ее слава стала всемирной, и она жила в этой славе еще 40 лет, и умерла в 1983 году.

В это время некоторые композиторы хотели написать мюзикл на сюжет фильма «Сансет Бульвар». Так например великий Стивен Сондхайм. (тогда, в 60-е годы он еще не был большой звездой) добился встречи с Билли Уайлдером, и рассказал ему о своей задумке… Билли Уайлдер согласился, но при одном условии: это должна быть опера. Сондхайм задумался — и бросил эту идею: он никогда не писал опер.

И тут появляется новая звезда — Эндрю Ллойд Уэббер. И начинается работа. Премьера мюзикла состоялась в 1993 году в Лондоне, а в 1994 было открытие на Бродвее. Главной звездой, то есть в роли Нормы Десмонд, была потрясающая актриса Гленн Клоуз. Эта роль феноменально «легла» и на ее голос, и на ее тогдашний возраст и облик.

Именно Глен Клоуз играла главную роль, когда мы смотрели этот спектакль в 1994 году. И это был гигантский успех. Гленн Клоуз получила премию Тони, спектакль шел при переполненных залах.

А дальше произошел уникальный «конфликт» — назовем это так. Когда у госпожи Клоуз заканчивался годовой контракт, а народ по-прежнему валил валом, артистка потребовала увеличить сумму ее контракта… Продюсеры — и среди них сам сэр Эндрю — сказали: ни за что!

Народ ходит не на артистку Гленн Клоуз, а на мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера. Не хочет — не надо. Найдем другую. Тут актриса взъерепенилась: Ах, так! Ну тогда я ухожу.

И ушла.

На ее место пришла хорошая певица и артистка Бетси Бакли. Но количество проданных билетов резко упало. Тогда маэстро Уэббер привез из Лондона очень хорошую певицу Элен Пейдж. Но количество зрителей все падало. И мюзикл пришлось закрыть.

К чему я это рассказал? К тому, что распространенное мнение, что кто играет в мюзикле — не важно, приходят на название, а не на артистов, и порой люди даже не знают, кто сегодня играет, это их не волнует.

Однако когда на сцене звезда, которая действительно потрясающе играет и поет, и «делает образ» — тут публика разбирается.

Так что Гленн Клоуз выиграла это сражение. А композитор Уэббер проиграл.

***

Ну а теперь перейдем к нынешнему спектаклю.

Он был выпущен в Лондонском Вест Энде в 2023 году, а в 2024 году появился на Бродвее в Нью-Йорке, в театре Сент-Джеймс. Рецензии были смешанные, и плохие, и хорошие, но публика ходила (и ходит) с удовольствием.

Пошли и мы.

Но я не был готов, и не знал, что это совсем другой спектакль, чем 30 лет назад. Режиссер спектакля — британец Джейми Ллойд, который славится в Англии своими постановками классических пьес. (Шекспир, Ибсен, Чехов, Пинтер). Я слышал о нем, но никогда не видел его постановок. Главное его свойство — минимализм. Чем-то он близок к великому Роберту Уилсону… Но совсем по-другому.

Так вот, постановка «Sunset Boulevard» — это очень яркая минималистическая постановка… На сцене практически нет декораций… Один раз я заметил два стула, а вообще сцена была пустой.

Зато работал балет (хореограф — Фабиан Элоиз), работали костюмы (дизайнер Сутра Гилмур), и, конечно, работал свет (дизайнер по свету Джек Ноулс) …

Фото автора
Фото автора

И удивительно работало видео (Натан Амзи и Джо Рэнсом). Про видео надо сказать отдельно.

Мы давно уже привыкли к видео в спектаклях. Они бывают самые разные, большие и маленькие, черно-белые и цветные, немые и озвученные… Иногда они здорово дополняют спектакли, но бывает, что раздражают и мешают.

В данном случае видео было уникальным и беспрецедентным. Стоит пойти на этот спектакль —просто чтобы посмотреть на это удивительное сплетение театра и кино.

Фотограф Chris Lee
Фотограф Chris Lee

Да, здесь не просто видео, здесь самое натуральное кино. Уже в самом начале спектакля мы видим титры, огромные титры, во всю сцену: название спектакля, имена режиссера и всей творческой группы, имена всех актеров, включая кордебалет.

Ну ладно, думаете вы, титры так титры… Но дальше-то будет театр.

А дальше начинается самое интересное… На сцене все время находится оператор с камерой, а то и два… Ну этим тоже никого не удивишь, видели это много раз. Однако здесь придумано нечто другое… Камеры увеличивают все что происходи на сцене. Лица актеров занимают все пространство, от пола до потолка, то есть актеры становятся гигантами, их лица вырастают до 7-8 метров, и мы видим малейшие детали их мимики, их кожи, их глаз… И это действует удивительно… Мы слышим каждое слово как они поют, мы все понимаем, мы им сочувствуем, мы за них болеем.

Фотограф Chris Lee
Фотограф Chris Lee

Не буду пересказывать содержание мюзикла… Могу лишь отметить, что по сравнению с тем спектаклем, который был 30 лет назад, многое изменилось. И не только внешне. Изменен сам текст пьесы, многие музыкальные номера выброшены — ну, скажем, прекрасный и очень мною любимый номер «Let’s have lunch» — некая сатирическая пародия на голливудскую атмосферу.

По-моему, переделана аранжировка, во всяком случае, многое звучит совсем не так, как на моем CD, который я слушал много-много раз.

Изменено самое начало спектакля — я никогда не забуду тот спектакль, когда открывался занавес, и перед нами огромный настоящий бассейн. На наших глазах был убит и брошен в этот бассейн главный герой спектакля сценарист Джо Гиллис.

Ну и сама главная декорация, дворец Нормы Десмонд, с огромной золотой лестницей, по которой величественно спускалась великая Норма Десмонд — она же Гленн Клоуз.

Ничего этого нет в нынешнем спектакле. И слава богу! Совсем новое прочтение, которое никак не связано с первоначальным спектаклем 30-летней давности…

Прекрасные актеры. В этот день главную роль играла Мэнди Гонзалес, многолетняя звезда Бродвея… Впервые она вышла на Бродвейскую сцену в 2000 году, в спектакле «Аида», мюзикле Элтона Джона, который я очень люблю.

Она очень подходит для роли Нормы Десмонд. Может быть, ее голос не так силен, как у Глен Клоуз, и высокие ноты не всегда звучали ярко, но образ престарелой звезды, мечтающей о возвращении в кино, получился очень выразительно.

Главную мужскую роль, роль сценариста Джо Гиллиса, играл молодой артист Том Френсис. Он тоже лондонец, как и вся творческая команда спектакля, за эту роль он получил премию Оливье, высшую театральную награду Великобритании.

Фотограф Chris Lee
Фотограф Chris Lee

Не буду называть остальных артистов, их много и их имена ничего не скажут нашим читателям.

Отмечу лишь одного артиста, играющего роль Макса. Макс фон Майерлинг — так его полное имя, поначалу он швейцар, домоправитель у Нормы Десмонд , и только потом выясняется, что он был первым мужем Нормы Десмонд, и именно он был режиссером всех ее первых фильмов, именно он сделал ее имя, ее славу. Нельзя забыть, как в фильме Билли Уайлдера эту роль играл крупный голливудский режиссер Эрик фон Штрогейм, и играл невероятно, сочетая трагедию с шутовством…

В спектакле, о котором я рассказываю, эту роль играет Дэвид Такстон, замечательный английский артист, получивший множество английских премий и наград. Его образ, иронический, чуть насмешливый, а в общем мрачный и трагический, играется актером с невероятной тонкостью, с любовью и пониманием, какая трагедия происходит перед его глазами.

Кстати, в конце спектакля опять идут титры… Долгие и очень подробные. Как мы уже привыкли в американских фильмах. Перечисляются все от продюсеров до рабочих сцены и водителей машин.

Неожиданно, и как ни странно, приятно. Не хочется спойлерить, и рассказывать какие-то детали.

Но могу сказать, что это стоит посмотреть…

***

Несколько слов о музыке.

Музыка здесь — удача композитора Уэббера. Ведь ко времени написания этого мюзикла этот мастер уже был автором десятка мюзиклов, и некоторые из них были шедеврами: «Jesus Christ Super Star», «Evita», «Cats», «Phantom of the Opera»… И подняться на этот уровень было непросто. И маэстро сделал это.

Кстати, после «Sunset Boulevard» больших удач у него не было… «School of rock» и «Bad Cinderella» коммерчески провалились.

Хотя кто знает — может, все еще впереди?

В мюзикле «Sunset Boulevard» есть много замечательных мелодий. И несмотря на то, что несколько номеров были выброшены (см. выше), есть номера, которые бередят душу и остаются в памяти. Такие мелодии, как «Surrender», «With one look», «The Perfect year», и конечно, «As If We Never Said Goodbye» — это настоящие хиты мирового класса. Причем это совсем непростые мелодии, их не так легко напеть или наиграть… Но когда ты их слушаешь несколько раз — ты понимаешь, что это — класс сочинительства, что это музыка высокой категории.

***

Никто не знает, когда этот спектакль закроется. Но то, что он получит номинации на премию Тони — я уверен… А может, и получит премию — за лучший revival, то есть за возрождение спектакля. Впрочем, до Тони еще далеко. Кто знает, что еще появится на Бродвее. «Great White Way» всегда к концу сезона — в апреле-мае — преподносит сюрпризы.

Посмотрим?

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

 

Ссылка на первоисточник
наверх