На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

75 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...
  • Владимир Грачев
    Побольше бы таких материалов и, в первую очередь, для подростков и молодёжи. Они должны знать, что деды прадеды были ...Фрейлих
  • Александр Беспамятных
    Прочитал с удовольствием, жду(ждем) продолжения.Спасибо!Записки серийного...

Как Ока и ее окрестности околдовали Василия Поленова

Мне всегда было интересно — человек выбирает место себе для жизни и творчества или место выбирает его. В 1887 году художник, мастер пейзажной и жанровой живописи Василий Поленов ехал в Крым и из окна вагона увидел Оку. Какой именно пейзаж произвел на него неизгладимое впечатление, неизвестно, но с этого момента раз и навсегда он попал под таинственное обаяние реки Оки.

«Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – написал художник жене. — Вот где бы нам поселиться»

Лодка. Этюд. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Лодка. Этюд. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея

В мае 1889 года вместе со своим учеником Константином Коровиным Поленов путешествует по Оке на колесном пароходе. Заметив с палубы идущего по тропинке на берегу человека, он произнес: «Взгляни, Костенька, вот счастливый человек. В каких благодатных местах он живет». Чуть позже вместе с Коровиным они находят на продажу маленькое запущенное имение в Бехово. Расположение усадьбы обоим художникам не понравилось, но их привлек «Борóк» — высокий холм над Окой, откуда открывался чудесный вид на Оку.

Вид на Тарусу вечером. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Вид на Тарусу вечером. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
«Это последнее время я только и мечтаю о Бехове. Всё мне представляется, как мы в Бехове заживём, если это только сбудется…» Из письма Василия Поленова жене.
Ока. Осень. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Ока. Осень. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея

В древности существовало искусство геомантии — гадания с помощью земли. Оно основано на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок. Считается, что из фигур и их взаимоотношений можно извлечь информацию о прошлом, настоящем и будущем. Мне кажется, Поленов обладал даром читать пространства и чувствовать его потенциал.

Ранний снег. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Ранний снег. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея

Невозможно объяснить, почему именно эти приокские ландшафты заколдовали художника. Всегда есть что-то необъяснимое, и пусть оно остается загадкой для всех нас. Этот удивительный союз земли, реки и художника привели к созданию удивительного Поленовского пространства и написанию серии картин, которые очаровывают своей мягкой палитрой и красотой.

Заросший пруд. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Заросший пруд. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея

Возможно, он ловил сигналы большого сновидения, какие-то смутные ощущения, которые превращались в картину. Когда происходит сотворчество и созидание человека и земли, это полностью раскрывает талант человека, наполняет его творчество такой мощью, что оно продолжает жить и завораживать даже после ухода мастера.

Сахарная гора зимой.  Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Сахарная гора зимой.  Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея

Когда мы подключаемся к видению Поленова, мы осознаем всю магию пространства, которое он изображал. Мы смотрим на Оку глазами великого живописца и ощущаем великолепие этого ландшафта.

Летний день. Ока. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Летний день. Ока. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
«На все предметы смотрел он с большим вниманием… воспроизводил карандашом на бумаге всё, что его поражало» Мария Алексеевна Поленова, мама художника.
Пруд в парке. Ольшанка. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея
Пруд в парке. Ольшанка. Василий Поленов. Государственная Третьяковская галерея

Увидеть волшебство пейзажей великого живописца можно в Государственной Третьяковской галерее на камерной выставке пейзажных произведений Василия Поленова «Времена года». Выставка приурочена к 180-летию со дня рождения крупнейшего русского художника второй половины XIX – первых десятилетий XX века. Экспозиция открыта до 30.03.2025

Источник: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи.

Портрет Василия Дмитровича Поленова. Эскиз. Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Василия Дмитровича Поленова. Эскиз. Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

 

Ссылка на первоисточник
наверх