На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

76 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Кровь, боль и сказки: интервью с режиссером фильма «Уродливая сводная сестра» Эмили Бликфельд

На Берлинале представили «Уродливую сводную сестру» — кровавую и эротичную версию «Золушки» глазами ее сводной сестры. Дебют норвежки Эмили Бликфельд сравнивают с «Субстанцией». Катя Загвоздкина обсудила с режиссеркой боди-хорроры, стандарты красоты и смысл сказки. Осторожно, спойлеры!

Эмили Бликфельд
Эмили Бликфельд

Ваш фильм снят в копродукции с Лодзинской киношколой, выпускниками которой были Роман Поланский, Кшиштоф Кеслевский и Анджей Вайда.

В чем заключалось ее участие?

Дело в том, что в Норвегии нет замков, и мы снимали в Польше — в Калише и других городах. Это была настоящая мечта: у Польши такая богатая кинотрадиция, история кино. Одна из площадок была в музее кино, где снимали многие великие польские фильмы — это, конечно, фантастика!

Почему вы решили снять свой первый фильм на мотив «Золушки»?

Все началось со сна. Я тогда работала над короткометражкой, героиня которой была под два метра ростом и носила обувь 42-го размера — такого же, как у меня. И мне приснилось, что эта героиня — Золушка. Она надевает туфельку, которую ей принес принц, — и туфелька отлично ей подходит. Принц уже готов увезти Золушку в замок и жениться на ней, но вдруг все смотрят на туфельку — и видят, что она в крови. И моя героиня с ужасом понимает: «Конечно, я не Золушка — я ее сводная сестра!»

Когда я проснулась, я поняла, что должна рассказать историю сводной сестры Эльвиры. Я хочу объяснить, почему она отрезала себе ногу, и знаю, как это нужно сделать. Я очень хорошо понимаю эту героиню, которая пытается влезть в туфельку, а у нее ничего не получается, и ей стыдно и страшно из-за этого. В этой истории Эльвира мне гораздо ближе, чем Золушка. У меня долгое время были сложные отношения со своим телом, очень искаженные представления о нем — я думала, что мое тело безобразно, а значит, я не представляю никакой ценности и меня не за что любить.

На протяжении пяти лет я писала сценарий — я хотела, чтобы зрители увидели Эльвиру не просто как какую-то безумную гротескную женщину, а прониклись к ней сочувствием, поняли, почему она так поступила. В общей сложности я работала над этим фильмом восемь лет, с момента окончания киношколы. Все это время я не снимала других фильмов, рекламу или сериалы — я занималась только им. Я думала, что если не смогу выпустить этот фильм, я вообще не буду больше ничего снимать. Потому что именно ради этого я пошла в кино — чтобы рассказывать истории, которые у меня вызывают отклик.

Кадр из фильма «Уродливая сводная сестра»
Кадр из фильма «Уродливая сводная сестра»

Так и в чем мораль вашего фильма?

То, что происходит в сказке братьев Гримм со сводными сестрами «Золушки», просто ужасно! У них в конце сказки, когда Золушка выходит за принца, сводные сестры идут за ней к алтарю, и у них выкалывают сначала один, а потом второй глаз. С точки зрения авторов, это наказание, которое они получают за свои поступки, но я просто этого не понимаю!

Для меня было важно, чтобы мой фильм был не моралистической сказкой. Я не хотела навешивать ярлыки, говорить, что Золушка на самом деле плохая, а сводные сестры хорошие, давать оценку поступкам, которые совершают герои. У меня была другая задача — поднять тему того, как моральные ценности, представления о том, как должны выглядеть женщины, передаются из поколения в поколение, от матери к дочери, в том числе через культурное наследие.

В фильме есть очень откровенные эротические сцены — просто на грани с порно. Зачем?

Мне было непросто рассказывать о Золушке, потому что мне сложно себя с ней отождествить. Мне не кажется, что персонаж может быть таким добрым, как Золушка в сказке. Но если не доброта, то какое качество ее определяет? И я подумала, что Золушка — прирожденная красавица, она очень естественная во всех своих проявлениях: если ей грустно, она грустит, если она зла, то злится. По той же причине у нее нет стыда — например, в отношении секса. Она принимает себя такой, какая она есть, — и свои желания тоже.

А ее сводной сестре Эльвире, с которой я как раз легко могу себя отождествить, наоборот, все дается очень сложно. Она неуклюжая, наивная, многого не понимает. Я помню, что, когда была в старшей школе, мне очень сложно давались отношения с парнями. Мне не нравилось мое тело, я не понимала, что делать. А для некоторых моих подруг все было просто: они меняли парней, занимались сексом, хорошо проводили время.

Золушка в моем фильме сексуально активна — ну да, для меня это тоже стало шоком (смеется). Но я решила, что у нас в фильме должна быть сексуальная сцена с ней. Фокус в том, что мы видим эту сцену глазами Эльвиры, которая понятия не имеет, что такое секс. И для нее это своего рода секс-образование, она начинает понимать, как все устроено. Это шокирующая сцена, но я хотела, чтобы в ней вместе с тем были и юмор, и драматическая ирония, чтобы она не преследовала зрителей до конца жизни.

В вашем фильме много шокирующего и по-настоящему страшного. Кто-то из зрителей даже из зала выходит — вы, кстати, такому поведению скорее радуетесь?

Случаев, когда кто-то уходил из зала, очень мало. Когда мы показывали фильм на фестивале «Санденс», одного человека стошнило — но я думаю, причина на самом деле не в фильме, а в плохом ужине. Есть зрители, которые очень чувствительны к крови, рвоте или червям на экране. Но в большинстве своем публика — люди разного возраста, мужчины и женщины — переносили все, что видели, на удивление спокойно. Ахают, закрывают глаза — не более того. Кстати, когда мы работали над кровавыми сценами, мы сделали так, чтобы те зрители, которые инстинктивно закрыли глаза, все равно успевали бы все увидеть — эти сцены подлиннее, чем принято.

Я хотела снять фильм для фанатов боди-хоррора, к которым я сама отношусь, но вместе с тем и для широкой аудитории. Это была моя мечта — создать пространство, где мы могли бы вместе переживать этот синематический опыт.

Кадр из фильма «Уродливая сводная сестра»
Кадр из фильма «Уродливая сводная сестра»

Работа над этим фильмом помогла вам осмыслить или справиться с переживаниями по поводу внешности?

Скорее, он был важен для меня как для художника. До этого фильма я не была уверена, что смогу стать режиссером. А сейчас я в этом убеждена — как будто на Берлинале я получила какое-то подтверждение. Каждый раз, когда я делаю то, что придает мне ценность не просто как телу, объекту, что показывает, что меня можно оценивать не только по моей внешности, я становлюсь более свободной. И в этом смысле создавать искусство, выражать в нем себя — это очень терапевтическое занятие!

Критики часто сравнивают ваш фильм с «Субстанцией» Корали Фаржа. Как вы относитесь к такому сравнению?

Это  волшебство, что мой фильм выходит в такое время. «Субстанция» — один в один моя сумасшедшая бунтующая старшая сестра (смеется). Фильм Корали Фаржа проложил для меня дорогу, подготовил аудиторию к выходу «Уродливой сводной сестры». Многие зрители благодаря ему поняли, что у боди-хорроров тоже могут быть большие идеи.

 

Ссылка на первоисточник
наверх