На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

72 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Majesty
    Светлая память Евгении.Первая актриса на...
  • Константин Самарин
    У кого-то после празднования, остается недопитое шампанское???           Значит плохо отметили. 😁Как сохранить отк...
  • Eduard
    Наконец и у них зима.В США обычно снег только на Аляске)В США отменили св...

Самые яркие музыкальные моменты в фильмографии Дэвида Линча

Дэвид Линч с самого начала своей карьеры в большом кино уделял особое внимание музыке в своих фильмах. «Музыка — это одна из самых удивительных вещей в мире. Почти как огонь, вода и воздух, — говорит режиссер в недавнем документальном фильме “Beatles '64”, спродюсированном Мартином Скорсезе». «Сноб» продолжает вспоминать великого режиссера, скончавшегося 15 января накануне своего 79-летия, и делится самыми яркими музыкальными моментами из его картин.

Голова-ластик (Eraserhead) (1977)

Питер Айверс — «In Heaven (Lady in the Radiator Song)»

Полутораминутная издевательская песенка о том, что «на небесах все будет зашибись», была сочинена Дэвидом Линчем и эксцентричным экспериментатором Питером Айверсом специально для полнометражного дебюта Линча «Голова-ластик». В фильме ее исполняет героиня по имени Леди из радиатора, появляющаяся в квартире измученного бессонницей главного героя. Как и сама картина, композиция стремительно приобрела культовый статус в узких богемных кругах, а впоследствии каверы на нее сделали такие непростые исполнители, как Tuxedomoon (1980), Bauhaus (1983), Pixies (1987), Modest Mouse (1999), Zola Jesus (2015) и многие другие.

Самая известная кавер-версия «In Heaven» принадлежит инди-рок-пионерам Pixies, которые до сих пор включают ее в сет-листы своих живых выступлений. Наиболее удачный вариант этой кавер-версии был записан группой специально для шоу Джона Пила в 1988 году. Его можно найти в сборнике «Pixies at the BBC, 1988–91», который в ушедшем 2024-м, наконец, появился на Spotify.

Известный факт: жизнь людей, которых судьба свела с Линчем, порой самым жутким образом бывает похожа на его произведения. Спустя несколько лет после совместной работы с Линчем, непризнанный современниками Питер Айверс при загадочных обстоятельствах был забит до смерти молотком в собственной квартире. Ему было 36 лет. Убийца до сих пор неизвестен.

Синий бархат (Blue Velvet) (1986)

Изабелла Росселлини и Анджело Бадаламенти — «Blue Velvet / Blue Star / Blue Velvet (Reprise)»

На съемках «Синего бархата» Линч познакомился с тогда еще никому неизвестным молодым композитором Анджело Бадаламенти, который совсем недавно оставил постоянную работу учителя музыки в одной из бруклинских школ. У Изабеллы Росселлини, исполнявшей в фильме роль лаунж-певицы, совсем не было певческого опыта, поэтому продюсеры пригласили Бадаламенти, чтобы он помог ей с вокалом. Через несколько часов Бадаламенти представил Линчу запись их совместных достижений. «Это просто какие-то именины сердца!» — воскликнул Линч в своей фирменной манере и взял музыканта на роль пианиста, аккомпанирующего героине Росселлини. Встреча с Бадаламенти, как мы знаем, оказалась судьбоносной: в последующие тридцать лет композитор писал музыку ко всем фильмам Линча и под его чутким руководством создал ту самую тему из «Твин Пикса».

Рой Орбисон — «In Dreams»

Впечатлившись работой Бадаламенти, Линч заказал ему музыку для «Синего бархата», «чтобы было как у Шостаковича, очень по-русски — красиво, но немного пугающе». В то время Линч постоянно слушал Симфонию № 15 Шостаковича: ставил на съемочной площадке колонки и включал ее для актеров, чтобы те прочувствовали настроение, которое он хотел передать в фильме. Но помимо музыки Бадаламенти, вдохновленного творчеством Шостаковича, в саундтрек «Синего бархата» вошел еще и ряд ретро-поп-песен из 1950–1960-х, вроде давшей название фильму «Blue Velvet» Бобби Винтона и «In Dreams» Роя Орбисона. Последняя звучит в одной из самых запоминающихся, переломных сцен «Синего бархата», происходящей в борделе: один из бандитов кривляется под нее с фонарем в руках вместо микрофона, доводя своего жуткого босса (Деннис Хоппер) до бешенства. Впоследствии это стало фирменной фишкой Линча — взять вроде бы наивную ретро-песню и придать ее тексту новый смысл, разместив в какой-нибудь сцене, вызывающей у зрителя ощущения дискомфорта. Орбисон, кстати, не давал своего согласия на использование «In Dreams», но упрямый Линч все равно вставил ее в фильм. В качестве «извинения» режиссер позже сделал для Орбисона клип на «In Dreams», смонтировав его из кадров «Синего бархата».

Джули Круз — «Mysteries of Love»

Не хватило Линчу денег и на кавер-версию хита Тима Бакли «Song to the Siren» в исполнении супергруппы This Mortal Coil с вокалом Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins. Режиссер отчаянно хотел использовать ее в «Синем бархате», но бюджет картины не позволял. Поэтому он попросил многостаночника Бадаламенти сочинить песню в том же духе, обозначив в задании только два слова — «загадки любви». Композитор сочинил композицию, которую так и назвал — «Mysteries of Love», а исполнить ее позвал свою знакомую. Так во время съемок «Синего бархата» состоялась еще одна очень важная для дальнейшего творчества Линча встреча — с певицей Джули Круз. Именно ее вокал звучит во всех песнях саундтрека к первому сезону «Твин Пикса».

Спустя много лет упрямый Линч все-таки насобирал денег на «Song to the Siren» и включил песню в саундтрек своего другого фильма — «Шоссе в никуда».

Дикие сердцем (Wild at Heart) (1990)

Крис Айзек — «Wicked Game»

Удивительным образом в момент своего выхода в 1989 году самый знаменитый хит Криса Айзека «Wicked Game» не привлек широкого внимания. Песня по-настоящему выстрелила и стала большим хитом только после того, как прозвучала в одной из ключевых сцен линчевских «Диких сердцем», в которой герои Николаса Кейджа и Лоры Дерн едут по ночной, пустынной дороге, делая важные признания друг другу. Директор радиостанции в Атланте оказался большим поклонником фильмов Линча и включил «Wicked Game» в ротацию, после чего песня, спустя два года после своего релиза, стала мировым хитом, а в США добралась до шестого места в чарте Billboard. На волне такого успеха Линч снова поработал клипмейкером и снял для «Wicked Game» собственное видео, получившее приз MTV в категории «Лучший клип на песню из фильма».

Это был не первый раз, когда Линч обращал внимание на Криса Айзека: он звал певца на главную роль в «Синем бархате», но тот отказался. Снова пути Айзека и Линча пересеклись только на съемках приквела «Твин Пикса» — «Огонь, иди за мной», где певец сыграл агента ФБР, предшественника легендарного Дейла Купера по расследованию серии загадочных убийств девушек.

Твин Пикс (Twin Peaks) (1990-1991)

Джули Круз — «Falling» / «The Nightingale»

Познакомившись на съемках «Синего бархата», троица Линч — Бадаламенти — Круз продолжила активно работать вместе. Сотрудничество вылилось в десять песен, которые составили дебютный альбом Джули Круз «Floating into the Night», вышедший осенью 1989 года. Спустя год пластинка внезапно влетела в топ Billboard — все дело в том, что добрая половина песен с нее прозвучала в новом, невероятно успешном детище Дэвида Линча — сериале «Твин Пикс». Сама певица появляется в сериале в роли певицы в баре Roadhouse, где по сюжету любят зависать байкеры, влюбленные парочки и ценители живой музыки. Две песни — «Falling» и «The Nightingale» — прозвучали сразу же в полуторачасовом пилоте сериала со сцены Roadhouse. Инструментальная версия первой, получившая впоследствии премию «Грэмми», также является заглавной темой сериала.

Другую пару треков — «Rockin' Back Inside My Heart» и «The World Spins» — Круз исполняет на той же барной сцене во втором сезоне, в эпизоде, где дается ответ на главный вопрос сериала — «Кто убил Лору Палмер». И если во время первой песни героиня Лары Флинн Бойл, Донна, с улыбкой пропевает ее жизнерадостные строки, обращаясь к своему возлюбленному, то во время второй напряжение в баре начинает нарастать: герой Дэна Эшбрука, Бобби, сидя за барной стойкой, тревожно оборачивается в предчувствии очередного несчастья. Настолько изящное вплетение в сюжет и более чем удачное попадание в телеэфир не могли пройти для песен бесследно. Композиции из «Твин Пикса» в исполнении Джули Круз, для которой участие в проекте стало отличным карьерным трамплином, быстро обросли культовым статусом. Подростки из 1990-х заслушали их на кассетниках в своих спальнях до дыр, а сейчас это непререкаемая классика дрим-попа, глыба жанра этериал. 

Сам саундтрек к «Твин Пиксу» только в США разошелся тиражом более чем в полмиллиона копий, установив своеобразный рекорд для пластинок с музыкой из сериалов, и впоследствии стал своего рода эталоном нуарных саундтреков, чью атмосферу и гипнотизирующий эффект не раз безуспешно пытались повторить. В 1990 году Дэвиду Линчу вместе с Анджело Бадаламенти удалось создать идеальный саундтрек, инструментальная часть которого попутно поспособствовала возникновению дарк-джаза — поджанра инди-музыки, замешанного на джазе, эмбиенте и дрим-попе.

Твин Пикс: Возвращение (Twin Peaks: The Return) (2017)

Chromatics — «Shadow» / «Saturday»

В третьем сезоне «Твин Пикса» на смену Джули Круз пришла группа Chromatics, что совсем не удивило тех, кто был знаком с творчеством коллектива — трудно было представить себе исполнителя на инди-сцене 2010-х, который больше подходил бы под тег «твинпиксовская музыка». Творчество Chromatics очень кинематографично, а два культовых альбома группы — «Night Drive» и «Kill for Love» — это концептуальные записи, которые по структуре скорее напоминают полнометражный неонуарный фильм, чем просто пластинку. Обе композиции, которые Chromatics исполняют со сцены обновленного бара Roadhouse, изначально не были записаны для нового «Твин Пикса». При этом обе — каждая по-своему — передают горячий привет песне «Rockin' Back Inside My Heart» Джули Круз. Очевидно, благодаря этому они и стали центральными номерами богатого на громкие имена саундтрека к новому «Твин Пиксу». Помимо Chromatics, в третьем сезоне «Твин Пикса» звучат песни Nine Inch Nails, Эдди Веддера из Pearl Jam, инди-поп-трио Au Revoir Simone и проекта сына режиссера — Райли Линча под названием Trouble.

Сингл Chromatics «Shadow», напоминающий более мрачную синтипоп-версию «Rockin' Back Inside My Heart», вышел еще в 2015 году и должен был привлечь внимание к пятому альбому группы «Dear Tommy», который — самым мистическим образом — никогда не был выпущен. Инструментальный трек «Saturday», будто призванный отразить светлую сторону Твин Пикса, изначально был полноценной песней, записанной проектом Desire для сольного альбома идеолога Chromatics Джонни Джуэла «Windswept».

Шоссе в никуда (Lost Highway) (1997)

Дэвид Боуи — «I'm Deranged»

Помимо музыки бессменного Бадаламенти и нескольких композиций Барри Адамсона, известного любителя записывать звуковые дорожки к несуществующим фильмам, саундтрек к «Шоссе в никуда» включает в себя треки актуальных альтернативных исполнителей второй половины 1990-х — Nine Inch Nails, The Smashing Pumpkins, Мэрилина Мэнсона и Rammstein. Что неудивительно — продюсированием пластинки занимался Трент Резнор, фронтмен Nine Inch Nails, небожитель тогдашней индастриал-сцены. Некоторые треки были записаны специально для фильма: обе композиции Nine Inch Nails и «Apple of Sodom» Мэрилина Мэнсона. Отдельная история связана с песней The Smashing Pumpkins «Eye». Фронтмен группы Билли Корган записал ее в сжатые сроки после того, как Линч в своей фирменной манере отверг раннюю версию его трека «Tear»: «Это просто не сработает, Билли!»

Но первой песней, которая попала в фильм, и вокруг которой впоследствии выстраивалась музыкальная составляющая «Шоссе в никуда», был трек с последнего на тот момент альбома Дэвида Боуи — «I’m Deranged». Дэвид Линч, по его собственным словам, впервые услышав эту песню, сразу же представил себе открывающую сцену для «Шоссе в никуда» с мелькающей дорожной разметкой — ровно в том самом виде, в котором она и вошла в фильм. Симпатия Линча не случайна: «I’m Deranged» взята с концептуальной пластинки Боуи «Outside», которая, в свою очередь, вдохновлена «Твин Пиксом» и рассказывает о расследовании убийства девушки.

Rammstein — Rammstein / Heirate Mich

Немцы Rammstein, вообще, обязаны Линчу всей своей карьерой. Если бы не маэстро, этот поп-индастриал-проект вряд ли бы стал известен за пределами родной Германии. Группа буквально заваливала режиссера кассетами со своими демо-записями с предложением снять клип, но тот интеллигентно отшивал их, ссылаясь на чрезмерную занятость — что, в общем-то, правда: он работал над «Шоссе в никуда». В конце концов Линч сдался под напором немцев — сказалось то, что одна из кассет начала гулять по съемочной площадке, и ее часто ставили во время работы. Режиссер решил использовать две песни Rammstein — «Rammstein» и «Heirate Mich» в самые напряженные и шокирующие моменты «Шоссе в никуда».

Малхолланд Драйв (Mulholland Dr.) (2001)

Ребека Дель Рио — «Llorando»

В кульминационный момент неонуарного триллера «Малхолланд Драйв», общепризнанного лучшего фильма нового века, героини в исполнении Наоми Уоттс и Лауры Хэрринг оказываются поздно ночью в загадочном театре под названием «Silencio». «Здесь нет оркестра! — кричит человек на сцене на трех языках: испанском, французском и английском. — Но мы все же слышим его». На сцене появляется певица Ребека Дель Рио и начинает исполнять песню «Llorando» — испанскую версию хита Роя Орбисона «Crying». И даже когда исполнительница падает на сцену без чувств, песня продолжает звучать. То, что героини считали реальностью, начинает трещать по швам.

Линч хотел использовать «Crying» еще в «Синем бархате», но, в результате, как мы помним, остановился на другой песне Орбисона — «In Dreams». По словам Дель Рио, которая получила первую широкую известность благодаря своей испанской кавер-версии «Crying», Линч прилетел к ней в Нэшвилл и попросил спеть для него «Llorando». Впоследствии оказалось, что режиссер записал исполнение Дель Рио и вставил его в фильм, предварительно придумав для певицы небольшую роль. То, что получилось в результате, некоторые критики называют самой оригинальной, ошеломляющей музыкальной сценой в одном из самых оригинальных и ошеломляющих фильмов в истории, музыкальной версией картины Магритта «Вероломство образов» («Это не трубка»).

Подготовил Роман Дранников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх