На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Идеальная мишень. Почему мы любим ненавидеть Чулпан Хаматову

Мало ли кого у нас критикуют, и слава богу — но критиковать Чулпан Хаматову всем и по любому поводу стало в своем роде общим местом. На ее примере сегодня мы видим: общество не позволяет никому оставаться умеренным. Это говорит не только о политизации России, но и об искажении общественной морали. Тем самым общество не оставляет никаких возможностей для диалога

Телеканал «Царьград» зачем-то : одинаково достается и от патриотов (за то, что недостаточно патриотична), и от либералов (за то, что недостаточно либеральна). В своем роде общественный консенсус, правда, со знаком минус: Хаматова в качестве идеальной фигуры для критики (на которую она никогда не отвечает). Год назад, после выхода сериала «Зулейха открывает глаза», где Хаматова сыграла роль татарской крестьянки, все было точно так же: тоже шквал пренебрежительных комментариев, часто граничащих с сексистскими и расистскими высказываниями, — и тоже с обеих сторон. 

Конечно, как актрису ее можно и нужно критиковать — это вполне нормально. Но что касается других ее ипостасей, заметим: объектом критики со всех сторон становится человек, который, наоборот, вправе был бы рассчитывать на снисхождение. Фонд , одной из ключевых фигур которого Хаматова является долгие годы, не просто породил моду на благотворительность в России, но сделал нормой саму человечность. Помощь тяжелобольным детям, которым не может помочь никто, — это и есть та самая «универсальная ценность», за что общество, казалось бы, должно быть признательно и благодарно, так сказать, пожизненно. По всем меркам к 35–40 годам такой человек, как Хаматова, должна была бы занять прочное место в ряду моральных авторитетов, но вместо этого превратилась, наоборот, в объект насмешек, в лучшем случае.

Фото: Ведяшкин Сергей/ Агентство «Москва»

Здесь что-то не так. Все это говорит не столько о самой Хаматовой, сколько о российском обществе 2021 года. Об отсутствии в нем согласия по поводу универсальных ценностей (спасение детей, казалось бы, и есть такая вещь). А неготовность общества «многое прощать» говорит об отсутствии инстинктов гуманности. Милосердие у нас не входит в набор «самого необходимого». Как от всякого публичного человека, от Хаматовой сегодня требуют четкой политической позиции. С одной стороны, нынешняя политизация говорит о взрослении общества, с другой — об отсутствии базовых этических инстинктов, которые должны предшествовать политическому взрослению. По всем международным определениям Хаматова — типичная moderate, умеренная. Это не что-то стыдное — наоборот, очень важная позиция: именно такие люди в кризисных ситуациях служат идеальными посредниками между обществом и властью. Но Россия, по-видимому, не нуждается в посредниках. На примере Хаматовой мы видим, напротив, что общество сегодня не позволяет никому оставаться умеренным. Это плохой знак и для общества, и для власти. Это говорит о том, что у нас нет даже инстинкта самосохранения. Отсутствие в обществе самостоятельных, независимых от Кремля моральных авторитетов (чего он, собственно, и добивался все эти годы) сыграло сегодня роль бумеранга: в итоге мы имеем крайне хрупкую и уязвимую общественную структуру, ей не на чем держаться.

Хаматова — воплощение жизненной стратегии 1990-х: человек, который «сделал себя сам», добился успеха без обмана, только трудом и талантом. В своем роде тоже пример для подражания. Но и он больше неубедителен. Относительного благосостояния она и ей подобные добились (на дом за границей хватает), но выше уже не прыгнуть — и все это прекрасно понимают. Ее творческая карьера давно работает вхолостую, ходит по кругу, в режиме самоповтора, и это объяснимо. Наше формально частное кино зависит от государственных дотаций — и сегодня это крайне консервативная структура, где уже в принципе невозможно «выйти за флажки», создать нечто оригинальное. Все нетривиальное рубят еще на уровне сценария. Слава в сложившихся условиях может быть только скандальной, а значит, минутной, временной. Память нынешнего общества подобна мотыльку: назавтра оно забывает все и требует, чтобы его заново чем-нибудь поразили. В итоге нет ничего прочного, все достижения относительны. Никакие заслуги не гарантируют даже морального авторитета.

Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Желание таких людей, наконец, пожить «частной жизнью» на самом деле скрытая травма, понимание, что они сегодня здесь лишние. Они не видят себя в роли участников продолжающегося «банкета» (Земфира — еще один похожий пример). И поэтому их политическая, если угодно, позиция такая невнятная: они почти ничего не комментируют (хотя Хаматова подписывала в 2021 году в Госдуму от Ивановской области). Единственная альтернатива, знакомая нам по советским временам, — уйти во внутреннюю эмиграцию, в себя. В домик у моря. То, что люди предпочитают на пике возможностей удалиться от мира в буквальном или символическом смысле, нормально. Ненормально, что обществу на это наплевать. Это история, повторим, не о Хаматовой — это о нас.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх