Эксперт по международному бизнесу и инвестициям в сфере искусства Елена Клецкая — о том, как грамотно покупать искусство за границей, почему теплые отношения с галеристами — важная стратегия и как российские художники находят свое место на глобальном рынке.

Приобретение искусства на зарубежных рынках — задача вполне реальная, но требует особого подхода и глубокого понимания местных тенденций. Важно следить за актуальными выставками и аукционами, знать ключевых игроков и учитывать культурный контекст. Последний может напрямую влиять на стоимость и привлекательность произведения.
Немаловажную роль играет взаимодействие с местными профессионалами — галеристами, кураторами, коллекционерами. Дружеские отношения с ними дают доступ к закрытым событиям и уникальной информации. Я, например, никогда не игнорирую такие приглашения, ведь именно благодаря такому погружению можно заранее увидеть будущих звезд.
Российское искусство востребовано за рубежом, особенно классики: Кабаковы, Булатов, Пивоваров. На мировых аукционах стабильно торгуются Шагал, Ротко, Архипенко, Явленский, но интерес представляют не только они. Современные российские художники выходят на международный рынок через участие в ярмарках, коллаборации с иностранными галереями и резиденции. Есть примеры успешных карьер, за которыми я с интересом слежу — Аня Андржиевская, Иван Плющ.
Западные санкции существенно повлияли на российский арт-рынок. С уходом международных игроков внимание переключилось на местные галереи, а цены на некоторые произведения пересмотрены. Рынок адаптируется: растет интерес публики (достаточно вспомнить аншлаги на крупнейших российских ярмарках 2024 года), а бизнес все больше рассматривает искусство как элемент продвижения — через коллаборации и рекламные кампании. Да, этот интерес пока осторожный, но заметно усиливается.
Инвестирование в искусство требует взвешенного подхода. Здесь, как и в других вложениях, важны рыночные исследования, стратегическое планирование и финансовая прозорливость. Вторичный рынок может быть нестабильным, поэтому стоит консультироваться с экспертами, чтобы избежать проблем с провенансом (историей владения произведением). Диверсификация коллекции — сочетание работ известных и молодых художников — снижает риски.
Но все же искусство — это не только инвестиция. Оно связано с эмоциями и личными впечатлениями. Часто произведение, выбранное сердцем, оказывается не менее ценной находкой, чем тщательно рассчитанная инвестиция.
Свежие комментарии