Константин Попов — яхтенный капитан, спикер и тренер, основатель образовательного центра «Морская практика». Он превращает мечту о путешествии в Антарктиду в действительность и уверен, что на севере каждый может совершить научное открытие. «Сноб» поговорил с Константином накануне дружеской встречи, которую 21 февраля проводит благотворительный фонд «Линия Жизни» и Университет Морской практики и Арктического туризма
Константин, вы родом из Новосибирска, как получилось, что ваша жизнь навсегда оказалась связана с морем?
Мои родители ученые и жили мы в Академгородке. Вокруг я видел только ученых и на роду мне было начертано быть ученым. А в восемь лет под елкой я обнаружил подарок от папы, книгу «Паруса над волнами». Путешествия Лаперуза, Кука, Беллинсгаузена, Лазарева, Крузенштерна, описанные простым, понятным языком — эта книга изменила мою жизнь. Кстати, она есть у меня до сих пор. Плюс нам дали отдельную двухкомнатную квартиру, это были времена дефицита и папа, не долго думая, вместо обоев обклеил коридор географическими картами. Рассматривая их, я тоже путешествовал по разным странам.
В яхтинг попал по воле случая — у нас в Академгородке была водомоторная база «Наука», куда мы с другом Колькой гоняли на велосипедах. Тренер заметил нас и пригласил в секцию. Колька слился примерно через две недели, а для меня это стало делом на всю жизнь.
Как от детского класса «Оптимист» вы пришли к стаметровым парусникам?
Компанию «Морская практика» я основал в 2014 году. Мы убеждены — чем больше людей уходит в море, тем лучше становится мир. Вместе с командой легендарного 114-метрового барка «Крузенштерн» мы стали делать образовательные программы, показывая людям этот удивительный мир свободы, романтики, искренних отношений. Потом стали ходить на 117-метровом «Седове», 108-метровой «Палладе» на Дальний Восток, освоили 108-метровый парусник «Херсонес», который базируется в акватории Черного моря, фрахтовали корабли в Голландии, например, 42-метровый Amazone. Также ходим на нашей 32-метровой двухмачтовой шхуне Eldorado.
Вы несколько раз принимали участие в международной гонке больших парусных судов Tall Ships Races. Чем особенно вам запомнился этот опыт?
Ощущения с обычными парусными гонками сильно разнятся. Tall Ships Races — это скорее праздник, фестиваль, а не спортивное событие. Все суда собираются вместе. Это возможность общения с другими экипажами, установления международных контактов, изучения разных культур. Спортивной составляющей нет потому, что все лодки очень разные. Несмотря на коэффициенты, гандикапы и формулы, они все равно находятся в очень разных условиях. Например, «Крузенштерн» и российский же 109-метровый «Мир», который значительно легче. При небольшом ветре «Крузенштерн» стоит как памятник. Но стоит дунуть попутному сильному ветру, у других ребят не остается вообще никаких шансов, так как «Крузенштерн» изначально был придуман для океанских плаваний в сложных условиях.
У «Крузенштерна» в рамках гонки 2000 года был эпизод героического спасения, когда на пути из Галифакса в Амстердам на польском судне «Погория» с мачты сорвалась юная практикантка. Капитан Геннадий Коломенский принял решение вернуться обратно в порт, чтобы довести ее в больницу, и даже несмотря на отставание в 44 часа, все равно выиграл. Вы принимали участие в создании книги к 90-летию парусника и многое сделали для популяризации этой истории.
Я создал ролик, когда мне сказали, что это история для большого метра. Встречался с разными людьми, но запустить проект не получалось. Тогда психанул и просто выложил его в интернет. Он полетел, были международные предложения, изменился и интерес российских продюсеров. Была задача выпустить фильм к столетию «Крузенштерна» и он выйдет на большой экран в 2026 году. Главную роль в фильме играет Евгений Миронов. Это будет очень мощная картина, которая станет большим событием российского кинематографа.
«Морская практика» одна из немногих компаний, которая делает серьезный акцент на северный яхтинг. Почему вы стали делать маршруты именно по Арктике и Антарктике?
Это была моя детская мечта. Рассматривая карты, я часто расспрашивал родителей об Антарктиде, как туда попасть, они отвечали, что только в составе научной экспедиции. И я понимал, что чтобы попасть туда, мне надо стать ученым. История сошлась спустя много-много лет, но не так, как я задумал, так как стал сам организовывать экспедиции. Плюс ко всему, мы создали Университет Морской практики и Арктического туризма. Его глобальная миссия — содействовать развитию знания о море, о морской профессии и, соответственно, о полярных регионах. Мы работаем с учеными, во время экспедиций собираем данные — считаем популяцию птиц и животных, замеряем количество микропластика в воде, для гляциологов наблюдаем за толщиной ледника, его динамикой, температурой. Многие данные нельзя получить со спутников, только в ручном режиме. Еще одна история — это расставление фотоловушек. В прошлом году благодаря фотоловушкам ученым удалось зафиксировать рождение морского слоника. Это большая удача.
Благодаря вашей программе Fly&Sail можно миновать проход через пролив Дрейка и, сев на самолет в чилийском Пунта-Аренасе, спустя два часа приземлиться на острове Кинг-Джордж, рядом с российской станцией Беллинсгаузен. Это экономит минимум три для от привычного, в том числе и для круизных лайнеров, пути от аргентинского порта Ушуайя.
Мы действительно сделали Антарктику сильно доступнее не только для туристов, но и для нашей науки. Раньше ученые тратили два месяца на то, чтобы добраться до станции Беллинсгаузен, а теперь можно пользоваться нашей логистикой, сокращая непродуктивное время.
В 2025 году мы запускаем уникальный проект, который не делает никто в мире, — научный кэмп, в рамках которого можно будет приезжать на десять дней, жить на российской антарктической станции Беллинсгаузен, пользуясь всей инфраструктурой, и вместе с учеными исследовать мир Антарктиды, собирать образцы, обрабатывать материалы, получать даже новую профессию, потому что это будет часть образовательной программы нашего университета в рамках подготовки полярных гидов и исследователей. Конечно, перед этим нужно будет пройти специальный онлайн курс из тридцати уроков и пройти тест. Антарктида и Арктика — это такие места, где шанс на научное открытие есть у каждого.
У Черного моря пока мало шансов сравниться со Средиземным с точки зрения яхтенной инфраструктуры. Конечно, в России есть огромная и достаточно разветвленная сеть речных маршрутов, но и здесь мы в самом начале пути. Вы же сразу пошли на север и для своих маршрутов выбрали Мурманск и Архангельск. И если Антарктика мечта из разряда совсем сумасшедших, то Арктика кажется очень реальной. Чем она притягивает вас и что происходит с людьми во время экспедиций?
Я не особенно силен в психологии, но ретриты — это очень популярное сейчас направление. В этом смысле парусник — идеальное место. Во время перехода у тебя в голове всего две задачи — как поставлены паруса и насколько они оптимально настроены. То есть ты постоянно наблюдаешь за парусами и считаешь стратегии, которые связаны с текущей ситуацией. В этот момент голова очищается от всего земного, от всех проблем, которые есть на берегу. Проблемы, казавшиеся большими, из моря видятся иначе, приходят удивительные инсайты, меняется линия поведения с людьми, ведь на борту вас всего двадцать. Раньше у нас еще и интернета не было, это был вообще кайф. Сейчас, благодаря Starlink Илона Маска, устроить цифровой детокс немного сложнее, хотя и в наших силах. Во время перехода люди определенно становятся лучше — появляется время для общения другого качества.
Новая Земля — это большой архипелаг, природа которого на южной и северной частях отличаются просто колоссально. На юге практически нет ледников. Мы на парусниках каждый год ходим на остров Вайгач и южную часть Новой Земли, пересекаем Северный морской путь, пролив Карские ворота. Надо сказать, что там очень много интересного, интересная живность, но чем дальше ты уходишь на север, тем богаче становятся птичьи базары. Мы доходим до самого северного острова архипелага Земли Франца-Иосифа, острова Рудольфа. Здесь и до полюса остается всего ничего — 80 миль, то есть приблизительно 150 километров. Это удивительное ощущение.
Два года назад на Земле Франца-Иосифа наша экспедиция открыла новый остров. На всех картах это было обозначено как полуостров. Но оказывается, что до этого там был ледник, который растаял. Назвали его островом Ферштера в честь руководителя историко-мемориальной экспедиции «По следам двух капитанов» Евгения Ферштера, хотя из-за лени заявку на открытие не подали, так что это название оставили для себя.
Подготовила Анастасия Рыжкова
Свежие комментарии