На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

64 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Грачев
    Более целесообразным было бы проводить курс перед выездом в Россию, а по прибытию проверить его знание. тех, кто его ...Мигрантов в РФ от...
  • Ингерман Ланская
    а ещё научат сморкаться только в носовые платочки, оттопыривать мизинчик, когда пьют чай и переводить бабушек через д...Мигрантов в РФ от...
  • Валерий Протасов
    Лично у меня никогда не было отрицательного отношения к Достоевскому, с первых прочитанных его повестей. "Карамазовы"...«Пророческий бред...

Как выбрать вино по этикетке

«Сноб» рассказывает, как грамотно читать информацию на винных этикетках, чем российская классификация вин отличается от европейских и почему «слабое» вино иногда встречается даже у престижных виноделен.

Иллюстрация: Лика Сочкина

Доверять ли картинке

В 2021 году сотрудники сети немецких супермаркетов Aldi решили узнать, как люди выбирают вино, и провели исследование среди своих покупателей.

Участникам показали несколько бутылок вина от разных производителей и предложили выбрать самый качественный напиток, оценив только дизайн этикеток. Большинство покупателей выбрали бутылки, на этикетках которых было изображено шато. И такой выбор не лишен оснований.

Отступление виноградников. Как глобальное потепление влияет на алкоголь
Отступление виноградников. Как глобальное потепление влияет на алкоголь

Изображения загородных французских усадеб есть на этикетках продукции самых известных винодельческих хозяйств Бордо: Лафит-Ротшильд, Марго и О-Брион. Эти бренды производят вино больше двух веков из собственного винограда. Причем земли, на которых он растет, считаются одними из лучших для виноделия в Европе. Вино этих хозяйств долго хранится, так как его вкусовые качества с годами становятся только лучше. По этим причинам бутылки Лафит-Ротшильд, Марго и О-Брион предлагают в элитных ресторанах, продают на аукционах и коллекционируют; нередко они стоят дороже 1000 евро. 

Однако узнаваемый дизайн престижных шато используют и другие хозяйства, чье вино считается более бюджетным. Среди них есть производители напитков разного качества. Соответственно, бутылки с таким дизайном можно найти как в бутиках, так и на нижних полках дискаунтеров. Вкус последних, как правило, односложный. Иногда он может отдавать навязчивыми дефектами, которые ощутит даже неопытный дегустатор. Например, слишком явной кислинкой, сильной компотной сладостью или грубым спиртовым ароматом.

В дизайне винных этикеток есть еще одна относительная закономерность: именитые винодельни Франции и Италии редко меняют привычную айдентику бренда, предпочитая модерну традиционную художественную стилистику. Но иногда смена дизайна может отражать традиции престижной винодельни. Например, старое бордосское хозяйство Мутон-Ротшильд больше 70 лет ежегодно выпускает вина, украшенные картинами известных художников. Однако чаще с визуальной составляющей экспериментируют небольшие и молодые хозяйства, которые также выпускают интересные вина. Иными словами, руководствоваться при покупке дизайном можно, но не всегда.

Классификация французских вин

Чтобы выбрать качественное вино, лучше обращать внимание не на рисунок, а на текст. Например, надпись mise en bouteille au chateau на французских бутылках говорит о том, что вино было произведено из винограда, собранного в шато, а также разлито и упаковано на его территории, то есть за весь процесс создания вина отвечало одно хозяйство.

Производством вина занимаются в самых разных регионах Франции. Но самые престижные шато находятся в Бордо и Бургундии. Стиль и качество этих вин значительно отличаются от остальных. Это связано с двумя факторами. Во-первых, во французских регионах действуют разные требования к виноделам — где-то они строгие, а где-то их почти нет. Во-вторых, в одних шато климат и почвы позволяют создавать более интересные по вкусу вина, а в других, увы, нет. Различия легко обнаружить, например, в винах из сорта пино-нуар. Он хорошо проявляет свои оттенки в бургундских коммунах Шамболь-Мизюньи, Вон-Романе и Жевре-Шамбертен. А вот в регионе Лангедок-Руссильон вина из того же сорта уступают бургундским — их вкус менее насыщен, а потенциал хранения меньше. 

Запомнить, чем отличается один сорт в разных винодельческих зонах, довольно сложно. Чтобы у покупателей не возникало сомнений в качестве вина из разных регионов, во Франции разработали таблицу градации винодельческих зон.

Инфографика: Мария Аносова

Большинство престижных французских вин относятся к категории «защищенных наименований происхождения». Винодельческие зоны, в которых их производят, называются апелласьонами. Их границы установлены законами Франции. В каждом из апелласьонов свой, уникальный терруар. Считается, что чем меньшую территорию занимает апелласьон, тем качество вин, произведенных в нем, выше. 

Вино, произведенное в апелласьонах, маркируется на этикетке одним из двух акронимов: AOC (Appellation d'Origine Contrôlée) или AOP (Appellation d'Origine Protégée). Как правило, вина апелласьонов год за годом сохраняют узнаваемую стилистику. За качеством этих вин следит INАО (Национальный институт наименований по происхождению). Его специалисты контролируют почти все процессы производства напитка: от выращивания винограда до технологии его приготовления. Как правило, они имеют более сложные вкусы, чем вина с другой классификацией. Все эти процессы влияют и на цену напитка.

На французских этикетках также можно встретить аббревиатуры VdP (Vin de Pays) и IGP (Indication Géographique Protégée). Первая маркировка использовалась до 2009 года, вторую стали наносить на бутылки позже. Обе они обозначают одну категорию вин, сделанных из определенных сортов винограда, которые дают лучшие винодельческие результаты в своем регионе. Не всегда, но в большинстве случаев такие вина имеют менее тонкие и сложные вкусы, чем напитки, произведенные в апелласьонах.

Еще одна категория французских вин обозначается терминами Vin de France. Сложными и многоуровневыми вкусами они обладают нечасто. Их могут производить из разных сортов винограда, собранных в разных регионах страны. Никаких строгих регламентов, как в винах AOC/AOP, при их производстве не соблюдается. Единственное, что гарантирует надпись Vin de France: вино было сделано из французских урожаев и на винодельнях Франции. Но это не всегда значит, что оно уступает по вкусу более высоким категориям: отсутствие ограничений по использованию виноградных сортов позволяет виноделам экспериментировать, благодаря чему они могут создавать интересные, иногда неожиданные купажи из разных сортов.

Особой маркировкой помечаются вина Шампани. Виноделам региона разрешено писать на этикетках всего одно слово — Champagne. По нему покупатель сразу понимает, что перед ним одно из самых известных игристых в мире.

Категории вина в Италии и Испании

Свои аналоги французской классификации есть и в других странах. В Италии AOC и AOP соответствует обозначениям DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita) и DOC (Denominazione di Origine Controllata). Все итальянские вина этих категорий должны иметь серийный номер — он помещается на бумажной ленте вокруг пробки или на горлышке бутылки.

Инфографика: Мария Аносова

Категория DOCG считается в Италии самой высокой. Вина, которые относятся к ней, ежегодно демонстрируют стабильное качество. После каждого релиза итальянские виноделы отправляют свои вина на дегустации специалистам, аккредитованным итальянским правительством. Если качество напитка начинает «хромать», то классификацию DOCG у производителя отбирают.

Французской категории VdP в Италии соответствует IGT. В таких винах заметны терруарные особенности региона. Более простые вина итальянцы маркируют словом Vino.

Подобная пирамида классификации действует и в Испании. На ее вершине находятся две категории. Первая отмечается сокращением VP (vino de pago) — это продукция, произведенная на одной из известных виноделен: от сбора урожая до розлива готового вина по бутылкам. Вторая категория называется DOC — к ней относятся вина, которые ежегодно проходят лабораторные исследования и дегустации, подтверждающие их качество и неизменный стиль. Пока такой статус удалось заслужить только винам из Риохи и Приората. Важно отметить, что в некоторых рейтингах DOC ставят выше VP. Это связано с тем, что 20 лет назад маркировкой VP стали отмечать вина из регионов, которые не имеют такой же высокой репутации, как те же Приорат и Риоха.

Инфографика: Мария Аносова

Вина, производство которых подвергают меньшему контролю, раньше маркировались в Испании буквами DO (denominacion de origen), а теперь DOP (denominacion de origen protetta). Чтобы получить маркировку DOP, виноделы должны выполнять определенные требования — в разных регионах они отличаются. Но чаще всего виноделам разрешено работать с местными сортами винограда и делать из них напитки установленной крепости. Это необходимо для того, чтобы вина DOP сохраняли региональную стилистику. 

Самая нижняя ступень классификации испанских вин маркирована сокращениями VT и VdM. К VT относятся региональные вина, как правило, массового производства. К VdM — базовые, то есть простые столовые вина. Для производства таких напитков почти нет ограничений, однако среди них встречаются интересные экспериментальные купажи. Наконец, существует категория VC. В нее попадают вина, не соответствующие требованиям DOP, но превосходящие по качеству вина VT.

Как систематизируют вина в России

В России классификация вин не так распространена, как в Европе. Аналоги европейских обозначений появились только в 2014 году, чтобы выделить качественные вина, сделанные из российского винограда. Пока что в стране нет аналогов апелласьонов, так как российское виноделие слишком молодое, по сравнению с французским, а терруарные особенности, собственная стилистика и методы работы с виноградом в части регионов складываются только сейчас. 

Первая категория российских вин отмечается аббревиатурой ЗГУ, что расшифровывается как «защищенное географическое указание». Вторая — ЗНМП, то есть вина «защищенного наименования места происхождения». Обе категории вин имеют свои границы. На этикетках вин ЗГУ указан крупный винодельческий регион — например «Крым», «Долина Дона» или «Кубань. Геленджик», и не менее 85% урожая для таких вин должно быть собраны именно там. На этикетках категории ЗНМП есть названия сел, муниципалитетов или даже виноградников конкретного винодельческого хозяйства (например, ЗНМП «Долина Лефкадия» или «Абрау-Дюрсо»). Такие вина делают из винограда, выращенного только в указанном месте.

В российских магазинах также встречаются бутылки с обозначением «винный напиток». Они содержат до половины виноматериала (как правило, недорого сырья для производства вина), смешанного с ароматизаторами, сахаром и другими пищевыми добавками.

О чем говорит год урожая

Качество вина во многом зависит от погодных условий. Частые ливни могут сделать ягоды водянистыми, а вкус вина более тусклым. Высокие температуры и засухи приводят к повышению содержания сахаров в ягодах и, как следствие, к повышению в вине алкоголя. Поэтому у одного и того же производителя вина год от года напиток получается разным.

Для удобства специалисты виноделия собирают погодные данные и проводят дегустации вин по годам. На основе них составляются специальные таблицы миллезимов, где отмечаются лучшие и худшие годы для виноградников конкретных сортов и регионов. В Европе оценку проводят по 100-балльной шкале, в России используют 10-балльную шкалу. 

Согласно рейтингу винного критика Роберта Паркера, в Бургундии для белых сортов удачными были 2020, 2017 и 2014 годы. В зоне Тосканы, где производят Chianti Classico, удачным годом считается 2016-й. В России составлением таблицы миллезимов занимается команда сомелье под руководством эксперта Артура Саркисяна. Его наблюдения также разделены по годам, сортам и регионам. Например, лучшим годом для белых вин из Анапского терруара, согласно его данным, считается 2017-й, а для красных вин из Долины Дона — 2012-й и 2014-й.

В подобные классификации не попадают игристые вина с мировой известностью, например шампанское. Как правило, на бутылках игристого из Шампани не ставят год урожая потому, что виноделы поддерживают качество напитков постоянно, смешивая ягоды разных лет. Четырехзначную дату можно встретить только в одном случае: если год сбора ягод для этого вина оказался выдающимся. Такое игристое стоит дороже обычных, потому что обладает исключительным вкусом и ароматом. В Италии оно отмечается маркировкой Millesimato.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх