На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Наконец и у них зима.В США обычно снег только на Аляске)В США отменили св...
  • Эльдар Алиев
    💪🥳🎅👍На Урале памятник...
  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...

Художница Анна Кабирова о феномене синестезии, исследованиях мозга и работе над персональной выставкой в MMOMA

До 2 февраля в Образовательном центре MMOMA проходит выставка Анны Кабировой «…ONE ARTSAPIENS ID», посвященная феномену синестезии — состоянию, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, проецируются на другой. «Сноб» поговорил с художницей о том, как идея её проекта зародилась из исследований Кандинского и Малевича, почему она фиксировала данные собственного мозга, а также о феномене цвета и границе между искусством и наукой.

Экспозиция выставки  «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»

Как возникла идея проекта?

Я много лет работаю с инклюзивными проектами, а также с темами семиотики и коммуникации. Поэтому мне очень хотелось показать людям с ограниченными возможностями восприятия мира, что же такое цвет.

Один из главных постулатов моего манифеста — переключение зрителя с привычных способов восприятия искусства на телесное проживание. Так устанавливаются новые формы коммуникации с искусством, открываются новые грани восприятия.

Идея проекта зародилась задолго до его реализации. Я изучала исследования Кандинского и Малевича, посвящённые теме цвета, а также всё, что связано с феноменом синестезии. В 2019 году мы проводили первые эксперименты: совместно с музыкантами и композиторами переводили цвет в звук. Однако мне показалось, что необходимо углубить эти исследования и подойти к ним с научной точки зрения. Именно тогда я начала погружаться в сообщество сайенс-арт.

Как звучание цвета, переведённого в звуковые волны, соотносится с его привычной визуальной характеристикой? Есть ли, например, «настроение» у каждой звуковой интерпретации?

Цвет — это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона. Он определяется на основе физиологического зрительного восприятия и зависит от множества факторов. Проще говоря, цвет — это ощущение, которое человек испытывает, когда видимые лучи попадают в его глаз. Таким образом, цвет можно рассматривать как вибрацию, длину волны. Звук, в свою очередь, тоже является вибрацией и имеет длину волны.

Звучание цвета соотносится с нотами музыкального стана. В моём проекте цвет научно переведён в звук, что позволяет представить его как длину волны и определённую ноту, соответствующую каждому цвету. Настроение звуковой интерпретации задаёт сам зритель, и этот процесс очень индивидуален.

Запахи в вашем проекте — это ассоциативные композиции или строго научный перевод цветовых данных? Могли бы вы назвать конкретные ноты, характерные, например, для красного или синего цветов?

В запахах не существует научного перевода цвета, так как ольфакторное восприятие — это крайне субъективное явление, связанное с глубинной памятью мозга и работой лимбической системы. Попытки перевести цвет в запах предпринимались ещё с момента зарождения парфюмерии, однако у каждого парфюмера формируется собственный субъективный цветовой круг запахов.

В этом проекте я представляю свой цветовой круг запахов — как язык для коммуникации со зрителем и как новый художественный инструмент, позволяющий художникам взаимодействовать с аудиторией. Исходя из моего субъективного опыта и общепринятых ассоциаций с синим цветом, синий традиционно связывается с водой, морем, небом. Поэтому в этой интерпретации я собрала все эти образы, передав синий цвет через акватические и озоновые ноты.

Красный цвет у большинства людей ассоциируется с красными цветами и ягодами. Поэтому в своей интерпретации я представила его через королеву цветов — розу, дополнив её оттенками красных ягод.

В процессе снятия ЭЭГ анализировалась только ваша реакция. Почему было важно зафиксировать именно ваши данные, а не, например, данные независимого участника?

Идея проекта заключается в изучении феномена синестезии. Для этого мы регулярно проводим исследования, регистрируя показатели активности мозга у испытуемых. Например, мы уже провели исследование с участием человека, обладающего тройной синестезией. В дальнейшем мы планируем привлекать к исследованиям людей с нарушениями зрения и слуха. Это позволит сравнить показатели ЭЭГ и глубже понять реакции мозга на восприятие цвета в его различных аспектах — аудиальном, ольфакторном и визуальном. Таким образом, мы стремимся изучить малоисследованный феномен синестезии.

Мы также провели исследование моего мозга, так как для меня важно было понять и продемонстрировать зрителю восприятие цвета с точки зрения художника, чтобы выявить отличия. На данный момент исследования продолжаются, и в них задействованы независимые участники.

Процесс исследования
Процесс исследования

Многие зрители впервые столкнутся с понятием синестезии через ваш проект. Есть ли у вас конкретные сценарии, как они должны пережить этот опыт, или вы оставляете пространство для индивидуальных интерпретаций?

Для начала определим, что такое синестезия. Синестезия (греч. συναίσθησις — «одновременное ощущение», «совместное чувство») — это феномен восприятия, при котором впечатление, характерное для одного раздражителя и соответствующее определённому органу чувств, сопровождается дополнительным ощущением или образом, относящимся к другой модальности. Иными словами, синестезия — это смешение чувств.

На мой взгляд, невозможно установить точные сценарии для субъективного восприятия любого переживания или произведения искусства.

Если бы вы сами посещали свою выставку в роли зрителя, какой объект привлёк бы ваше внимание больше всего?

Я предлагаю зрителю прожить цвета всеми органами чувств, исключив привычный зрительный способ восприятия. Такой подход предлагает нестандартный язык взаимодействия с искусством. Мне важно, чтобы зритель получил целостный опыт от всех объектов, представленных на выставке. Я не выделяю ни один из них, поскольку весь проект задуман как единое, неделимое целое.

Вы называете этот проект художественным исследованием. Были ли на этапе разработки моменты, когда вы задавались вопросом, не становится ли работа слишком научной? Где, на ваш взгляд, проходит граница между исследованием и художественным высказыванием?

На этапе реализации проекта таких моментов не возникало. Граница между исследованием и художественным высказыванием проходит именно там, где исследование перестаёт быть чисто научным и обретает художественную форму.

Однако существуют определённые признаки, которые позволяют отнести арт-проект к жанру сайенс-арт:

  • взаимодействие искусства и естественных наук;
  • присутствие научной проблематики;
  • использование научно-технических материалов (например, химических веществ, лабораторного оборудования, живых систем) как новых средств художественной выразительности;
  • творческая коллаборация художника и учёного (либо совмещение этих ролей в одном человеке);
  • экспертная оценка арт-проекта как произведения сайенс-арта.

Произведения сайенс-арт направлены на художественно-эстетическое осмысление и научное освоение природы с применением современных технологий и техники. Они демонстрируют широкой аудитории процессы, происходящие в современной науке и малодоступных лабораториях, эстетизируя научно-технические и технологические явления в контексте искусства.

Что вы считаете самым неожиданным открытием в ходе работы над проектом, будь то на этапе технической разработки или художественной реализации?

Самым неожиданным для меня было то, что при визуальном предъявлении синего цвета на топокартах и 3D-визуализации мозга мы наблюдали наиболее сильное воздействие раздражителя на лобные и височные доли, с частичным затрагиванием теменной доли головного мозга. Однако при предъявлении запаха синего цвета сильнее всего реагировали теменная и затылочная доли, включая центр обработки зрительных сигналов. Это оказалось чрезвычайно интересным и совершенно непредсказуемым.

В качестве синего цвета мы использовали всего две молекулы — α-ионон и β-ионон. Эти молекулы определяют запах цветов ириса и фиалки. Их воздействие на восприятие оказалось особенно необычным: они искажали восприятие запахов у многих парфюмеров. Именно поэтому мне было интересно исследовать их влияние.

Кроме того, β-ионон проявляет себя как антагонист обонятельных рецепторов, которые активируются сероводородом, метантиолом и другими соединениями серы с неприятным запахом. Молекулы β-ионона уменьшают активацию вторичных посредников внутриклеточной сигнализации в обонятельных клетках, в результате чего люди перестают ощущать неприятные запахи.

Остальные цвета оказывали заметно меньшее влияние на различные области мозга по сравнению с синим цветом.

Экспозиция выставки  «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»
Экспозиция выставки «…ONE ARTSAPIENS ID»

Были ли ограничения у используемых вами технологий (например, 3D-печати или программ анализа ЭЭГ), которые заставили вас изменить первоначальный замысел?

Первоначальный замысел проекта оставался неизменным даже в условиях ограничений, связанных с используемыми технологиями. Мы находили способы реализовать изначальную идею, несмотря на возникающие трудности. Ограничения 3D-печати значительно увеличили время и требовали дополнительных усилий для завершения работы.

В этом проекте мы применили инновацию, с которой ранее никто ещё не работал: мы вывели звук через динамики костной проводимости. Это позволило зрителям, взаимодействующим с тактильными моделями, «слышать» звук цвета внутри своего тела, передаваемый через кость. Если при этом они прислоняют ладони к ушам, их руки превращаются в своеобразные наушники.

Эта технология открывает уникальную возможность слепо-глухим посетителям выставки «увидеть» цвет с помощью других органов чувств. Они получают полноценный синестетический опыт через сочетание звука, тактильных ощущений и запахов, проживая цвет на глубоком телесном уровне.

Что касается технологий ЭЭГ, они, безусловно, ещё далеки от совершенства и не позволяют получить полное понимание реакций головного мозга на импульсы. Без интерпретации данных учёными результаты исследований остаются трудно понимаемыми.

Зрительная кора головного мозга до сих пор недостаточно изучена, и мы, по сути, продолжаем блуждать в потёмках.

Беседовала: Анастасия Хохрякова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх