На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Успехи ребенка всегда радуют родителей, вызывают гордость за собственных детей, что они вырастили достойных людей, а ...Индийскую тенниси...
  • Лидия Санникова
    Больные идиоты.В Госдуме предлож...
  • Елена Нагорнова
    Вообще удивлена , что такое движение законно до сих пор...Генпрокуратура пр...

Без фильтров и постановки: как выглядит женское инклюзивное медиа сегодня

О том, как создать онлайн-проект для женщин с инвалидностью, который помогает решать проблемы, поддерживает и вдохновляет, и за несколько месяцев из закрытого чата в мессенджере вырастить сообщество со своими традициями, встречами и собственным журналом поговорила с главным редактором издания «Я – сама!

», социальным журналистом Анной Спасской 

«Однажды меня назвали главредом журнала для бедных, но меня это не оскорбило, а, наоборот, дало уверенность в том, что все идет правильно». Фото из личного архива Анны Спасской

В медиапространстве, где тема инвалидности часто сводится либо к героическим нарративам, либо к сухой статистике, журнал «Я — сама!» звучит вызывающе просто. Его название — прямой вызов стереотипам о беспомощности. Но еще более неочевиден человек у руля: главный редактор Анна Спасская не имеет инвалидности, но, избегая ловушек патернализма и «голоса за кадром», создает площадку, где женщины с разными формами инвалидности находят свой голос и отражение.

Анна, ты сама — человек без инвалидности. Почему ты решила создать такой проект?

— На самом деле от этого никто не застрахован. Ты можешь быть сейчас абсолютно здоровой и успешной, а уже через 5 минут твоя жизнь переворачивается с ног на голову, и ты становишься беспомощной. Я побывала в этой шкуре, и этот опыт бесценен. Героини журнала — сильные женщины, которые, однажды оказавшись в сложной ситуации, смогли вернуться к успешной, интересной, насыщенной жизни или выстроить ее с нуля. Мой самый важный инструмент — осознание собственной «слепоты».

Я постоянно учусь. Самым сильным откровением стало понимание, насколько разный опыт даже внутри сообщества. То, что актуально для колясочницы, может быть незнакомо незрячей или глухой женщине, женщине с ментальными особенностями. Нет универсального «опыта инвалидности».

Как ты преодолеваешь разрыв в жизненном опыте со своей аудиторией?

— Ключевое слово — не «за», а «вместе» и «для». Я не могу и не пытаюсь говорить от имени женщин с инвалидностью. Моя задача — создать максимально инклюзивные условия, чтобы они говорили сами, находили экспертов в своем сообществе, формулировали запросы. Это постоянный диалог и проверка: «Так ли это? Адекватно ли это передает ваш опыт?» Я признаю риск стать «голосом за кадром», но вижу свою роль в координации, обеспечении ресурсов и, главное, в снятии барьеров для самовыражения самой аудитории. «Сама» — это про субъектность, про право на свою жизнь, решения, ошибки, радости и горести, как у всех. Мы сознательно уходим от двух полюсов: жалости и восхищения «супер-героизмом». Наша цель — показать обыденность, сложность и полноту жизни, где инвалидность — это условие, а не единственный сюжет.

Создавая концепт журнала, ты делаешь ставку на авторство непрофессионалов и инклюзию, как это отражается на проекте?

— Я стремлюсь к тому, чтобы не менее 80% материалов создавались женщинами с инвалидностью, причем, им не обязательно быть журналистами. Авторы приходят через сообщества, НКО, соцсети, для них мы проводим мастер-классы. Важно не только дать платформу, но и помочь отточить навык письма, если нужно. Часто в обычной женщине, которая стесняется писать, потому что ей и так хватает осуждения в обществе, открывается совершенно уникальная сторона, и она может вполне обойти профессиональных журналистов. Мы начинали с 30 читательниц, и все — от текстов до верстки было на мне. Сегодня у нас 10 постоянных авторов, более 2000 читателей — и это только на рассылке, сколько номеров уходит из чата в чат — посчитать невозможно, но мне пишут из разных точек страны, и я понимаю, что теперь нас читают буквально везде.

Визуальный ряд журнала — обычные, не постановочные фотографии, сделанные на обычные смартфоны. Это, конечно, принципиально отличается от глянца. Это практически документалистика, так? 

— Да, это сознательный отказ от клише. Нет места жалостливым картинкам или образам «вдохновляющих героев» на фоне заката, арендованного камина или ноутбука ради красивой картинки. Наши героини на фото — живые, разные: смеющиеся, сосредоточенные, уставшие, стильные. Они дома, на работе, с детьми, на свидании. Показываем естественность. Красота — разная, и она есть.

Журнал смело берется за темы, о которых в контексте жизни с инвалидностью говорить не особо принято: сексуальность и интимная жизнь, сложности материнства, репродуктивный выбор, депрессия, «нефотогеничные» аспекты быта, проблемы недееспособности — темы, которых обычно в медиа либо сторонятся, либо делают на этом рейтинги. Какую обратную связь ты получаешь от своих читательниц?

— Мы говорим об этом тактично, но прямо, потому что умолчание порождает стигму и изоляцию. Наши читательницы писали мне: «Наконец-то про меня! Я думала, я одна такая». Так что на обложке из номера в номер кочует наш лозунг: «А что, так можно было? Я тоже так хочу!».

Проект, безусловно, нишевый, и вы не стремитесь к формату глянца и сверхпопулярности. Как происходит монетизация и есть ли она?

— Однажды меня назвали главредом журнала для бедных, но меня это не оскорбило, а, наоборот, дало уверенность в том, что все идет правильно. Женщины, не дотягивающие до форматов глянца по понятным причинам, стесняются проявляться и заявлять о себе, скрывают свои таланты и не говорят о потребностях. Стремление быть, а не казаться — это про наших авторов и читательниц. Понятно, без денег ты никуда не выйдешь, но и зацикливаться на том, что ты не достойна говорить о себе, только потому, что у тебя из доходов только пенсия по инвалидности — заведомо провальная стратегия.

В нашем сообществе многие женщины начали свое маленький хенд-мейд бизнес — создают шедевры своими руками (а как иначе назвать те хрупкие цветы из бисера, что плетет незрячая девушка из маленького пансионата в глубокой провинции или вышитые руками женщины со сложной формой ДЦП картины). Многие решились проявлять свои творческие стороны в поэзии или прозе, и я помогаю талантам издавать свои книги бесплатно, попутно обучая их продвигать, продавать, осваивать соцсети, посещать фестивали и форумы, онлайн и офлайн.

У нас есть медиа-волонтеры, жертвователи, партнерства с фондами, работающими с инвалидностью, постепенно развиваем подписку и ищем социально ответственных рекламодателей, для которых важна эта тема. Убеждаем, показывая глубину аудитории и социальный эффект. Если все закрутить только на получении прибыли, мы станем одним из… А нам нужно оставаться уникальными и привлекать тех, кто действительно нуждается в поддержке, а не ради любителей засветиться в глянце.

«Я — сама!» — это не только журнал, это комьюнити для экспертного общения, что происходит в его жизни?

— У нас сформировалось сообщество: обсуждаем офлайн-встречи, вот уже полтора года в телеграм-канале проходят Творческие вторники и Экспертные четверги, где и ведущие, и эксперты — женщины с инвалидностью разных нозологий. Многие из них до встречи с журналом не имели возможности покинуть пределы своих квартир, а теперь они с радостью общаются онлайн и находят единомышленниц и нетоксичное общество. Журнал — ядро, точка сборки и источник силы. Но цель — реальные изменения в восприятии и доступности среды.

Анна Спасская. Фото из личного архива Анны 
Анна Спасская. Фото из личного архива Анны 

В чем ты берешь вдохновение, силы и мотивацию делать этот проект?

— Самая ценная обратная связь, это письма вроде: «После вашей статьи я впервые за 10 лет вышла из дома не в балахоне» или «Я решилась продавать то, что я создаю, и это стало востребованным». Успех — когда женщина видит в журнале не инструкцию по «преодолению», а руководство к действию в своей конкретной жизни и чувствует: «Я не одна, моя жизнь имеет ценность, и я могу быть „сама“». А еще — когда люди без инвалидности пишут: «Я никогда об этом не задумывался, спасибо, что открыли мне глаза».

Проект «Я — сама!» — это не просто журнал и канал в мессенджере. Это эксперимент по пересборке представлений о норме, самостоятельности и женственности, где главными проводниками и авторами перемен становятся те, о ком раньше чаще говорили в третьем лице. Это платформа для обучения, поддержка малого бизнеса, развитие потенциала у той части женского населения, которое принято не замечать. И все это делается ради того, чтобы после каждого номера, где опубликована история успеха такой же женщины, наша читательница уверенно сказала: «А что, так можно было? Я тоже так хочу!».

Задать вопрос Анне Спасской или высказать свое мнение можно в моем ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ «МЕДИА БРЕНД. С АННОЙ НИКОЙ»

Ссылка на первоисточник
наверх