Премьерные спектакли в апреле предлагают выйти за привычные границы с перформансом «Чувственные механизмы», заворожиться саспенсом от «Лавины» в театре «Шалом» и увидеть на сцене людей и кукол в едином танце. А за пределы столицы стоит выехать, чтобы не пропустить новую премьеру режиссера Андрея Прикотенко — в Петербурге, и хореографа Антона Пимонова — в Екатеринбурге.
«Лавина»
Где: Театр «Шалом», сцена на Варшавке
Когда: 16 апреля

В одном горном селении, затерянном среди заснеженных вершин, жизнь течет спокойно и безмолвно. Любой звук может вызвать сход лавины, поэтому деревня большую часть года погружена в тишину. Только летом оживает радость жизни: люди говорят в полный голос, смеются, кричат, празднуют свадьбы, играют на барабанах и наслаждаются счастьем. Но однажды привычный уклад нарушается. Община подозревает молодых влюбленных в нарушении древнего закона, который веками защищал деревню от разрушительной силы природы.
Остросюжетный спектакль «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу сочетает в себе высокую драму о преодолении страха и гипнотическую игру с визуальными метафорами. Режиссер Сойжин Жамбалова умеет создать на сцене завораживающий мир.
«Стравинский. Куклы. Танцы»
Где: Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ)
Когда: 18-20 апреля

Премьера одноактных балетов Игоря Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица» объединит произведения, созданные специально для легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Режиссер Алексей Франдетти и хореографы Константин Семенов и Кирилл Радев берутся за их новую интерпретацию. Игорь Стравинский полагал, что балет — «единственная форма искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты». Алексей Франдетти планирует затронуть еще более извечную тему — противостояние человека и общества.
«Петрушка» и «Жар-птица» — самые сказочные русские балеты, и это обстоятельство будет подчеркнуто особой сценической игрой. «Стравинский. Куклы. Танцы» станет первым опытом сотрудничества МАМТа и Театра кукол Образцова: сценическими партнерами артистов балета станут настоящие куклы. Максим Севагин, нынешний руководитель балетной труппы МАМТа, сегодня явно делает ставку на узнаваемые названия, русский культурный код и синтез жанров.
«Вещи и ущи»
Где: Театр «Практика»
Когда: 5-6 мая

В своей книге петербургский писатель Алла Горбунова рассказывает о предметах, созданных из материи, и о тех, что «созданы» из мыслей. В ее рассказах реальность переплетается с фантазией, а обыденное — с метафизическим. Спектакль Кирилла Люкевича, поставленный по этим рассказам, — это история о жизни на окраине города, где реальность и вымысел тесно связаны. Актеры выступают в роли посредников между персонажами и зрителями, а герои — обычные горожане — предстают на экранах в виде маленьких фигурок, снятых ручной камерой.
Инсталляция миниатюрного города, созданная известным тандемом художников Марией Луккой и Александром Моховым, становится самостоятельным объектом, который можно рассмотреть до или после спектакля и увидеть, как он живет своей жизнью во время действия.
«Сирано де Бержерак»
Где: «Сатирикон»
Когда: 23-24 апреля

«Сирано де Бержерак» — фантазия Константина Райкина и молодой части труппы театра на основе комедии Эдмона Ростана. Сирано — гениальный поэт, дуэлянт и романтик, который не может преодолеть свои комплексы. Он мастер шпаги, который не боится соперников, но робеет перед красавицей Роксаной. Умный и талантливый, он терпит неудачи в карьере и любви.
Историю о красоте поражения и верности себе художественный руководитель театра ставит, полностью доверяя юным актерам. И они не подводят своего режиссера и учителя: «Сирано де Бержерак» в «Сатириконе» — очень нежная и в то же время смелая премьера.
«Обломов»
Где: Александринский театр (Санкт-Петербург)
Когда: 25-27 апреля

Кто такой Обломов? Лентяй или мечтатель? Андрей Прикотенко видит в нем Ивана-дурака, парализованного максимализмом мечты. Обломов устремлен к недостижимой Обломовке, которая символизирует для него рай. Друг Обломова, практичный Штольц, не понимает, что обломовская мечта — это утопия, и пытается его убедить: надо идти по шажочку, ведь суть жизни — в самом движении…
Премьера продолжит цикл работ режиссера, в которых Прикотенко исследует «русскую матрицу» (такими были, например, «Бесы» в новосибирском «Красном факеле»). Спектакль раскроет один из главных архетипов русской культуры, но не обойдет и тему любви. Любовная линия романа Гончарова — одни из самых романтических страниц русской литературы.
«Каменный цветок»
Где: Урал Опера Балет (Екатеринбург)
Когда: 30 апреля

Работа над последним балетом Сергея Прокофьева была непростой. Премьера не принесла успеха, и у спектакля не было большого будущего на сцене. Версия хореографа Юрия Григоровича, созданная в 1957 году, стала классикой. Появление «Каменного цветка» ознаменовало завершение эпохи драмбалета и начало новой эры в истории советского балета, в которой Григорович стал безоговорочным лидером. В «Каменном цветке» блистали многие выдающиеся артисты русского советского балета 60–70-х годов, среди них: Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Юрий Соловьев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева и многие другие.
Хореограф Антон Пимонов создает совершенно новый спектакль. Вместе со сценографом и режиссером Юлианой Лайковой они отталкиваются от мифологии сказов Бажова и дополняют ее, вслушиваясь в музыку Прокофьева. Сегодня трудно представить «Каменный цветок» только как историю о секретах изготовления малахитовой вазы. Театр предлагает увидеть в нем особый код «уральского народа».
«Пик Ник, или Сказки Старого Ворона»
Где: Электротеатр «Станиславский»
Когда: 21, 25 апреля

Гуру театрального андеграунда Борис Юхананов ставит фэнтези-триптих про Ангелов и их путешествие на Землю. Творец принимает облик Старого Ворона и отправляет их в путешествие. По его наказу Ангелы должны воплотиться в земных женщин — актрис, получить знание о театре и сыграть пьесу о любви. История четырех Ангелов рассказана в трех частях, в трех вечерах. В «Городе миражей» Ангелы отправятся в путешествие на Землю. Часть «Никогда» начнется фильмом о Поднебесье. Финалом триптиха станет спектакль «Прибытие», где Старый Ворон закончит сказки, а Ангелы прибудут в портал перехода из Поднебесья на Землю и обратно.
Параллельно снимается фильм по спектаклю. Два режима — развитие сюжета в театре и кино — Юхананов осваивает не первый раз: и на выходе всегда получается неповторимый продукт.
«Философия другого переулка»
Где: Театр «Среда 21»
Когда: 24-25 апреля

Поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская впервые выйдут на сцену сами в качестве стендаперов, чтобы честно и с юмором рассказать о том, что с нами происходит в последние годы. Очень личную историю — о друзьях и учителях, уехавших и оставшихся, о свободе, которая не делится на внутреннюю и внешнюю, о попытках начать все сначала и изобрести свой театр заново — они проживут с помощью стихов и прозы.
Перформанс в стиле панк-кабаре будет посвящен Александру Пятигорскому — философу, востоковеду и мастеру парадоксальных афоризмов, автору романа «Философия одного переулка» об исторических разломах XX века. За музыкальное решение спектакля отвечают актер Петр Скворцов и художник Егор Федоричев, а за оформление — современная художница Ирина Корина, участница Венецианской биеннале.
«Каренина»
Где: Театр на Таганке
Когда: 26 апреля

Роман «Анна Каренина» продолжает оставаться источником вдохновения для режиссеров. Александр Карпушин объединил Чехова и Толстого, исследуя понятие счастья через трагическую судьбу Анны. На сцене сталкиваются любовь, свобода, долг и неуправляемые чувства. Действие инсценировки происходит в ресторанах двух столиц, где герои словно ждут поезда к счастью, но не знают, как его достичь.
«Счастливые семьи пьют чай, а в их душах совершается трагедия» — такой гибрид из возможности и невозможности, из доктора Чехова и философа Толстого, из жалости и сострадания, из любви человека и любви к человеку хотят показать на сцене создатели. В главной роли Анны Карениной — Дарья Авратинская.
«Чувственные механизмы»
Где: Контекст-Клуб «Яркие люди» в Клубе «Огород»
Когда: 28 апреля

Междисциплинарный перформанс о трех художницах русского авангарда начала ХХ века — Ольге Розановой, Варваре Степановой и Александре Экстер — ставит режиссер и драматург Екатерина Августеняк с художницей по свету — известным театральным специалистом Еленой Перельман и идеологом проекта Марией Гальпериной.
Дневники, письма, стихи составят три истории о творческом становлении, любви и искусстве в эпоху перемен. В рамках вечера будет также представлена новая коллекция авторского текстиля Bright с паттернами авангардисток. Зрители увидят, как идеи авангардисток о функциональном дизайне актуальны и сегодня.
А после премьеры состоится паблик-ток с Екатериной Августеняк, где она вместе со зрителями обсудит, как решиться на открытие в искусстве, как отважиться стать первыми, как пронести любовь сквозь искусство — и как творить в сложное время?
Подготовила: Елизавета Авдошина
Свежие комментарии