На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

93 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Гуляев
    Хорошо бы ещё узнать, как гора называется.Нирвана
  • Модест
    А сколько в год съедают жители Мадагаскара жителей Мадагаскара? Мучительный вопрос, прямо кушать не могу.Жители Мадагаскар...
  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...

Самые нестандартные музыкальные клипы: закрытию MTV посвящается

До 31 декабря 2025 года музыкальные каналы MTV перестанут вещать практически во всём мире — останется лишь флагманский канал и американская версия бренда. В память об уходящей эпохе телевизионных клипов «Сноб» собрал самые странные и изобретательно снятые музыкальные видео за последние тридцать с лишним лет.

Бьорк — All Is Full of Love (1999)

Бьорк — это, пожалуй, первый исполнитель, который приходит в голову, когда речь заходит о впечатляющем музыкальном видеоряде и изобретательно снятых, инновационных клипах. Всю свою карьеру певица уделяет колоссальное внимание визуальной составляющей своего творчества, безусловной вершиной этой работы стало видео к синглу All Is Full of Love.

«Я хочу, чтобы действие видео происходило будто бы на небесах, чтобы всё вокруг было белым, но чтобы при этом оно не было безобидным, а было полно страсти», — таковы были единственные указания Бьорк клипмейкеру и дизайнеру Крису Каннингэму насчёт клипа к All Is Full of Love. Каннингэм и сам понимал, что у видео к песне должна быть мощная сексуальная составляющая, но долго не мог придумать, как сделать так, чтобы его всё-таки могли показывать на музыкальных каналах. В рабочих заметках он указал несколько слов: «молоко», «белый фарфор», «хирургия», «сексуальность».

В результате такой минимальный набор образов вылился в один из самых выдающихся музыкальных видео всех времён, в котором два белоснежных робота с лицом Бьорк предаются во время сборки нежной страсти, дружно распевая как мантру: «Всё вокруг полно любви». Отголоски клипа можно найти повсюду — в продукции Pixar, в фантастических экшенах («Я — робот», «Робот по имени Чаппи»), сай-фай-литературе («Распознавание образов» Уильяма Гибсона), на престижном ТВ («Мир Дикого Запада»).

Смотрите также: Бьорк — Bachelorette (1997), Aphex Twin — Windowlicker (1999), Майкл Джексон и Джанет Джексон — Scream (1995) 

Massive Attack — Protection (1995)

Ещё один артист, видеоработы которого вызывают не меньшее восхищение и интерес, чем основная музыкальная деятельность, — это классики трип-хопа Massive Attack.

В середине 1990-х, впечатлившись клипом Бьорк Human Behaviour, музыканты пригласили его режиссёра — француза Мишеля Гондри — снять видео к заглавному синглу с их второй пластинки Protection. В то время карьера будущего постановщика «Вечного сияния чистого разума» только набирала обороты, но многие уже обратили внимание на его нестандартный подход, который заключался в том, чтобы достигать на экране визуальных чудес не на этапе пост-продакшена, а исключительно аналоговыми способами. Этот процесс порой оказывался весьма трудоёмким.

Клип к песне Protection снят одним кадром и длится целых семь минут, в течение которых камера, нарушая все законы физики, беспрепятственно летает из квартиры в квартиру многоэтажного дома, наружу на улицу и обратно в здание. «Съёмки видео для Protection были очень мучительными, — вспоминал позже идеолог Massive Attack Роберт Дель Ная. — Нам, безусловно, повезло, что нам выпал шанс поработать с Мишелем Гондри, но именно из-за этого клипа начались все мои проблемы со спиной. Мне пришлось пятнадцать дублей держаться на наклонённой стене в промозглую парижскую погоду. Гондри тогда не был известным режиссёром, но был так убедителен, и у него было такое мощное воображение, что нам пришлось полностью довериться ему».

Смотрите также: Бьорк — Human Behaviour (1993), Röyksopp — Sparks (2003), The Chemical Brothers и Ноэл Галлахер — Let Forever Be (1999), Massive Attack — Karmacoma (1995)

The Chemical Brothers — Wide Open (2016)

Электронный дуэт The Chemical Brothers тоже всегда славился тем, что успешно рекрутировал ведущих клипмейкеров мира и самых актуальных молодых режиссёров для создания своей видеовселенной. Образы, созданные в клипах группы, давно уже неразрывно связаны с коллективным поп-культурным бессознательным. Многие, наверняка, помнят девочку с рентгеновским зрением из клипа Hey Boy Hey Girl (1999) или рыбу-ежа, которая старательно битбоксит, в The Salmon Dance (2007).

Тому, как сделано видео к синглу Wide Open, записанному совместно с Беком, посвящены десятки страниц исследований — чем больше его смотришь, тем оно больше поражает. Весь клип — это снятый одним планом захватывающий танец в постановке британского хореографа Уэйна Макгрегора, среди заслуг которого — танцующий Том Йорк в клипах Radiohead Lotus и Atoms For Peace Ingenue.

Роль танцовщицы, которая постепенно претерпевает физиологические метаморфозы, превращаясь в собственную 3D-копию, исполняет балерина Соноя Мидзуно, также известная по ролям в фильмах Алекса Гарленда «Из машины», «Аннигиляция» и «Разрабы».

Смотрите также: Fatboy Slim — Weapon of Choice (2000), Jamiroquai — Virtual Insanity (1996), Massive Attack — Voodoo in My Blood (2016), Flight Facilities — Down to Earth (2015)  

The White Stripes — Seven Nation Army (2003)

Джек Уайт — тоже известный ценитель клипмейкерского искусства. Все клипы его главного детища — дуэта The White Stripes, принесшего музыканту первую всемирную славу, — это коротенькие видеошедевры, снятые ведущими режиссёрами своего поколения, вроде того же Мишеля Гондри или Софии Копполы.

Видео к синглу Seven Nation Army, главной песне в стремительной карьере The White Stripes, которая в мгновение ока превратила дуэт в одну из самых известных рок-групп XXI века, — это гипнотизирующее произведение клипмейкерского искусства, созданное французским дуэтом режиссёров Алекс и Мартин (Vertigo U2 и Shoot the Runner Kasabian).

В клипе из калейдоскопического туннеля один за другим появляются треугольники. В каждом что-то происходит: Джек и Мег Уайты играют на инструментах, марширует армия скелетов, всплывает гигантская голова слона. Последний элемент — отсылка к названию четвёртого альбома The White Stripes Elephant — самого успешного лонгплея группы, ведущим синглом с которого и является Seven Nation Army. При этом выплывающие друг из друга треугольники подстраиваются под ритм песни, что создаёт один из самых мощных эффектов укачивания со времён изобретения карусели.

Смотрите также: Daft Punk — Around the World (1997), The Chemical Brothers — Star Guitar (2002), Chelou — Halfway to Nowhere (2016), Kasabian — Shoot the Runner (2006) 

Justice — D.A.N.C.E. (2007)

Ещё один шедевр дизайнерского искусства эпохи инди-слиза. Сингл французского дуэта Justice D.A.N.C.E., при создании которого музыканты вдохновлялись ранним творчеством Майкла Джексона, был большим танцевальным хитом во второй половине нулевых. Не меньшей популярностью пользовалось и фонтанирующее идеями видео к нему. Концепция максимально проста: участники Justice идут по закулисью какой-то концертной площадки, а в это время принты на их футболках меняются и оживают каждую секунду. Глаз просто не оторвать! А сколько идей для селф-мейд футболок можно почерпнуть!

Среди прочего, на одном из принтов мелькает пророческий слоган, который почти за двадцать лет до закрытия MTV предсказывает эту ситуацию: Internet Killed the Video Stars («Интернет погубил видеозвезд»). Таким нехитрым образом Justice обыгрывают название песни Video Killed the Radio Star («Видео погубило радиозвезду»), которая, в свою очередь, описывала поп-культурную эволюцию на заре появления MTV в начале 1980-х.

Смотрите также: A-ha — Take on Me (1984), Hold Your Horses — 70 Million (2011), Vampire Weekend — Cousins (2010), Майкл Джексон — Bad (1987)

Oren Lavie — Her Morning Elegance (2007)

Стоп-моушен-анимация — ещё один излюбленный приём клипмейкеров со времён шедеврального Sledgehammer Питера Гэбриела, который, кстати, считается самым часто показываемым клипом за всю историю MTV. В 2007 году скромный израильский инди-музыкант Орен Лави с помощью друзей-мультипликаторов и знакомой модели создал клип к песне Her Morning Elegance, состоящий из более чем двух тысяч фотографий, на создание которых ушло двое суток непрерывной съёмки. При работе был использован один-единственный фотоаппарат и собственные простыни исполнителя.

Видео стало внезапным хитом на YouTube, набрав более 35 миллионов просмотров, а Орен Лави получил за клип «Грэмми». Надо ли уточнять, что его простыни после такого успеха стали предметом охоты коллекционеров?

Смотрите также: Питер Гэбриел — Sledgehammer (1986), The White Stripes — Fell in Love with a Girl (2002), Radiohead — There There (2003), Coldplay — Up&Up (2015) 

The Smashing Pumpkins — Ava Adore (1998)

В конце 1990-х гиганты американского альтернативного рока The Smashing Pumpkins побросали весь свой стандартный рок-инструментарий и резко изменили звучание, основательно занырнув в омут электронной музыки на своём четвёртом альбоме Adore. Изменился и внешний вид участников группы: стандартный окологранжевый гардероб музыканты сменили на изысканные готические образы.

Представить новый образ решено было с помощью шикарного и непомерно дорогого по меркам мира альтернативной музыки клипа к ведущему синглу с пластинки — Ava Adore. Именно в этом видео идеолог The Smashing Pumpkins Билли Корган впервые появляется в образе Носферату — со сверкающей бледной лысиной и гигантскими чёрными кругами вокруг впалых глаз. Весь клип музыкант, разодетый в длинный до пола чёрный плащ с торчащими кружевными манжетами на рукавах, прогуливается без монтажных склеек по зловещим локациям. И получается у него настолько завораживающе красиво, что видео на закате предыдущего столетия просто не вылезало из жёсткой ротации на ведущих музыкальных каналах мира, в том числе и на совсем юном российском MTV.

Снятый одним кадром клип то убыстряется, то замедляется, что очень усложнило процесс липсинка для участников The Smashing Pumpkins. Поговаривают, что музыканты на определённом этапе психанули и вообще хотели отказаться от этой идеи. Но в конечном итоге всё получилось, и клип заслуженно получил приз в номинации «Самое стильное видео» на премии VH1 Fashion Awards.

Видео к Ava Adore снято дуэтом клипмейкеров Dom and Nic, который впоследствии тесно сотрудничал с The Chemical Brothers и, в частности, снял клип про девочку с рентгеновским зрением. Именно эти ребята заставили Трента Резнора гоняться по всему Нью-Йорку за Дэвидом Боуи в клипе I'm Afraid of Americans, а Робби Уильямса изображать злодейского тренера по фигурному катанию в She's the One.

Смотрите также: Nine Inch Nails — The Perfect Drug (1997), UNKLE — Rabbit in Your Headlights (1998), Робби Уильямс — No Regrets (1998), Arcade Fire — Reflektor (2013)

Guns N' Roses — November Rain (1992)

Ещё один дорогой клип из мира рок-музыки принадлежит хэйр-металлистам Guns N' Roses. В начале 1990-х, после успеха группы Nirvana, расфуфыренная глэм-метал-сцена издавала протяжный и тяжелый последний вздох — и на его поддержку уходили массивные средства. Именно благодаря этому процессу у человечества появился клип к масштабной девятиминутной софт-рок-балладе Guns N' Roses — «November Rain».

Согласно пресс-релизу, в центре запутанного сюжета клипа — мятежный рок-музыкант, пытающийся прийти в себя после самоубийства жены, которой он постоянно изменял. В роли рок-звезды с грузом вины — фронтмен Guns N' Roses Эксл Роуз, в роли его несчастной подруги — его тогдашняя девушка, супермодель Стефани Сеймур. Повествование нелинейно — мы то переносимся в день свадьбы героев, то наблюдаем за персонажем Роуза, которого нещадно поливает тот самый ноябрьский дождь, пока он рыдает на могиле возлюбленной. Такой подход вызывает массу вопросов, ответов на которые мы до сих пор не получили: как умерла героиня Стефани Сеймур? Почему один из гостей на свадьбе прыгает прямо в огромный торт? Это он убил героиню Стефани Сеймур? Что гитарист Guns N' Roses Слэш делает посреди пустыни с неподключенной гитарой?

На съемки клипа ушли рекордные для того времени 1,5 миллиона долларов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет более 3,3 миллиона. В списке расходов в том числе значатся: постройка часовни для съемок с вертолета, соло Слэша на неподключенной гитаре ($150 000), аренда симфонического оркестра ($25 000), платье невесты ($8 000), гроб для невесты ($8 000). История не сохранила стоимость торта, но и он, надо думать, был недешевым. А если учесть, что сцену, в которой человек прыгает в торт, сняли не с первого дубля, то расходы и вовсе могут оказаться внушительными. Сейчас уже так, конечно, не снимают!

Спустя тридцать лет клип воспринимается как один из ярчайших артефактов безвозвратно ушедшей эпохи и не имеет себе равных на просторах YouTube. Дело в том, что в конце прошлого десятилетия «November Rain» стало первым видео, созданным до YouTube, которое превысило один миллиард просмотров. В 2023-м клип преодолел отметку в два миллиарда просмотров и остался старейшей песней, которая достигла этого результата.

Смотрите также: Aerosmith — Livin' on the Edge (1993), Meat Loaf — I’d Do Anything for Love (But I Won’t Do That) (1993), Bon Jovi — Always (1994), The Last Shadow Puppets — Aviation (2016)

Tame Impala — The Less I Know The Better (2015)

В прошлом десятилетии новое поколение рок-музыкантов предпочитало не быть столь прямолинейно мелодраматическими, как незабвенные хэйр-металисты, и с нескрываемым азартом погружало своих слушателей в провокационные дебри психологии и психоделии. Яркий тому пример — клип Tame Impala к синглу «The Less I Know The Better», прозванный критиками “разыгранной в «Техниколоре» психоделической сказкой о страсти, ревности (и Кинг Конге) в старших классах”.

Завязка у этого психоделического шедевра проста до безобразия: старшеклассник-баскетболист влюбляется в красавицу-чирлидершу, но та предпочитает гориллу Тревора — школьный спортивный талисман. Несмотря на нарочитую избитость сюжета, оторвать глаз от иронично-провокационного видеоряда клипа просто невозможно.

Ставший неожиданным хитом и культовой классикой 2010-х, клип сняла группа клипмейкеров CANADA, обосновавшаяся в барселонском районе Побленоу. До этого громкого успеха участники CANADA делали клипы для инди-рокеров вроде Two Door Cinema Club, The Vaccines и Battles, а впоследствии сняли много видео для Розалии, в том числе и к недавней её совместной работе с Бьорк — «Berghain».

Смотрите также: Дэвид Боуи — Ashes to Ashes (1980), Джефф Бакли — So Real (1994), Arctic Monkeys - Why’d You Only Call Me When You’re High? (2013), Tame Impala — Lost in Yesterday (2020) 

Beck — Up All Night (2017)

Видео к синглу Бека “Up All Night” — это тоже безоговорочная классика 2010-х и ещё одно чудо клипмейкерства, снятое группой режиссёров, скрывающихся за вывеской CANADA. Не менее яркое, психоделическое и интригующее, чем The Less I Know The Better Tame Impala.

В завязке клипа главная героиня что есть сил пинает дорожный знак, и складывается впечатление, что девушка делает это просто чтобы сорвать злость. Но не торопитесь с выводами! У этого, казалось бы, бессмысленного акта молодёжной деструкции есть важное назначение. Свалившийся знак будет служить героине защитным щитом в её очень опасной миссии — вызволении перебравшего бойфренда с затянувшейся вечеринки. Героине придётся прорваться через все круги бессмысленного и беспощадного юношеского веселья ради возлюбленного, который к этому моменту уже отрубился прямо посреди бильярдного стола.

Смотрите также: Father John Misty — God's Favorite Customer (2018), Wolf Alice — Space & Time (2017), Wild Beats — Alpha Female (2016), Grimes — Oblivion (2012)

Автор: Роман Дранников     

 

Ссылка на первоисточник
наверх