На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

91 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Макеев
    Пилоты этого самолёта либо изначально были посвящены в суть провокации нацистов и установкой на то, чтобы в случае по...Путин раскрыл при...
  • Модест
    Спирт в космосе? Чёт английскими учоными завоняло.Учёные заявили о ...
  • Maxim
    Лось - тотем народов Карелии, значит - пришли оттуда..На Ангаре нашли д...

Как должен выглядеть современный ресторан: дизайнер Дмитрий Давыдов о трендах и ошибках

Десятки ресторанов открываются каждый месяц по всей России, а шеф-повара и дизайнеры интерьеров, ранее пребывавшие в тени, становятся новыми звёздами. «Сноб» поговорил с дизайнером Дмитрием Давыдовым, который работает в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, а также в Грузии.

Frank by Баста в Екатеринбурге
Frank by Баста в Екатеринбурге

Дмитрий, считается, что в России дизайну интерьеров уделяется особое внимание, так ли это?

Несколько лет назад это было особенно важным: рынок только развивался, все хотели привлекать гостей и удивлять чем-то необычным. А сейчас, на мой взгляд, люди стали спокойнее относиться к дизайну. Заведения открываются, закрываются — какой смысл выпендриваться? И заказчики проще стали относиться к дизайну, как в Европе. В Европе ресторан — это просто ресторан, для того чтобы было удобно поесть, спустившись из дома. Все заведения простые, особенно в Италии: там не надо бороться за каждого клиента, прослойка среднего класса крепкая и практически любой ресторан с приличной кухней пустовать не будет.

Поэтому сейчас такой упор на функционализм и эргономичность?

В целом, да. Мы всё сейчас делаем с упором на функционализм и технологичность для ресторанов, где подача блюд не более 8–10 минут и процветает суперсервис, когда официант моментально подходит к гостю и принимает заказ. И здесь важно, чтобы персоналу в пространстве было прежде всего удобно работать.

Вы уже больше 20 лет занимаетесь дизайном общественных и частных интерьеров. Как за это время менялись запросы заказчиков?

Раньше было больше акцента на красоту: всем нужно было войти в помещение и воскликнуть «ах». Сейчас такого значительно меньше.

Сами заказчики стали более профессиональными, поскольку рынок сложился, здесь уже нет места непрофессионалам, потому что конкуренция очень высокая. И ресторанами занимаются профессионалы, которые чётко знают, что хотят.  Недавно я общался с новым заказчиком, и он уже сам всё знает: какой пол должен быть, где должна быть полка. Здесь работа дизайнера заключается в том, чтобы всё красиво оформить, но ещё очень важно слышать заказчика, быть с ним на одной волне.

Дмитрий Давыдов
Дмитрий Давыдов

А откуда рестораторы теперь всё знают про дизайн?

Ну, они же не первый день работают, у них в голове уже готовые форматы: в итальянском ресторане одно, в рыбном — другое. И по мясным ресторанам тоже есть определённые стандарты: причём необязательно мужские, тяжеловесные конструкции и дерево — сейчас можно полегче делать, и это более мощный тренд. Но всё, конечно, зависит от помещения. Если потолки 6 метров, это одна концепция, а если 2,5 метра — совершенно другая. Иногда входишь в помещение — и уже понятно, что ничего практически и придумывать не надо: в голове моментально рождается готовый дизайн-проект.

Вы часто работаете со старым фондом, существуют ли здесь какие-то нюансы?

Если старый фонд в хорошем состоянии, все кирпичи и старинную плитку мы оставляем и только подчёркиваем фактуру, если это соответствует общему дизайнерскому решению. Особенно это удаётся сделать в бывших заводских помещениях. В жилых домах всё сложнее, особенно на первых этажах: в Петербурге, например, уже мало что можно оставлять, всё с течением времени претерпело износ. Раньше было принято водить хороводы, например, вокруг старинной плитки Villeroy & Boch, когда её удавалось найти в старом помещении — это типично для Петербурга, особенно для Петроградской стороны: в своё время её отстроили за десять лет и материалы завозили одинаковые.

А что с новыми технологиями?

Раньше любили общие люстры, сейчас точечное освещение, чтобы и зонировать, и стол подсветить. Люстры никто не вешает. Появилось много нового интересного света, заказчики и приглашают дизайнеров, чтобы те выбрали соответствующее — разумеется, сами не ездят по выставкам, чтобы отследить тренды.

Один дизайнер, кстати, сказал, что не работает с заказчиками, которые диктуют что-то. Это правильная стратегия?

Все люди разные. У меня, например, есть заказчики, которым всё интересно, и они сами любят дизайн. Одному клиенту крутой немецкий архитектор строил квартиру, и обычно он сам вместе с дизайнером и материалы все выбирает, и освещение. У него все рестораны свои и помещения — сейчас, кстати, среди рестораторов тренд не арендовать, а покупать помещения, если полностью уверен в месте.

Frank by Баста в Екатеринбурге
Frank by Баста в Екатеринбурге
Frank by Баста в Екатеринбурге
Frank by Баста в Екатеринбурге
Frank by Баста в Екатеринбурге
Frank by Баста в Екатеринбурге

Как часто для успеха ресторану надо менять интерьер?

Раз в пять лет обязательно. Не тотально, а просто обновлять по износу: поменять цвет, например, на более трендовый. Все тренды зависят от новых линеек освещения, материалов, новых технологий — это то же самое, что и фешн-тренды, зависящие от новых тканей, которые обновляются каждый год. У себя в Bolshoybar в Петербурге я тоже пару раз за десять лет обновлял дизайн барной стойки, чтобы внести в интерьер новый современный акцент.

А как вы относитесь к утверждениям дизайнеров, которые любят говорить: я строю только успешные рестораны. Дизайнер вправе такое заявлять? Дизайн вообще может быть залогом успеха?

Вообще, может, конечно. Ведь хороший дизайнер может посмотреть помещение, локацию, другие проекты заказчика и титулованного шефа и уже заранее предвидеть, что место будет топовым.

Считается, что в России хорошая архитектурная школа. А сейчас русские дизайнеры вообще разъехались по миру — строят и в Дубае, и в Лондоне. Действительно, они одни из лучших в мире?

Я считаю, что в Москве действительно неплохая школа. И то, что строится в Москве, всё на высоком уровне, что касается ресторанов. Про общественные пространства, например концертные залы, культурные центры, такого сказать не могу. Часто практикуется, что компания-застройщик сама делает дизайн и планировочные решения, без привлечения именитых архитекторов.

Когда вы начинали карьеру, работали со знаменитым в начале 2000-х дизайнером Андреем Дмитриевым, который давно переехал в Италию. Такой старт помог в дальнейшем?

Я тогда помогал Дмитриеву делать планировочные решения и, конечно, многому научился. Хотя сейчас, например, стиль Дмитриева не так актуален: все большие рестораны, которые он строил 20 лет назад в Москве и Петербурге, сейчас бы выглядели не совсем актуально. Просто Дмитриев человек со вкусом, да и все проекты, за которые он брался, были с большим по тем временам бюджетом и выглядели в итоге дорого.

Кстати, есть такое мнение, что раньше любили делать дорого-богато, а сейчас — условный «скандинавский минимализм» кругом.

20 лет назад просто деньги не считали, денег было много — сейчас ситуация другая. Да и от излишней красоты все устали. Раньше ресторан строили даже не для бизнеса, а просто для того, чтобы иметь свой ресторан, чтобы с друзьями было куда прийти. И пафос был в избытке.

А вам как дизайнеру с какой фактурой работать проще — сложившейся или новой? Условно говоря, придумывать интерьер в «ЗилАрт» проще, чем в Москва-Сити?

Место располагает и даёт подсказки. Есть действительно вдохновляющие места, где проект сразу рождается — так было как раз с проектом в «ЗилАрт»: шестиметровые потолки, делай что хочешь, да и вокруг архитектура неплохая — сразу хочется выложиться больше. А есть какие-то совсем грустные локации, где работать не так интересно, да и для портфолио не особенно ценно. Если ты работаешь с помещением в центре Москвы — это одно, а если где-то на окраине — другое: и везде разные люди будут посещать эти места.

Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»
Frank by Баста, «ЗилАрт»

Когда вы работаете с ресторанами в Москве, Петербурге и регионах, ощущаются отличия?

Нет, например, в Кирове мы строили роскошный ресторан. Всё зависит от заказчика, и в регионах многое делается на высоком уровне. Там просто чуть поменьше строят, поэтому делают всё добротно. А в Москве и Петербурге ресторанный бизнес более динамичный и гибкий.

Вы рассказывали как-то, что один заказчик увидел ваш дизайн ресторана в центре Петербурга и сразу захотел познакомиться с дизайнером, чтобы заказать интерьер квартиры.

Да, там было интересное пространство с лестницей и вторым этажом на Большой Конюшенной. Такие «харизматичные» помещения всегда лучше, чем просто «квадратик». И само открытие владельцы сделали пафосным — со всей столичной светской хроникой во главе с Алёной Долецкой.

Как-то общалась с архитектором Антоном Горлановым, он говорил, что не берётся работать с частными интерьерами, поскольку у заказчика свой личный вкус есть, который он сам хочет выразить в интерьере, поэтому работа с дизайнером осложняется.

Да, я тоже частный интерьер делал последний раз лет десять назад. Когда работаешь с частным пространством, должны быть какие-то отношения с человеком, это уже не просто заказчик, ведь вам предстоит работать вместе долгое время. Ресторан открывается за шесть месяцев условно, а квартира с дорогим ремонтом по дизайн-проекту может делаться и два года. Сейчас дизайн дорогой квартиры всегда означает высокотехнологичный ремонт, с обилием встроенной техники, систем кондиционирования, да и сами квартиры немаленькие, и материалы надо ждать долго. 

А какие самые короткие сроки для стройки ресторанов?

Рестораны сети Frank by Баста всегда самые срочные, мы делаем их за два месяца, потому что основная концепция уже разработана. А мой проект в Кирове был самый долгий, там был целый особняк. В итоге мы делали его года три, заказчик хотел всё построить капитально — «для внуков», даже мебель заказывали из Италии.

Frank by Баста в Краснодаре, улица Дальняя
Frank by Баста в Краснодаре, улица Дальняя
Frank by Баста в Краснодаре, улица Дальняя
Frank by Баста в Краснодаре, улица Дальняя
Frank by Баста в Краснодаре, улица Дальняя
Frank by Баста в Краснодаре, улица Дальняя

Если всё быстро делается, сроки диктуют выбор поставщиков — здесь важно работать с отечественными производителями, чтобы не ждать материалы долго?

Да нет, всё сейчас довольно быстро доставляется из Китая — и там делают не хуже, чем в Италии, это настоящий китайский люкс. Не все бренды могут позволить себе производство в Италии, ведь всё очень дорого. В Китае ты можешь позволить себе любой масштаб высокого качества, любые отделочные материалы и напольные покрытия, и всё производится на дорогих европейских станках. Конечно, и с отечественными производителями дизайнеры тоже работают — делают мебель и свет на заказ по собственным проектам на хорошем местном производстве. В этом плане импортозамещение произошло.

Если посмотреть на дизайн в мире, какие инновации и тренды существуют сейчас? Совсем недавно хвалили датский дизайн.

Минимализм до сих пор в моде, но чуть иначе выглядит. Например, любят белые полукруглые оштукатуренные стены. Много сейчас говорят об успешном продвижении некоего «русского культурного кода» в дизайне, но я, честно говоря, не особо его замечаю, если говорить о ресторанах. Хотя тренд на саму русскую кухню серьёзный. Современная русская кухня, равно как и грузинская, совсем не обязательно означает обилие дерева и национального декора в интерьере. В Тбилиси, например, все рестораны сейчас очень модные, современные. Конечно, для проекта, ориентированного на туристов, национальные детали подчеркнуть необходимо, но для ресторана русской кухни «на каждый день» это необязательно и даже странно. 

А для создания успешных дизайн-проектов важно ездить по миру, чтобы глаз напитался?

На мой взгляд, в Европе сейчас нет ничего особо выдающегося. Разве что в Италии, или во Франции, или в каких-то маленьких европейских городах — туда, конечно, езжу за вдохновением. В Нью-Йорк съездил бы сам город посмотреть. Вообще, в российских институтах архитектуры студентов учат на примерах работ Райта и Корбюзье — это классика. Так что в планах посмотреть их проекты в реальности.

Frank by Баста в Краснодаре, улица Мира
Frank by Баста в Краснодаре, улица Мира
Frank by Баста в Краснодаре, улица Мира
Frank by Баста в Краснодаре, улица Мира
Frank by Баста в Краснодаре, улица Мира
Frank by Баста в Краснодаре, улица Мира

Кстати, раньше для паблисити проекта дизайнеры любили рассказывать об артефактах, которые привезли с европейских блошиных рынков — сейчас таких историй и не слышно.

Да, было модно возить из Европы странные вещи, но сейчас этим уже мало кто занимается. Да и магазинов мебели толком не осталось — существующие можно по пальцам пересчитать. Всё перетекло в кластеры и шоурумы дизайнерской мебели и оборудования, где, как в офисе, можно делать заказы по каталогу. В общем, всё идёт по пути упрощения и функционализма.

Если на будущее дизайна посмотреть, что дизайнеры ожидают? Есть страх перед искусственным интеллектом?

С одной стороны, конечно, искусственный интеллект представляет угрозу для дизайнеров, как и для других представителей креативных индустрий. Например, сейчас уже рекламируют дома, созданные с «участием искусственного интеллекта». Но это в любом случае ширпотреб. Пока хороший качественный интерьер с ИИ не сделаешь, особенно для ресторанов, кафе и отелей. Другое дело — интерьер квартиры или дома в массовой застройке, где есть стандартные планировки. Для создания красивых и дорогих решений искусственный интеллект пока не годится. 

Беседовала Анна Сметанина

 

Ссылка на первоисточник
наверх