Объединенные Арабские Эмираты — средоточие современной архитектуры. Здесь используют все возможности новых технологий, при этом опираются на опыт прошлого и переосмысляют наследие XX века. Иногда проекты «мимикрируют» под ландшафт, а иногда кардинально его преобразуют, считает Евгений Рацкевич, генеральный директор агентства недвижимости Metropolitan Capital Real Estate и партнер Metropolitan Group.
Специально для «Сноба» эксперт рассказывает, какие отсылки можно найти в архитектуре современных жилых комплексов Эмиратов.
Современная архитектура зачастую удобна, функциональна и статусна. В культуре недавнего прошлого города с их высотками и плотностью населения противостояли природе — именно из неприятия городов индустриальной эпохи примерно сто лет назад появилась идея «города-сада». Современные девелоперы наконец близки к ее воплощению: технологии позволяют создавать оазисы посреди пустыни. То, что недавно было утопией, становится реальностью, которую можно потрогать. Можно в ней даже поселиться.
Биотек-оазисы

Оазис — один из ключевых образов для Объединенных Арабских Эмиратов, многие архитекторы создают там проекты, напоминающие зеленые острова в пустыне. В таких комплексах сочетается традиционная западная идея приручения стихии и ближневосточное уважение к природе, любовь к садам. Здесь можно найти все, что сто лет назад называли «городом будущего», но с элементами главных стилей прошлого.
В концепцию оазиса идеально вписывается стиль биотек. Его легко узнать по текучим и скрученным формам, характерным для природы. Стиль предполагает отсылки к бионике — науке о применении в технике принципов организации и свойств живой природы. Например, в знаменитом Infinity Bridge стальные арки переплетаются в символ бесконечности и напоминают цепочку ДНК. Башню в форме морской раковины в проекте Como Residences от Nakheel на Палм-Джумейра можно сравнить с одним из ключевых биотек-проектов — небоскребом Turning Torso в шведском Мальме архитектора Сантьяго Калатравы. Кстати, до 2013 года шведский небоскреб был самым высоким зданием в мире, «перекрученным» на 90 градусов, а затем уступил башне Инфинити в Дубай-Марине.
Многоликий модернизм

XX век в архитектуре прошел под знаком модернизма. Благодаря новым материалам архитекторы и инженеры смогли реализовывать формы, о которых раньше только мечтали. Строго говоря, почти все современные направления так или иначе наследуют этому «большому стилю». Наследие модернизма особенно отчетливо прослеживается в эффектном комплексе DG1 Living от DarGlobal, который появится в районе Бизнес-Бэй в 2026 году. Архитекторы проекта из бюро Gensler предлагают актуальное прочтение эстетики модернизма и не случайно подчеркивают «технические» контуры со скругленными углами.
Органика и футуризм


Одним из ключевых архитекторов модернизма XX века был американец Фрэнк Ллойд Райт. При этом его «Дом над водопадом» стал манифестом органической архитектуры. Особенность проекта в том, что дом идеально вписывается в природный ландшафт местности Медвежий Ручей в Пенсильвании. Архитектура ОАЭ тоже подчас «мимикрирует» под ландшафт мягким песчаным цветом и отсылками к традициям региона. Например, проект Serenity Mansions сочетает предельный комфорт с умиротворяющей близостью к природе: здесь есть пляж с белоснежным песком и пышный сад. Вода и зелень сопровождают и знаковый проект от AHS Properties. Это 80-метровый небоскреб Casa Canal. Его архитектор — Шон Килла, основатель одноименной дизайн-студии. По всей высоте здание будто «увешано» бассейнами и террасами, этакое объединение стихий воздуха и воды, рукотворный вертикальный ландшафт. Шон Килла спроектировал и знаменитый Музей будущего на главной дубайской магистрали — шоссе Шейха Зайда. Этот проект можно отнести к футуризму (как и многие другие в ОАЭ), и конечно, он связан с местной традицией — декором в виде арабской каллиграфии, а окружает его, как водится в ОАЭ, прекрасный сад. Сам музей напоминает космический корабль из утопий прошлого века.
Говоря о футуризме в архитектуре, невозможно не упомянуть и знаменитый небоскреб Бурдж-Халифа — высочайшее здание мира (828 метров). Глядя на него, порой вспоминаешь и безудержные фантазии советских архитекторов первой половины прошлого века, например Якова Чернихова. И хрестоматийный пример — неосуществленный проект Дворца Советов Бориса Иофана, который должен был стать самым высоким зданием в мире. Его высота должна была составить 415 метров (включая стометровую статую Владимира Ленина).
И конечно, стоит отметить новый футуристический проект — Burj Binghatti Jacob & Co Residences, который компания Binghatti реализует совместно с часовым брендом Jacob & Co в районе Бизнес-Бэй. Небоскреб станет самым высоким в мире жилым зданием и побьет рекорд нью-йоркского Central Park Tower (его высота 472,4 метра). В проект заложена отсылка на сложный часовой механизм Jacob & Co и драгоценные камни тонкой огранки, что уже ближе к стимпанку, или «технологическому фэнтези», в котором можно встретить шестеренки, механизированные импланты и прочее.

Сочетание футуризма и «природного» начала есть в комплексе из трех небоскребов DAMAC Bay by Cavalli. Проект появится в прибрежном районе Dubai Harbour в 2027 году. Все три здания по воздуху соединят ландшафтные сады. Висячий сад — еще одна воплощенная традиционная фантазия.
Волшебный Восток — отсылка к традиционной архитектуре


Традиционную архитектуру Ближнего Востока и ориентализм можно найти в Jumeirah Zabeel Saray Royal Residences. Проект на Палм-Джумейра — часть отельного комплекса Jumeirah Zabeel Saray, построенного с аккуратными отсылками к ориентальным фантазиям на тему «арабской ночи» и «волшебного Востока». В чем-то эта архитектура напоминает искусство французского ориентализма, а по духу — испанский стиль платереско, который сложился на стыке ренессансной традиции и влияния мусульманской культуры.
В эпоху глобализации разговор о стилях в архитектуре в чистом виде неизбежно будет легкой спекуляцией. Имеет смысл делать акцент на синтезе разных явлений и направлений. Архитектура Объединенных Арабских Эмиратов XXI века — это тот самый синтез, направленный в будущее.
Свежие комментарии