На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Люди с инвалидностью есть в жизни: почему их так мало в кино?

Режиссер Юлия Сапонова и продюсер Ксения Кабишева — создательницы проекта «Инклюзия в кино» — рассказывают, как актеры с синдромом Дауна снимаются в кино и рекламе, дублируют зарубежные фильмы и меняют восприятие инвалидности в индустрии и обществе.

Бэкстейдж съемок фильма «Нейтрино»
Бэкстейдж съемок фильма «Нейтрино»

Сноб: Как выстраивается сотрудничество между киноиндустрией и артистами с инвалидностью?

Ксения Кабишева: Ксения Кабишева: К нам чаще обращаются представители индустрии — за помощью в подборе актеров с разными формами инвалидности, для подготовки к ролям или сопровождения на съемочной площадке. Профессиональных актеров с инвалидностью пока немного. А у начинающих часто просто нет понимания, как устроена система.

Для индустрии, особенно с ее высокими рисками, важно работать с подготовленными людьми — чтобы была надежность и предсказуемость.

Юлия Сапонова: Юлия Сапонова: В России пока нет системы обучения для актеров с инвалидностью — это требует отдельного подхода и специальных методик. Одна из наших долгосрочных целей — найти партнеров, в том числе в государственных вузах, и совместно создать программу обучения.

В нашей практике много масштабных проектов. Например, кинопрокатная компания «Вольга» заказала нам дублирование французского фильма «Лучше всех» — там представлены десять героев с инвалидностью: с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна. Мы подобрали актеров с особенностями для озвучания и курировали этот процесс. Это был важный и по-настоящему успешный опыт — зрители на премьере благодарили нас и актеров за честную и органичную работу.

Юлия Сапонова и Маша Быстрова в процессе озвучания фильма «Лучше всех». По просьбе кинопрокатной компании «Вольга» героев фильма дублировали их российские коллеги под руководством проекта «Инклюзия в кино»
Юлия Сапонова и Маша Быстрова в процессе озвучания фильма «Лучше всех». По просьбе кинопрокатной компании «Вольга» героев фильма дублировали их российские коллеги под руководством проекта «Инклюзия в кино»

Сноб: А государство сейчас не помогает?

Ксения Кабишева: Государство поддерживает инклюзивные проекты. Но чтобы получить такую помощь, нужно показать измеримый результат. Посчитать, сколько человек получили прямую помощь, гораздо проще, чем оценить, сколько зрителей после фильма стали по-другому относиться к людям с ментальными особенностями. А хорошие фильмы стоят дорого.

Тем не менее именно такое изменение отношения — когда люди становятся более открытыми и готовы к общению — в итоге влияет на качество жизни людей с инвалидностью. Мы работаем над первым этапом исследования, которое поможет усилить доказательную базу в этом вопросе.

Сноб: Что за время работы проекта удалось сделать?

Юлия Сапонова: С 2023 года мы провели не менее 500 часов регулярных занятий актерским мастерством и современной хореографией с нашими постоянными актерами с синдромом Дауна. Ребята снялись в рекламе, дублировали зарубежный фильм, участвовали в инклюзивных корпоративных тренингах. Также мы провели большое количество паблик-токов и просветительских мероприятий на тему инклюзии в киноиндустрии и выпускаем собственные кинопродукты.

Сноб: А как сами ребята восприняли переход из театрального формата в кино?

Юлия Сапонова: Занятия с ребятами продолжаются, как и раньше. Но в кино есть кастинг, и теперь наши актеры не играют на одной сцене автоматически, а проходят отбор и учатся принимать отказы.

Сноб: Как участники попадают к вам?

Ксения Кабишева: Наш проект работает в сфере креативных индустрий. Это профессиональная инициатива, а не просто развивающая программа. В команде — люди с опытом в кино и творческих профессиях.

Мы специализируемся на подготовке актеров, проводим коммуникационные тренинги для индустрии, помогаем находить актеров и консультируем компании и креативных специалистов. У нас нет открытого набора — актерский состав постоянный. Но развивающие программы есть у наших чудесных друзей — фондов «Даунсайд Ап», «Синдром любви», «Я есть» и многих других.

Тем не менее мы ведем базу актеров с разными видами инвалидности. Ее мы используем, когда получаем запросы от индустрии. Поэтому если вы актер, можете прислать нам свою визитку — фото, видео и краткую информацию о себе.

Юлия Сапонова: Проект «Инклюзия в кино» работает в различных направлениях — это и подбор актеров с инвалидностью, и работа на площадке, и просветительская деятельность для молодых кинематографистов, и создание собственных кинопродуктов. Сердце проекта — «Первая инклюзивная кинолаборатория», где постоянно обучаются 11 актеров с синдромом Дауна.

Сноб: Скоро у вас премьера нового проекта «Нейтрино»?

Ксения Кабишева: Да, на Rutube вышел наш новый проект — пластический фильм-кинотанец Юлии Сапоновой и хореографа Таты Обельчак. Это история, которую важно не столько понять, сколько прочувствовать.

До конца года у нас запланировано сразу несколько направлений работы. Наш актер Антон Санкевич сейчас снимается в сериале для одной из стриминговых платформ. Параллельно мы разрабатываем собственный полнометражный фильм, готовим новое исследование, обновляем формат инклюзивных тренингов для бизнеса.

А в апреле пройдут специальные мероприятия с участием наших актеров с синдромом Дауна — совместно с Московской школой кино. Они рассчитаны как на студентов, так и на профессиональных сценаристов.

Герои фильма «Нейтрино»
Герои фильма «Нейтрино»
Хореограф Тата Обельчак и актеры проекта «Инклюзия в кино»
Хореограф Тата Обельчак и актеры проекта «Инклюзия в кино»

Юлия Сапонова: Каждый год мы завершаем сезон выпускной работой. Сейчас у ребят нет возможности выйти на сцену всем вместе, как раньше, но важно, чтобы их труд не остался незамеченным. Мы находим формат, в котором можно подвести итоги и показать, чего они добились за год.

Сноб: Почему участие людей с особенностями вы считаете важным в такой коммерческой индустрии, как кино?

Юлия Сапонова: Успех любого фильма в итоге зависит от того, сколько зрителей пойдут его смотреть. А зрителю важна честность — особенно в реалистичных жанрах. Чем точнее и правдивее кино показывает повседневную жизнь, тем больше ему верят.

Если герои с инвалидностью органично вписаны в сюжет, без пафоса и искусственности, зрителю будет проще воспринимать их такими же, как и всех остальных. Это помогает снимать стигму, и в жизни, и на экране. В итоге выигрывают все — и кино, и общество.

Сноб: Тем более актеры с особенностями могут вполне играть и в эпизодических ролях...

Ксения Кабишева: Наша цель — не искусственно интегрировать людей с инвалидностью в кино, а показать реальность такой, какая она есть.

В жизни все разные, и люди с инвалидностью — тоже: у каждого свой характер, страхи, интересы, взгляд на мир.

Наши актеры снимаются не только в фильмах, но и в рекламе. Например, «Сбербанк» приглашал одного из них для ролика о банковских картах — потому что люди с особенностями тоже пользуются банковскими услугами. А в недавней рекламе «Яндекс.Алисы» снялся герой с особенностями речи — ведь такие люди тоже есть среди нас.

Человек с инвалидностью может быть кем угодно — продавцом, официантом, заправщиком. И кино может это показывать.

Юлия Сапонова: Мы не делаем «специальное кино» про инвалидность. Главное, чтобы история была живой и органичной.

Почему таких сюжетов так мало? Потому что в повседневной жизни мы почти не пересекаемся с людьми с синдромом Дауна, аутизмом или ДЦП — а если и сталкиваемся, часто не знаем, как себя вести.

Поэтому внутри нашего проекта мы создаем форматы, в которых сценаристы, режиссеры, актеры, продюсеры могут работать с нашими актерами и на практике понимать, как такие герои могут появляться в их историях органично.

Сноб: А что это за форматы?

Юлия Сапонова: В апреле в «Московской школе кино» мы представим новый формат сценарного тренинга, в ходе которого сценаристы с нашими ребятами придумывают свои истории.

Авторский коммуникативный тренинг от проекта «Инклюзия в кино» для сотрудников компании «Яндекс»
Авторский коммуникативный тренинг от проекта «Инклюзия в кино» для сотрудников компании «Яндекс»

Сноб: Сама индустрия с таким подходом как меняется?

Юлия Сапонова: Когда я впервые познакомилась с нашими ребятами, у меня буквально перевернулось восприятие. Они могут говорить необычно, вести себя нестандартно — но при этом абсолютно принимают себя. И я вдруг подумала: а чего я боюсь? Почему мне страшно показаться странной?

Когда партнеры приходят к нам на тренинги, у них появляется ощущение свободы — можно наконец-то быть собой, снять все маски. Это очень вдохновляет. Я действительно верю, что такие тренинги могут поменять всю киноиндустрию — сделать ее смелее, живее. Например, когда мы с Антоном Санкевичем приезжаем на съемку, вся команда бежит к нему: «Антон, ты здесь! Теперь все точно получится».

Ксения Кабишева: Синдром Дауна — это открытость, искренность, отсутствие внутренних барьеров. На репетициях и читках с нашими актерами часто рождаются нестандартные решения, свежий взгляд на сцену или сюжет.

Такие актеры как будто снимают с площадки внутренние ограничения и приносят настоящую творческую свободу — яркую, немного безбашенную, но очень нужную. И это влияет не только на атмосферу на съемках, но и на итог фильма. А значит — и на интерес зрителя. Потому что в итоге, конечно, важно и то, чтобы команда проекта получила не только творческое удовлетворение, но и коммерческий успех.

Сноб: А как легендарный продюсер Игорь Мишин решил поддержать проект?

Юлия Сапонова: Мы познакомились еще в 2018 году во время питчинга с фильмом «Съесть слона». Питчинг длился три минуты. За это время Игорь умудрился почувствовать перспективы и предложил сотрудничество. Так он стал продюсером фильма «Съесть слона», помог с премьерой фильма на Первом канале в Международный день человека с синдромом Дауна. А когда в 2023 году я начала проект «Инклюзия в кино», Игорь сам предложил финансовую поддержку и помощь с интеграцией в индустрию и познакомил с Дашей Серебряковой, которая стала агентом наших актеров. Ребята Игоря очень любят и всегда ждут в гости!

Сноб: Я думаю, такие примеры могут вдохновлять и других лидеров индустрии.

Ксения Кабишева: Безусловно. Мы открыты к разным форматам сотрудничества и всегда стараемся учитывать интересы и возможности партнеров. Часто компании или конкретные люди хотят поддержать наш проект или включить инклюзию в свои креативные инициативы — но просто не знают, с чего начать. Мы готовы обсудить идеи и вместе найти формат, который подойдет всем.

Нам очень важна такая поддержка — и особенно приятно находить единомышленников. Например, в этом году мы впервые стали благополучателями фонда «ACTION» Светланы Бондарчук и Евгении Поповой. Это команда, которая делает действительно важные и разнообразные проекты помощи — и нам очень ценно быть частью этого сообщества.

Сноб: Вы говорили, что в России ситуация с принятием людей с инвалидностью отличается от европейской. В чем именно разница?

Юлия Сапонова: У нас люди с инвалидностью гораздо позже получили право на видимость в обществе. Я росла в маленьком городе, и в соседней квартире жила девочка с синдромом Дауна. За все детство я видела ее дважды. Ее мама просто стеснялась выводить ее на улицу.

А когда я показала наш фильм «Съесть слона» одной родственнице — ей 94 года — она спросила: «А кто это такие?». Это не про страх, это про отсутствие информации. Люди просто не знают.

Ксения Кабишева: Вот почему так важна работа с партнерами — мы стараемся менять мир не через назидание, а через вовлечение. После интервью или эфира мы получаем сообщения: «Ого, я и не знал, что эти люди не опасны и так талантливы».

Юлия Сапонова (слева) и Ксения Кабишева
Юлия Сапонова (слева) и Ксения Кабишева

Сноб: То есть кто-то действительно считает, что человек с синдромом Дауна может быть опасен?

Юлия Сапонова: В индустрии мы иногда сталкиваемся с таким мнением.

Ксения Кабишева: И это нормально — страх рождается из незнания. Важно не осуждать, а давать людям шанс узнать больше и взаимодействовать. Ничто не меняет взгляды так сильно, как личный опыт.

Сноб: Что вы отвечаете людям из индустрии, которые боятся, что участие актера с синдромом Дауна может отпугнуть зрителя?

Юлия Сапонова: Честно говоря, нам почти не приходится с этим сталкиваться. К нам приходят те, кто уже готов к сотрудничеству — с четкой позицией и пониманием, зачем им это. Мы никого не уговариваем и ничего не доказываем.

Ксения Кабишева: Но если такие сомнения возникают, важно не замалчивать их, а обсуждать. Мы всегда готовы объяснять, искать решения вместе. Например, как сделать образ героя с инвалидностью реалистичным, но при этом не оттолкнуть зрителя, который пока не готов к такому персонажу.

Иногда прямо на площадке вместе со сценаристами и продюсерами дорабатываем сцены — чтобы все звучало органично и работало на историю. Главное — быть в диалоге и искать баланс.

Сноб: А не возникает сомнений, что фильмы с участием людей с инвалидностью не будут смотреть?

Ксения Кабишева: Все зависит от самого проекта. Главное — это качество истории. Людям важны сюжеты про внутренние переживания — про нас самих. И если история сильная, она найдет отклик.

Вот, например, сериал «Она такая классная». Один из главных героев там — человек с аутизмом, но не менее ярко прорисованы линии других героев, которые оказываются в точках принятия значимых решений, взрослеют и обретают свою идентичность. Каждого зрителя трогает что-то свое, а объединяет всех непосредственный и ранимый парень с аутизмом по имени Леня, который в итоге помогает всем найти в жизни компромисс.

Чем больше таких честных и хорошо сделанных историй, тем меньше будет стигмы вокруг людей с инвалидностью.

Отдельный вопрос — это маркетинг таких проектов. Это тот еще челлендж, достойный отдельных дискуссий и ряда исследований.

Сноб: Но стигма до сих пор существует?

Ксения Кабишева: Да. Прежде всего из-за отсутствия опыта общения. Люди боятся того, чего не знают — отсюда и предубеждения. Но сейчас появляется и другая крайность. В комментариях к одному нашему интервью я прочитала: «Хватит уже популяризировать инвалидов!». У кого-то возникает ощущение, что их заставляют смотреть социальный контент, что им что-то навязывают.

Поэтому мы очень осторожны — не используем агрессивный маркетинг и не давим на жалость. Мы стараемся делать истории, которые говорят на универсальные темы и одновременно дают возможность увидеть рядом человека с инвалидностью. Без назидания, через интерес и сопереживание.

Юлия Сапонова и актеры проекта на премьере фильма «Лучше всех»
Юлия Сапонова и актеры проекта на премьере фильма «Лучше всех»

Сноб: Можно ли вспомнить блокбастеры, где главного героя с особенностями играет обычный актер? И может ли быть по-другому?

Юлия Сапонова: Когда речь идет о человеке с синдромом Дауна, заменить его на актера без таких особенностей практически невозможно — внешность сразу все выдаст. Наши ребята могут играть только сами себя. В остальных случаях многое зависит от того, есть ли у актеров с инвалидностью возможность учиться, ходить на кастинги, набираться опыта.

Иногда действительно встает выбор: взять на роль профессионального актера или человека с реальной инвалидностью. Но найти, например, талантливого парня на коляске или актера с аутизмом — сложно. Пока таких просто очень мало.

Сноб: Но почему тогда фильмы вроде «Форрест Гамп», «1+1», «Человек дождя», «Зеленая миля» стали мировыми хитами?

Юлия Сапонова: Эти фильмы не «о них», а о нас. «Форрест Гамп» — это не о человеке с формой аутизма, а о нас. Фильм «Съесть слона» тоже не про людей с синдромом Дауна, он о нас. Самый главный признак хорошей истории — когда ты чувствуешь, что эта история про тебя лично.

Потому что они на самом деле не о «них», а о нас. «Форрест Гамп» — это не про человека с особенностями, а про нас всех. Про выбор, принятие, любовь. Так же и наш фильм «Съесть слона» — он не про людей с синдромом Дауна, а про то, что близко каждому.

Самое главное в хорошей истории — когда зритель чувствует: это и про него тоже.

Беседовала Анна Сметанина

 

Ссылка на первоисточник
наверх